Смекни!
smekni.com

Роль самооценки в самовоспитании старшеклассников (стр. 4 из 4)

Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования старшеклассник может выбрать профессию, которая ему будет интересна, а не потому что у него хорошие оценки по этому предмету и он легко ему даётся. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать совсем, противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой.

Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к самовосприятию. Он будет считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.

Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех. Старшеклассники определяют школу более функционально, как «учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных людей».

Круг интересов и общения старшеклассников всё больше выходит за пределы школы, делая её только частью, но существенной частью, его окружающего мира. В средних классах школьников, главные интересы которых сосредоточены вне школы, сравнительно не много, и такие факты воспринимаются как тревожный сигнал. В девятых, десятых классах это уже статистически нормальное явление. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассники ещё принадлежат школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит своё поведение , всё чаще находятся вне её.

Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители, учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих выполняемым учителем функциям:

замена родителей;

власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;

авторитетный источник знаний в определённой области4

старший товарищ и друг.

В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем старшекласснику очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его требований к такой дружбе всегда высок.

Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь существует с одним - двумя учителями, и с возрастом этим отношения становятся всё более избирательными.


Вывод

Юношеский возраст - не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеский годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти старшеклассника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрёжкой и скукой, -во много зависит от атмосферы, царящей в школе, от его отношений с учителями.

Я убедилась, что самооценка играет большую роль в становлении личности человека. И сделал вывод, что несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна в большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка встречается. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я», а с другой стороны - осознание своего положения в мире. Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементов социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама потребность в самоанализе - необходимый признак развитой личности и целенаправленного самовоспитания.


Список литературы

1.Иващенко Ф.И. О психологии воспитания. Мн., 1993. С. 4-10.

2.Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. Мн., 1985. С. 27-47. ( Формирование личности в процессе воспитания.)

3.Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: пособие для учителей. М., 1994

4.Корниенко Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. Новосибирск, 1993.

5.Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Мн.,1991.

6.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.

7.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1982. С. 27-40.

8.Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. С. 94-113. Психология воспитания/ Под ред. В.А. Петровского. М., 1995.

9.Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания// Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 183-193.

10.Семья в психологической консультации/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.,1989. С. 19-29.

11.Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

12.Титаренко В.Д. Семья и формирование личности. М., 1987.

13.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

14.Фромм Э. Человек для себя. Мн., 1992.

15.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

16.Якобсон С.Г. и др. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников// Вопросы психологии. 1997. №3. С.3-11.