В апреле 1906 года Фрейд начинает переписку с Юнгом, которая интенсивно, то есть до 50 писем в год, продолжалась в течение семи лет и которая содержит свидетельства возникновения и упадка этой дружбы. Оба они свободно обменивались мнениями относительно своих коллег и дальнейших шагов по развитию «дела». Они обсуждали опыт, полученный в работе с пациентами, разбирали крупные проблемы и частные детали теории и практики. Проявляя особый интерес к шизофрении, мифологии, антропологии и оккультизму. Конец переписки отражает нарастающее нежелание Юнга принимать дружбу Фрейда, властное влияние последнего и его требования продолжать борьбу, организацию, управление.[4]
Фрейд хотел полностью завладеть Юнгом, сделать его своим наследником и лидером движения. Подтверждением этому может служить эпизод, который произошел в Соединенных Штатах. За обедом Фрейд предложил преступить «сухой закон», которому следовал Юнг и его учитель Блейер, нарушение его означало бы разрыв с ним и принятие верности Фрейду. На протяжении 1912 года отношения между Фрейдом и Юнгом ухудшились. Фрейд узнал об антагонистическом отношении Юнга к его теориям и к нему самому. Более того, Юнг уже успел высказать Фрейду, что инцестуальные влечения следует толковать не буквально, но как символы других тенденций. Они встретились в Мюнхене в ноябре 1912 года, Фрейд упрекал Юнга за нелояльность, Юнг «покаялся», принял всю критику и обещал исправиться.
Несмотря на повторные заверения в лояльности, как личностные отношения, так и научные взгляды становились все более отчужденными, пока в 1914 году не произошел окончательный разрыв. Разрыв был неизбежен, так как взгляды отличались сильно. Юнг был романтиком, антирационалистом, тогда как Фрейд был ярым рационалистом и стремился рационально контролировать бессознательное.
Взаимоотношения Фрейда с некоторыми другими близкими ему людьми, в особенности с Адлером, Ранком и Ференци, развивались по тому образцу: пылкая дружба, зависимость, превращающиеся затем в подозрительность и в ненависть.
Фрейд и Ференци
В 1907 году, перечитав во второй раз «Толкование сновидений», Ференци испытал потребность написать Фрейду. При посредничестве врача доктора Штайна в 1908 году, незадолго до Зальцбургского конгресса, состоялась их первая встреча на квартире Фрейда. Общение с обеих сторон оказалось столь непринужденным и задушевным, что Ференци тут же пригласили провести летние каникулы вместе с семьей Фрейда – привилегия, которой он часто пользовался и в дальнейшем.
Ференци, когда познакомился с Фрейдом, имел врачебную практику в Будапеште и уже начала первые опыты с гипнозом. Макс Шур, с шармом и юмором, изображающий живой и умозрительный дух Ференци, отмечает, что Фрейд обращался с этим учеником и другом, словно с родным сыном и что поэтому также и в переписке проявляется полная открытость. Это можно проследить даже в небольшом отрывке: « Наши дела мы будем продолжать с осмотрительной уверенностью. Я надеялся, что Юнг подарит мне ощущение, что дети хорошо пристроены, без этого еврейский отец не может ни жить, ни умереть. Теперь я радуюсь, что подобную уверенность внушаете мне Вы и Ваши друзья.
С сердечными пожеланиями на последующие две трети Вашего индивидуального существования. Дружески преданный Вам Фрейд»[5].
Самым поразительным примером фрейдовской нетерпимости и авторитарности является его отношение к Ференци, который долгие годы был самым преданным другом и учеником, не имевших притязаний, и лишь к концу жизни предположил, что пациентам нужна любовь, та любовь, в которой они нуждались, но не получали в детстве. Это привело к определенным изменениям в технике, переходе от совершенно безличного, от фрейдовского «зеркального» положения аналитика к более человечному и любовному отношению к пациенту.
С этим предложением ученик пришел к своему учителю. Но Фрейд не терпел поправок в своей теории. Он внимательно выслушал все высказывания Ференци с нарастающим нетерпением и предупредил ученика, что тот вступает «на опасную почву и в самой основе» расходится «с традиционными обычаями и техникой психоанализа». После чего Фрейд развернулся и вышел из комнаты. Ференци был рядом с Фрейдом почти всю жизнь. Они вместе с ним посещали Париж, Флоренцию, Неаполь и Сицилию, Рим и многие другие места, но за десять лет до смерти Фрейда осенью 1929 года Ференци отходит от своего учителя.
Фрейд и Адлер
Первая из многочисленных размолвок, которыми было отмечено начало истории психоанализа, произошла между Фрейдом и Адлером. Изначально различия между этими двумя направлениями не казались столь глубокими, поэтому, когда в 1910 году венское психоаналитическое общество приняло его к себе и назначило президентом, после чего и начались разногласия.
Вот что говорил Фрейд по поводу отношения к Адлеру: « Теории Адлера начинают слишком сильно отклоняться от истинного пути, и пришло время установить порядок. Он забыл слова апостола Павла, те слова, которые Вы знаете лучше меня: «и я знаю, что нет у тебя любви». Он создал систему мира без любви, и я готов обрушиться на него карающим мечом обиженной богини Либидо. Моим принципом всегда была толерантность, а не насаждение своего влияния, хотя, на практике это не всегда действует». На одном из заседаний Венского общества, на котором Адлер представил свою теорию, Фрейд воспользовался случаем и ответил своему оппоненту в манере, которой Фриц Виттельс назвал попыткой «уничтожить своего противника». Тогда самые верные ученики сомкнули свои ряды вокруг Фрейда, и, - как пишет Виттельс, - «все вместе набросились на Адлера, это было нечто невиданное по своей ярости, даже в вызывающей столько разногласий области, как психоанализ». Но Фрейд не только набросился на Адлера, он еще и намеренно усугубил обстановку. Позднее в феврале 1911 года, Фрейд добился и одной из своих целей, когда Адлер покинул пост президента Венского общества. Вместе с ним ушел и Вильгельм Штекель. В июне того же года Фрейд настоял на том, чтобы Адлер был изгнан и из всех остальных обществ. В августе 1911 года основатель психоанализа объяснял Эрнесту Джонсу, что размолвка с Адлером была неминуемой и, если уж кто и несет ответственность за умышленное создание такой «критической ситуации», так это – Адлер. О том насколько глубока была неприязнь Фрейда к своему ученику моно судить по тем словам кот он сказал об этом, так называемом «кризисе» «это мятеж ненормального человека,- писал Фрейд Джонсу,- которого амбиции довели до сумасшествия его влияние основано лишь на проявлениях крайнего садизма и терроризма по отношению к другим». Фрейд не хотел довольствоваться частичной победой, поэтому, когда осенью 1911 года состоялось заседание венского общества, он еще более усугубил и без того напряженную ситуацию. Именно тогда отец психоанализа объявил, что Адлер ушел в отставку вмесите с тремя самыми верными последователями и то, что они объединились в адлерианскую группу. Фрейд категорически был против содействия с данной организацией и поставил всех перед выбором либо с ним, либо с Адлером, тогда с ним вообще разрываешь связь.[6]
Фрейд и Теодор Райк
Доктор философии Теодор Райк вступил в Венский психоаналитический кружок Фрейда совсем еще молодым и стал одним из первых фрейдовских учеников. Фрейд, с самого начала считавший Райка чрезвычайно одаренным – «одним из главных наших надежд» - и особенно ценивший его наряду с Ранком как исследователя и мыслителя, был связан с ним на протяжении тридцати лет, сначала лично, а затем посредством писем.
Во многих письмах Фрейда можно найти похвалу и признание работ Райка, порой также и замечания в их адрес. Например, Фрейд считает, что они бывают «неотесанными, ядовитыми, сварливыми». В частности, по поводу одной рецензии Райка он отзывается в письме таким образом: «Юмор – это хорошо, но не оскорбление, лучше бы Вы сделали дружелюбные и разумные предложения».
Даже в 1928 году, когда Фрейд в связи с операцией находился в Берлине, где в то время практиковал Райк, он пытался опекать и воспитывать своего коллегу. В ту пору Райк выступил против одного своего коллеги со статьей, полной горьких упреков. Возможно, Райк понимал, что Фрейд воспримет это выступление, как нечто недостойное. С болью в сердце Фрейду пришлось защищать своего юного коллегу от враждебных выпадов, перешедших уже всякие границы. Даже когда Райк написал «Очерк о Достоевском» как отклик на статью Фрейда «Достоевский и отцеубийство», где была как критика, так и признание размышлений профессора. Фрейд откликнулся на это одобрительно.
Фрейд и Анна Фрейд
В декабре 1895 года родилась Анна, шестой и последний ребенок. Когда Анне было 13 лет, Фрейд познакомил её со своей теории психоанализа, она стала посещать его лекции и даже присутствовала на приемах пациентов. После окончания университета, полностью увлеклась психоанализом и вошла в Венское общество. Принимала пациентов в кабинете Фрейда. Когда болезнь сломала Фрейда, она продолжала выступать с его лекциями. Ну что здесь можно сказать, Фрейд хоть и ждал сына, но в дочери «души не чаял» и видел в ней свое продолжение, продолжение жизни своего «дитя» - психоанализа.
Фрейд и Райх
В 1919 году еще студентом-медиком Райх впервые прослушал лекцию по психоанализу и решил посвятить свою жизнь психиатрии.
Более всего Райха привлекала фрейдовская теория либидо, он искал биологические основания этой концепции сексуальных влечений. Он полагал, что нашел, наконец, это подтверждение в открытии биоэнергетических функций, теории оргазма и теории оргона. Его попытка провести «сексуальную революцию» и создать синтез марксистской теории и психоанализа натолкнулась на сопротивление с обеих сторон – как марксисты, так и психоаналитики, в конечном счете, отошли от идей Райха. Райх полагал, что Фрейд был несчастливо женат и зажат в своих отношениях к ученикам и друзьям. Личный и научный разрыв между ними произошел в 1929 году. Райх относил это на счет своих напряженных отношений с Паулем Федерном, проводившим с ним учебный анализ. В сентябре 1930 года, прежде чем отправиться в Берлин, Райх в последний раз посетил профессора в Грундльзее, чтобы попрощаться. Между ними произошло резкое объяснение, и это был конец. Последний приговор Фрейда звучал так: «Ваши взгляды не имеют ничего общего со столбовой дорогой психоанализа». На этой исторической встрече Фрейд якобы также сказал: «Спасать мир – не есть смысл нашего существования».