Смекни!
smekni.com

Психолого-педагогическая социальная практика в средней общеобразовательной школе (стр. 3 из 7)

Кроме того, в рамках школьной психологической практики имеется возможность дать студентам задания, связанные с проведением элементов социально-психологического тренинга. Умение проводить такие тренинги очень важно для практического психолога, однако в ВУЗе студенты приобретают опыт преимущественно не проведения таких занятий, а лишь участия в них. Только в последнем семестре V курса читается дисциплина “Активные методы социально-психологического обучения”, на которой студенты осваивают и пробуют провести тренинговую программу для детей и подростков. Однако в качестве тренинговой группы на этих занятиях выступают не школьники, а сокурсники, специфика работы с которыми сильно отличается от специфики работы со школьниками. А читается этот курс после окончания всех практик, поэтому студенты лишены возможности перенести полученные навыки на школьников.

В результате складывается парадоксальная ситуация: на практики студенты приходят, не имея необходимой для проведения тренингов учебно-методической подготовки, а получив такую подготовку, уже не имеют возможность реализовать ее на практике. Конечно, оптимальным способом решения этой проблемы была бы коррекция учебных планов таким образом, чтобы изучение методических основ тренинговой работы предшествовало хотя бы одной из школьных психологических практик. В существующих же условиях в рамках практик удается успешно организовать только проведение студентами небольших фрагментов тренинговой работы по четкому предварительному плану, нюансы воплощения которого должны быть предварительно обсуждены с психологом. Кроме того, желательно проведение наблюдения непосредственно в ходе тренинга. Такие занятия полезны как для студентов, так и для школьников, но возьмет ли на себя психолог сложную и неоплачиваемую работу по их организации, вопрос спорный.

Сложности организационного плана в ходе практик связаны еще и с тем, что вся работа должна быть распределена и выполнена в течение одной недели, что не всегда возможно. Видимо, краткосрочные школьные практики в организационном плане было бы удобнее проводить не в течение одной недели подряд, а, например, 3 недели по 2 дня (разных) в каждую. Общее количество часов при этом не изменится, а эффективность практики может возрасти.

Что касается психологической части работы студентов на методической и стажерской практиках, то ее эффективность, к сожалению, оказывается ниже, чем на краткосрочных психологических практиках. Основная причина этого в том, что базовые школы для таких практик почему-то выбираются исключительно с ориентацией на преподаваемый предмет, без учета наличия и эффективности работы психологической службы. В результате студенты получают задания по психологии, но часто оказываются в ситуации, когда качественно выполнить их на базе предложенной школы попросту невозможно. Например, мне достоверно известен случай, когда практикантам в школе так и не выделили время для выполнения психологических заданий, в результате они для получения зачетов были вынуждены заполнять друг другу тестовые бланки вместо учеников. Это абсолютно бесполезно, да и попросту унизительно для студентов. Кроме того, вполне возможно, что “полученные” таким путем данные преподаватель использует в собственной методической работе. Думаю, достоверность результатов такой работы в комментариях не нуждается.

Многие преподаватели и школьные психологи выходят из описанного положения, предлагая студентам ксерокопии методик. Однако распечатанный список вопросов, которые следует зачитать испытуемым - это далеко не весь психологический тест. Как минимум, следует иметь еще подробное описание теста, процедуру обработки и интерпретации результатов, нормативные показатели. О том, что для большинства тестов желательно еще раздать каждому испытуемому стандартные бланки фиксации результатов, на практике ввиду отсутствия таких бланков обычно и не упоминают.

В связи с описанными обстоятельствами актуально издание новых методических пособий, ориентированных целенаправленно на школьную психологическую практику и отвечающих современным запросам. Кроме того, следует финансировать ответственным за проведение практик кафедрам или базовым школам работу по печати необходимых расходных материалов.

Даже если студенты качественно освоят на школьных практиках все описанные выше направления работы, еще не будут полностью готовы к выполнению профессиональных обязанностей школьного психолога. Например, они все равно практически не получат навыки консультационной и психокоррекционной работы. Развить такие навыки в рамках школьной практики вообще затруднительно, для этого необходима практика в специализированных психологических центрах. Но такая практика сейчас не проводится, и это в большей степени экономическая, чем учебная проблема. Однако есть и некоторые исключения: например, профессор А.И.Захаров приглашает студентов, изучающих у него психотерапию, на практические занятия в свой Учебно-консультативный центр. Но один за семестр выезд на такую практику носит скорее ознакомительный, чем учебный характер, да и совершается он исключительно по инициативе данного преподавателя.

В целом следует отметить, что эффективность школьных психологических практик может быть существенно повышена. Но основной ключ к этому находится в руках не преподавателя СГПИ (он все равно в школе гость), а в руках школьного психолога, непосредственно координирующего работу студентов и оказывающего им методическую и профессиональную поддержку. Психолог должен быть профессионалом, искренне заинтересованным в том, чтобы научить тонкостям своей работы студентов, а не только использовать их как дополнительную рабочую силу. Конечно, кто-то готов заниматься этим бескорыстно. Но таких энтузиастов своего дела единицы, на всех студентов их не хватит. Более того, в современных условиях психологи-профессионалы высокого уровня вообще редко задерживаются в школе. Впрочем, эта уже не психологическая, а социально-экономическая проблема, выходящая за рамки нашего обсуждения.


7. Работа, выполненная вне индивидуального плана

7.1 Опрос «каковы причины конфликтов учеников и преподавателей»

По просьбе преподавателя самопознания Мендыбаевой Кадиши Каримовны в 8 «А», 9 «Б» и в 11 «Б» классах проведен опрос «Каковы причины конфликтов между учителями и учениками». Лист опроса предоставить не могу, т.к. он был в единственном экземпляре. Кадиша Каримовна сдала его в образовательный отдел сразу после проведенной методики, у меня не было возможности снять копию.

В ходе данного опроса выяснилось, что лишь 25% учащихся считают что конфликты возникают из-за неуд. поведения или неготовности к д/з, а остальные 75% учащихся видят причины конфликтов в преподавателях – их раздражительность, нежелание слушать и понимать ученика. В свою очередь свою вербальную агрессию объясняют защитой.

По итогам этой работы я подготовила публичное выступление в целях пропаганды психолого-педагогических знаний (см. приложение № 7).

7.2 Психологическая консультация

По просьбе завуча второй смены Поповой Людмилы Анатольевны с педагогически запущенной ученицей Кехтер Л., которая учится в 3 «Б» классе, и ее мамой . Жалобы мамы и педагогов: девочка себя ведет очень агрессивно, не слушает преподавателя. Мною была проведена методика «несуществующее животное», в ходе которой выяснилось, что данное поведение объясняется нехваткой общения, тревогой, желанием всеми командовать и любовью создавать конфликтные ситуации. Рекомендации родителям: уделять дочери больше внимания, играть вместе с ней, не идти на конфликты. Аккуратно выяснить причину тревоги и постараться успокоить своего ребенка.


7.3 Участие в ток-шоу «скажи нет наркотикам!»

Принять участие в данном мероприятии попросила журналистка Рублева. Т.Н.

Тема: Подросток, скажи нет наркотикам

Задачи: разъяснить вред наркотиков с медицинской и психологической точки зрения; показать, что жизнь подростка не безразлична обществу.

Целевая аудитория: 9,10,11 классы.

Присутствующие гости: Психолог-практикант Лукьянова Н.В., майор милиции Рудецкая Р.В., журналист Рублева Т.Н., Медсестра Джаналинова М.Д., директор школы Рахимова Р.Б.

Подросткам был продемонстрирован ролик о вреде наркотиков, где показывались последние минуты жизни наркомана, горечь и печаль родителей. Затем задавались подросткам вопросы по теме. Каждому из классов дали задание нарисовать плакат о вреде наркотиков. Также присутствующим гостям нужно было рассказать о той работе, которая делается для подростков, чтобы уберечь их от наркозависимомти.

8. Самоанализ проделанной работы.(по итогам прохождения психолого-педагогической социальной практики)

В ходе прохождения психолого-педагогической социальной практики добилась всех поставленных целей: проводились мероприятия по изучению отдельных учащихся, коллективов; укрепила полученные ранее знания по психологическим и педагогическим дисциплинам; получила умения и навыки планировать работу школьного психолога, адекватно подбирать психодиагностический инструментарий, строить программы коррекционной и развивающей работы.

На основе календарного плана школьного психолога прошла следующие этапы психолого-педагогической социальной практики:

1. Организация и проведение научно-исследовательской работы;

2. Проведение консультирования по актуальным темам;

3. Осуществление психологического просвещения;

4. Проведение коррекционной работы;

5. Проведение диагностической работы с применением различных диагностических методик.

К концу прохождения практики получила от психолога школы Калиоллаевой М.Ж., директора школы Рахимовой Р.Б. и преподавателя самопознания Мендыбаевой К.К. очень лестные отзывы о проделанной мной работе. Получила положительную характеристику. Ученики отнеслись ко мне с уважением, что указывает на педагогическое мастерство.