Смекни!
smekni.com

Влияние музыкальных и художественных символов на восприятие художественного (музыкального) произведения (стр. 12 из 12)

2. Определены особенности музыкального восприятия - это предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

3. Проанализированы различные подходы к структуре музыкального восприятии в психологических исследованиях: интонационный, структурный, с точки зрения музыкальной формы, художественного образа, "музыкального языка", информационный, личностный.

4. На основе анализа психолого-педагогической литературы определена структура восприятия музыкального произведения:

· Эмоциональное переживание;

· Восприятие знаково-символических средств в музыке;

· Связь музыкальных и речевых интонаций;

· Пространственно-исторические компоненты;

· Жизненный опыт;

· Адекватность восприятия.

5. Определено, что компоненты структуры восприятия музыкального произведения имеют личностную направленность исоздают в сознании воспринимающего человека целостный смысловой образ данного произведения.

6. Выявлено, что смысловой модификацией художественного образа произведения искусства является художественный символ, следовательно, понимание художественных символов оказывает влияние на адекватность восприятия музыкального произведения.

7. Путем исследования философской, музыковедческой и психологической литературы, а также анкетирования студентов старших курсов музыкального отделения установлено, что в понимании художественных символов имеет место личностный компонент. Этот фактор оказывает влияние на индивидуальные особенности восприятия музыкального произведения каждым человеком.

8. Из личного опыта, а также по результатам педагогической практики и на основе анкетирования сделаны выводы о целесообразности введения изучения музыкальных символов в рамках школьной программы по музыке, поскольку их понимание положительно влияет на восприятие смыслового содержания музыкального образа.

9. Полученные данные исследования позволили сформулировать общий вывод о том, что восприятие музыкального произведения происходит в процессе познания и личной трактовки значения символов и на этой основе восприятия целостности художественного образа музыкального произведения.


Список литературы

1. Ананьев Б.П. Задачи психологии искусства. //Художественное творчество. – Л., 1982.

2. Арановский М.Г. Музыкальный текст: структура и свойства. М.: Композитор, 1998.

3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - М.: Музыка, 1971.

4. Асафьев Б.В. Речевая интонация. – М., - Л., 1965.

5. Беляева–Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке. // Проблемы музыкального мышления. – М., 1974.

6. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 2008.

7. Бычков Ю.Н. Проблема смысла в музыке.// Музыкальная конструкция и смысл. Сб. трудов, вып. 151 РАМ им. Гнесиных. - М., 1999.

8. Вартонян И.А. Звук –слух –мозг. –Л., 1981.

9. Веракса А. Н. Особенности символического опосредствования у младших школьников // Психологическая наука и образование. –2008. –№1.

10. Веракса А. Н. Роль символического и знакового опосредствования в познавательном развитии // Вопросы психологии. 2006. № 6.

11. Выготский А.С. Психология искусства. –М., 1965.

12. Гарбузов H. A.Музыкальная акустика. - М., 1954.

13. Готсдинер А.Л., Мясищев В.Н. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показателей. // Вопросы психологии, №1, 1975.

14. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1983.

15. Звонова Е.В. Музыкальная психология. Учебное пособие– Коломна: МГОСГИ, 2010.

16. Иванченко Г.В.Восприятиемузыки и музыкальные предпочтения // Психологическийжурнал. 2001, № 1.

17. Изард К.Э. Психология эмоций./ Перев. С англ. –СПб.: Питер, 1999.

18. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки. //Вопросы музыкознания, т.3.

19. Костюк А.Г. Восприятие мелодии. – Киев, 1990.

20. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия.//Художественное восприятие. –Л., 1971.

21. Лазутина Т.В. Процесс символизации в музыке. Автореф. дисс. канд. философских наук. – Тюмень, 2003.

22. Лазутина Т.В. Онто-гносеологические и аксиологические основания языка музыки. Автореф. дисс. докт. философских наук. – Екатеринбург, 2009.

23. Леонтьев А.Н. Осмысленность искусства.// Искусство и эмоции. Матер.межд. симп. – Пермь, 1991.

24. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М. - 1976.

25. Маланов С. В. Функциональная структура обобщенной ориентировки учащихся в предметном содержании научных знаний. //Новое в психолого-педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. № 1. - М.: Издательство Московского психолого-социального института. 2008.

26. Медушевский В.В. О законностях и сроках художественного воздействия музыки. – М., 1976.

27. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздествия музыки.- М., 1976.

28. Медушевский В.В. О содержании понятия "адекватное восприятие".//Восприятие музыки. – М., 1980.

29. Милнер П. Физиологическая психология./ Пер. с англ. - М.: Мир, 1973.

30. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. –М.,1972.

31. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. – М., 1984.

32. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки.//Восприятие музыки. – М., 1980.

33. Носина В.Б. Символика музыки И. С. Баха / Междунар. курсы высш. худож. мастерства памяти С. В. Рахманинова. - Тамбов, 1993.

34. Орлов Г.А. Древо музыки.(Издание 2-е, исправленное) Спб: Советский композитор, 1992.

35. Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия. // Вопросы теории и эстетики музыки, вып.2.

36. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. – Киев, 1975.

37. Петрушин В.И. Музыкальная психология. -М.: Пассим, 1994.

38. Поляков А. М. Символ как условие продуктивного действия // Вопросы психологии. 2006. № 1.

39. В. М. Привалова. Текст, контекст и семантика в истории орнаментальной культуры финно-угорских народов.// Регионоведение №3 2008.

40. Раппопорт С.Х. Книга по эстетике для музыкантов.- М., 1982.

41. Раппопорт С.Х. Природа искусства и специфика музыки // Эстетические очерки. Избранное. / Моск. гос. конс. им. П. И. Чайковского. - М.: Музыка, 1980.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2003.

43. Савина Л.В. Звукоорганизация музыки ХХ века как объект семиотики.// Автореф. диссертации доктора искусствоведения. – Саратов, 2009.

44. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988.

45. Сокальский П.П. О механизме музыкальных впечатлений. // Музыка и психология. Вып. 1 и 2. – Одесса, 1987.

46. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия .// Проблемы музыкального мышления. –М., 1974.

47. Тарасов Г.С. Психология в художественных вузах.// Психол.журн., т.4, №1, 1984.

48. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

49. Теплов Б.М. О музыкальном переживании. Психологический Институт РАО. Рукопись.

50. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР./ М.- Л., 1947, вып.2.

51. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. Ч.1, 3 изд. - М., 1966.

52. Фарбштейн А.А. Музыка и эстетика. – М., 1976.

53. Холопова В.Н. Три стороны музыкального содержания.// Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы Первой Российской научно-практической конференции 4-5- декабря 2000 г., г.Москва. //Москва-Уфа, РИЦ УГИИ, 2002.

54. Холопова В.Н.Специальное и неспециальное музыкальное содержание. М., 2002.

55. Яворский Б.Л.Восприятие ладовых мелодических построений (совм. с С. Н. Беляевой-Экземплярской), в кн.: Сборники экспериментально-психологических исследований, вып. 1. - Л., 1926.