Трансактный анализ
В теории Э. Берна [] нет четкого определения и понимания сущности наркомании. В соответствии с его теорией нормальное развитие личности происходит, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом. Это люди с хорошими границам Я, у которых могут быть серьезные внутренние конфликты, но которые способны сбалансировать Родителя, Взрослого или Ребенка так, чтобы "позволить", каждому выполнять свои функции. В связи с этим, многие исследователи высказывают предположение, что у наркомана доминирует одно эго-состояние, скорее всего это Ребенок, либо одно эго-состояние заражено другим [].
Наркомания также может быть рассмотрена и как игра, в которой каждый участник (это могут быть члены семьи, окружающие, "спасающие" организации) занимает определенную позицию. Игра - это, по- сути, искуственность поведения, невозможность достижения спонтанности. Когда отсутствует искренность, - идет проигрывание каких-то сложившихся и привычных ситуаций. В игре каждый вроде бы получает определенную выгоду, но ее участники в таких условиях не могут развиваться, изменяться, а значит, не имеют возможности разрешать данную проблему, делать то, что могло бы привести к выздоровлению. Такие взаимоотношения фиксируют психическую зависимость от наркотиков []. Отметим в связи с этим весьма продуктивную для трансактного анализа как терапевтического направления мысль В.А. Петровского о том, что "игра выступает как способ самопознания, как способ достижения спонтанности при одновременном стремлении к искренности и невозможности ее достичь".
Игры можно считать частью более широких и сложных трансакционных ансамблей, называемых сценариями. Сценарии относятся к области явлений психологического переноса, то есть являются производными, точнее, адаптациями инфантильных реакций и опытов []. Это сложное сочетание трансакций циклических по своей природе. Психологический анализ сценариев показывает сущность такого сложного явления как созависимость в семье наркомана []. Несмотря на отсутствие в рамках трансактного и структурного анализа разработанной концепции наркотической зависимости, есть все основания отметить высокий теоретический и практический потенциал этого направления.
Системный подход
С позиций системного подхода наркоманию можно определить как системный комплекс, который включает элементы, различные по своей природе, уровню и динамике. Если рассмотреть наркоманию с точки зрения системной семейной психотерапии, то это семейное заболевание, "семейная проблема". Наркоман "вовлекает" в болезнь всех близких ему людей, у которых формируется созависимость. Она, в свою очередь, препятствует адекватному восприятию действительности, искажает характер внутрисемейного взаимодействия и, таким образом, фиксирует психическую зависимость. Если взрослый член семьи (отец или мать) зависим от психоактивных веществ, то это пагубно отражается на ребенке еще до того, как он сам непосредственно начал их употребление. Ребенок, растущий в такой семье, является элементом дисфункциональной системы и испытывает воздействие всего комплекса факторов, ведущих к развитию заболевания. Вырастая, он перенесет свой опыт во взрослую жизнь и, скорее всего, станет сам химически зависимым или свяжет свою жизнь с химически зависимым человеком []. Безусловно, системный подход имеет значительные перспективы в анализе наркомании как сложного и многоуровневого явления.
Вместе с тем, системный анализ указывает на то, что факторы формирования и фиксации зависимости от наркотического вещества различны как по способу происхождения и функционирования, так и по своей структурной сложности и "направленности". Вполне может быть, что, по мысли В.А. Петровского, "наркомания как системный феномен не имеет общего телеологического основания". Эта мысль В.А. Петровского вполне подтверждается сделанным им же наблюдением, в соответствии с которым наркомания "не имеет и результирующей терапии". Таким образом, в случае наркомании - это особого рода системы, специфические особенности которых не нашли отражения в исследованиях по системной проблематике.
Таким образом, в рамках существующих сегодня направлений в психологии на наш взгляд нет ни одной теории или концепции, которые могли бы полностью объяснить феномены, связанные с употреблением наркотиков, не прибегая к заимствованиям из других теорий, игнорированию того, что "упрямо не объясняется" или использованию в качестве исходных положений утверждения, не имеющие логического или теоретического обоснования.
1.2 Виды наркотической зависимости
Понятие наркомания в переводе с греческого означает - «оцепенение» и «безумие, восторженность», что в полной мере отражает патологическое влечение к наркотическим веществам.
Наркотические вещества употребляют различными способами: глотание, инъекции, вдыхание, введение через капельницы. Существует две формы привязанности к наркотическим средствам: психическая и физическая зависимость. Для физической зависимости характерна ломка при прекращении употребления наркотического вещества, и нормализация состояния при очередной дозе. Психологическая зависимость характеризуется патологической зависимостью нервной системы наркомана в потреблении наркотического вещества для снятия дискомфорта и психозов.
Говоря о наркомании, можно сразу обозначить две основных проблемы, с которыми приходится сталкиваться врачам: стереотип злоупотребления наркотиками и синдром наркотической зависимости. Разница между ними заключается только в том, что о стереотипе говорят, когда человек время от времени употребляет тот или иной вид наркотиков, а о синдроме – когда наркоман уже не в силах от них отказаться. При этом стереотип может периодически меняться, а синдром зависимости, единожды сформировавшись, остается навсегда. Какой наркотик при этом употребять — фактически неважно. А если что и меняется, то лишь дозировка.
Принято выделять следующие виды наркотической зависимости: психическая, физическая, толерантность.
Психическая зависимость - болезненное стремление непрерывно или периодически принимать наркотический или другой психоактивный препарат с тем, чтобы испытать приятные ощущения либо снять явления психического дискомфорта. Она возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков, но может быть и после однократного приема. Является самым сильным психологическим фактором, способствующим регулярному приему наркотиков или других психоактивных средств.
Патологическая психическая зависимость представлена патологическим влечением к изменению своего состояния посредством наркотизации.
Существует два вида:
· Психический (постоянные мысли о наркотике, которые сопровождаются подъемом настроения, оживлением в предвкушении его приема, подавленностью, неудовлетворенностью);
· Компульсивный (неодолимое стремление к наркотизации, стремление получить наркотик, определяет поведение, поступки больных);
Физическая зависимость - состояние перестройки функций всего организма в ответ на хроническое употребление психоактивных веществ. Проявляется выраженными психическими и соматическими нарушениями при прекращении приема наркотиков или нейтрализации его действия специфическими антагонистами. Эти нарушения обозначаются как абстинентный синдром, синдром отмены или синдром лишения. Они облегчаются или полностью купируются при новом введении того же наркотика. Клиническая картина абстинентного синдрома при разных видах наркоманий различна. Физическая зависимость развивается в процессе хронического употребления не всех наркотических препаратов (например, кокаин).
Толерантность - состояние адаптации к наркотическим или другим психоактивным веществам, характеризующееся уменьшенной реакцией на введение того же количества наркотика, когда для достижения прежнего эффекта требуется более высокая доза препарата.
Стереотипы употребления наркотиков различны. Самым «тяжелым» вариантом считается употребление инъекционных препаратов — героина, морфина, а также самодельных опиатов, которые используются без всякой дополнительной очистки. Подобная практика часто становится причиной распространения в среде наркоманов различных инфекционных заболеваний: гепатита, флебитов, СПИДа. Поэтому одной из основных задач в борьбе с наркотиками является перевод наркомана на неинъекционные формы зависимости.
С этой целью в конце прошлого века была разработана концепция harm reduction (уменьшения вреда). В ее основе лежит идея о том, что наркозависимость, как и алкоголизм, неизлечимы. А приняв за аксиому тот факт, что наркоманы и алкоголики никогда в жизни не смогут выдержать синдром абстиненции, следует отказаться от попыток таких людей вылечить. А чтобы избежать разного рода социальных последствий и держать ситуацию под контролем, необходимо обеспечить их потребность в ежедневной «дозе» на государственном уровне. Широкую известность, к примеру, приобрели голландские «метадоновые программы», где каждый зарегистрированный наркоман ежедневно получает бесплатные таблетки метадона — синтетического наркотика, близкого по действию к морфину.
Мнение о «неизлечимости» наркомании к настоящему времени глубоко укоренилось в общественном сознании, получив вполне приемлемое психологическое обоснование. Как утверждают психологи, наркотик, по большей части, — не более, чем протез для замены тех личностных качеств или душевных состояний, которые наркоман не научился вырабатывать самостоятельно. И будущий наркоман начинает принимать наркотики, поскольку он изначально является человеком закомлексованным и от своих комплексов целиком и полностью зависящим, а не впадает в зависимость из-за того, что начинает принимать наркотик.