Кроме этого, влияние на формирование мотивов противоправного поведения оказывает искаженное восприятие и недооценка правонарушителем конкретной жизненной ситуации в качестве криминогенной.
Весьма важное место в процессе формирования преступных мотивов имеют психологические механизмы целеобразования. Цель действий по сравнению с мотивом всегда предметна, более обнажена и осязаема. Она кумулирует в сознании человека и его потребности, и его стремления, и его интересы, и сами мотивы смещаются на цель деятельности.
2 этап преступного поведения– реализации решения: совершаются противоправные действия, наступает противоправный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью. В подобной ситуации встречаются следующие варианты:
- цель оказалась «недовыполненной»: результат полностью или частично не достигнут в силу объективных или субъективных факторов;
- цель оказалась «перевыполненной»: достигнутый результат в ходе совершения преступных действий превзошел ранее поставленную цель (например, в результате разбойного нападения наступила смерть потерпевшего от полученных телесных повреждений). Т.е. имел место первоначально не запланированный результат, который в ходе совершения преступления виновный мог или должен был предвидеть, но не сумел внести коррективы в свои действия, отказаться от ранее задуманного замысла, будучи в состоянии избыточной психической напряженности либо просто из-за рассогласованности совместных действий (в случае группового преступления).
Особой разновидностью криминальной ситуации может быть ситуация с возникновением побочного результата. Такие противоправные действия могут носить и неосторожный характер.
Перечисленные выше процессы завершаются оценкой виновным достигнутого результата, прогнозированием своего дальнейшего поведения в ходе предварительного расследования и на суде. Если результаты противоправных действий ранее не прогнозировались, то это, особенно в первые дни после совершения преступления, вызывает состояние повышенной психической напряженности, что должно учитываться следователем.
Кроме того, нельзя не учитывать и того, что первоначально возникающие у субъекта потребности на данном этапе уступают свое место в иерархии всех его потребностей – потребности избежать разоблачения и наказания.
Появление такой в высшей мере значимой потребности отличает мотивационную сферу преступника от мотивационной сферы любого законопослушного гражданина.
В общей мотивационной структуре личности преступника потребность уйти от наказания в отдельные периоды занимает прочное, ведущее положение. Это связано с действием сильного и эмоционально насыщенного мотива – страха перед наказанием. Страх является мощным «мотиватором» и всей последующей, в том числе противоправной, деятельности, направленной на достижение вновь возникающих целей: уничтожить следы преступления, скрыться от органов правосудия, укрыть от них нажитые преступным путем ценности, устранить свидетелей преступления и т.д.
В этой криминальной ситуации виновный переживает состояние психической напряженности, вызванное тем фактором, что достижение преступной цели, теперь уже выполняет иную функцию – обусловливает появление новых побуждений, направленных на избежание наказания.
В мотивационном профиле личности преступника, наряду с ведущим мотивом избежать наказание, выявляется еще одна новая для него потребность, связанная с ситуацией правовой неопределенности его положения (недостаточная доказанность его вины, альтернативы в квалификации деяния и в назначении меры наказания), которая затрагивает жизненно важные для него перспективы. Преступник начинает испытывать потребность устранить возникшую ситуацию неопределенности, заполнить своим активным деятельным участием своеобразный информационный вакуум. Побуждения, связанные с этой потребностью, бывают настолько сильными, что даже такая потребность, как желание во что бы то ни стало избежать наказание, уступает ей свое доминирующее положение. Это объясняется еще и тем, что ситуация неопределенности нередко обусловливает появление характерных эмоциональных явлений: психической напряженности и страха. Ситуация неопределенности является объективным фактором, который влияет на дальнейшие мотивационные процессы личности правонарушителя, и нередко побуждает его давать правдивые показания. Важнейшими факторами преступного поведения являются особенности и свойства личности преступника: направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, свойства характера. Кроме этого, воздействие социальной среды на формирование личности преступника и его поведения до совершения преступления и в его процессе также играют очень важную роль.
Все эти «внешние и внутренние факторы, влияющие на принятие решения совершить преступление, находятся в тесном взаимодействии. Свойства личности, равно как и объем внешней информации, определяют не только количество, но и содержание вариантов поведения, которые корректируются моделями прогнозируемого будущего».
Кроме этого, в ЮП существуют так называемые безмотивные преступления. Это условное название, поскольку речь идет о сознательной деятельности человека, но установить мотив преступления традиционным путем бывает чрезвычайно сложно.
Первую группу безмотивных умышленных преступлений составляют преступления, внешне отличающиеся своей бессмысленностью, непонятной избыточной жестокостью по отношении к жертве, неадекватным характером насильственных действий. Скрытая от первого взгляда мотивированность таких действий нередко вызывает сомнения относительно психического здоровья подозреваемого. А исключение психического заболевания по результатам судебно-психиатрической экспертизы еще больше обостряет возникшую проблему. Поиск мотива может зайти в тупик, если следователь продолжает мыслить традиционно, не учитывая возможную полимотивированность совершения противоправного действия.
И лишь после того как удается разрушить привычный стереотип мышления и перейти к более глубокому исследованию всей мотивационной сферы личности, включающей в себя не только отдельные потребности и интересы, но и скрытые в глубинах психики индивида, его влечения, настроения, психические состояния, можно понять кажущуюся на первый взгляд «безмотивность» преступления и найти его истинные мотивы.
Особую сложность представляют случаи, когда преступник имеет психические отклонения от нормы (но вменяем), наделен акцентуированными чертами характера, психопатизирован или склонен к аномальным формам реагирования, испытывает серьезные трудности в процессе социальной адаптации в новых условиях жизни, в экстремальных условиях деятельности.
Вторую группу «безмотивных» преступлений образуют преступления насильственного характера, возникающие по механизму «смещения» (переноса) агрессивности в состоянии фрустрации. Указанные действия могут носить и характер аутоагрессии вплоть до совершения суицида. Благодаря этим «смещающим» действиям, направленным на совершенно иной, посторонний объект, у субъекта ослабляется избыточное напряжение психики, создается поведенческая иллюзия реагирования на какие—то неблагоприятные факторы, с которыми субъект не смог своевременно справиться. А тот негативный опыт переносится им теперь на совершенно иных лиц, порой не имеющих никакого отношения к тем переживаниям, которые ему пришлось испытать.(Пример с Сок. – убийство семьи + суицид). Аналогичный механизм преступного поведения может быть найден и при совершении так называемых неосторожных преступлениях. Неосторожность обычно проявляется не в отношении самого противоправного действия или бездействия, а в отношении общественно вредных последствий. Поэтому эти преступления подчиняются тем же психологическим и социальным закономерностям, которые действуют применительно к генезису умышленных правонарушений.
Законодателем связывается неосторожное совершение преступления с легкомыслием, с отсутствием «необходимой внимательности и предусмотрительности» у субъекта (ст. 26 УК РФ). Отмеченные выше критерии в поведении субъекта нередко усиливаются определенными особенностями его личности, в числе которых могут быть невротизм, повышенная аффективная возбудимость, психопатизация, импульсивность, ригидность мыслительных процессов при недостаточно высоком интеллектуальном уровне развития, завышенная самооценка, сниженный самоконтроль. Сюда же относятся дефекты восприятия, внимания, памяти, координации движений, которые могут недооцениваться самим субъектом.
Среди психологических факторов, в значительной мере влияющих на поведение лиц, неосторожно совершивших преступление, особое место принадлежит психологической установке в виде легкомысленности, социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним.
Говоря об отличиях с психологической точки зрения неосторожных преступлений от умышленно совершаемых преступных деяний, следует особое внимание обратить на процессы мотивации и целеполагания. Если в умышленных преступлениях мотив и цель непосредственно связаны с наступившим результатом, то в неосторожных преступлениях имеет место разрыв между мотивом и целью противоправного поведения субъекта, с одной стороны, и наступившим результатом – с другой. Этот разрыв заполняется мотивом и целью допускаемых субъектом нарушений определенных правил поведения, объективно направленных на недопущение тяжких последствий, которые , в представлении субъекта, могут наступить, а могут и не наступить. В этом проявляется волевой характер противоправного поведения субъекта и отдельных его действий, связанных с несоблюдением им тех или иных предписаний обязательного характера. Следует помнить, что отсутствие мотивации на достижение преступного результата в неосторожных преступлениях не исключает в целом мотивов противоправного поведения, следствием которого в конечном итоге и явился этот результат.