Смекни!
smekni.com

Значимость восточного учения и способы приобретения отдельных культурных навыков духовного развития для европейской личности (стр. 10 из 11)

Стэн Роубел – мастер Айкидо говорит - «Движения говорят о том, кем мы являемся и как взаимодействуем с окружающим миром. В то же время точность послания искажается личным восприятием адресата. Подобно движению, восприятие обусловлено ожидаемой реакцией. Ощущения говорят о том, как мы видим и трактуем возможности и противодействие внешнего мира и как мы определяем свою принадлежность к этому миру».

При движении наше восприятие впитывает в себя буквально поток альтернативных возможностей. Это напоминает сцену, на которой установлены многочисленные зеркала. То, что мы видим, представляет собой многослойный информационный пирог. Иными словами, воспринимаемая информация имеет отношение не только к тому, что находится перед нами, но и ко всем окружающим нас объектам. Мы сами выбираем объект наблюдения и объект взаимодействия. Мы сами выбираем нашу реальность.

3.5 Наблюдение

На протяжении четырёх лет мы наблюдали за тем, что привлекает людей в айкидо. Их мотивировки и приоритеты были разными, но всех объединяло одно – стремление обогатить собственную жизнь чем-то существенным. Одни хотели обрести навыки самообороны, другие просто поддерживать физическую форму, третьи изучить медитативные аспекты движения в потоке или получить от занятий нечто большее – то, что трудно высказать словами.

На основе опыта наблюдения за собственными движениями мы пытались выяснить особенности движений новичков.Их способность к кинестезическому (получению информации о движении и положении собственного тела) восприятию разнообразна. Одни демонстрируют спортивную удаль, другие не могут отличить левую руку от правой. Одни полностью выкладываются на тренировках, других пугают даже незначительные физические усилия. Происходит своего рода процесс естественного отбора, во время которого одни ученики продолжают совершенствовать свои навыки, а другие больше не появляются в тренировочном зале. По поводу последних можно сказать, что этот опыт не пришёлся им по нраву, так как они ожидали более быстрого эффекта. Но мы хотим напомнить, что айкидо – это интеллектуальное и очень сложное боевое искусство и требует постоянной работы над самим собой, поэтому здесь нечему удивляться – «каждому своё».

На самом деле мы не знаем истинную причину их ухода, так как знакомство с ними было непродолжительным. Поведение самих учеников и их взаимодействие друг с другом вызывают несомненный интерес. В этой связи возникают вопросы: заложен ли потенциал дальнейшего постижения в структуре личности человека? Способствуют ли тренировки самовыражению личности? Хочет ли он выглядеть более привлекательным, сексуальным или ему всё равно, лишь бы быть приобщённым к чему-либо значимому, и заводить новые, нужные знакомства.

Движения являются отражением внешних факторов, определяющих качества нашей личности. Люди становятся людьми в процессе «окультуривания», на который влияют общество, родители, школа, семья, события повседневной жизни. Этот процесс формирует реакцию человека на внешние раздражители. Ответная реакция может быть преходящей или может прочно укорениться в сознании как базовый принцип самовыражения.

Если стремление к самовыражению в движении заложено в каждом из нас, то чем отличается спортсмен от нетренированного человека? Вероятно, разница их потенциалов не так уж велика. Скорее всего, различие следует искать в их способности к восприятию. В самом деле, учебные методики продиктованы современными подходами к обучению.

Движения не ограничиваются исполнением технических приёмов, уклонением от ударов или преднамеренными падениями. Они тесно связаны с техникой дыхания, способами структурного и функционального совершенствования, отношением к окружающей среде и тем, как мы чувствуем и познаём окружающий мир на уровне внутреннего восприятия. Движение – это результат и одновременно причина внешнего самовыражения.

Исходя из того, что у каждого человека существует некий нереализованный потенциал, может быть, следует сосредоточить усилия на поиске истинного «Я», вместо того чтобы акцентировать внимание на внешней форме боевого искусства, т.е. сводить все свои сознательные мысли к минимуму, для высвобождения бессознательного с чем бы обязательно согласился доктор Юнг, так как именно только таким путём для европейской личности можно достигнуть совершенства в айкидо, а значит и возвратить утраченную духовность. Внешняя форма айкидо, может стать своего рода посредником в процессе самопостижения. Она способствует становлению личности и её самореализации. Следовательно, если человек готов к восприятию новой информации, методы айкидо дадут возможность познать самого себя и встать на путь самосовершенствования.

3.6 Барьеры самовыражения личности и освобождение от них

В определённом смысле наши поступки в значительной степени предопределены. Влияние родителей формирует самосознание ребёнка, его отношение к людям и окружающей среде. Школа, церковь, соседи, общество и культурные традиции устанавливают барьеры, ограничивающие свободу действий. Это продиктовано соображениями общего блага и общественного порядка. Конформизм и общественная мораль подавляют свободу выражения индивидуума и ограничивают выбор моделей поведения набором привычных стереотипов. В процессе становления личности ограниченные возможности реализуются согласно раз и навсегда установленным правилам. На уровне подсознания свобода приносится в жертву во имя контроля над другими людьми и собственного влияния на окружающих. Негласные запреты настолько ограничивают выбор, что не оставляют места для неординарный поступков и способов самовыражения.

Например, если кто-то схватил вас за руку и вы считаете, что для освобождения от захвата вам следует потянуть руку на себя, то каковы будут ваши действия, если этот приём не сработает? Если удар направлен вам в голову, а за спиной стена, что вы предпримете, не имея возможности для отступления?

Запреты ограничивают способы самовыражения и применения силы. Внутренние и внешние факторы формируют предубеждённость, существенно ограничивающую способность познавать, думать, экспериментировать и действовать. Стереотипы поведения настолько укоренились в нашем сознании, что их предательская сущность часто остаётся незамеченной.

Практика боевого искусства айкидо бросает вызов нашему восприятию, способности к критическому мышлению и ответной реакции на ограничения. Его тайна скрыта в неограниченном многообразии различных техник, основанных на манипулировании силы противника, можно сказать издевательство над агрессией.

С осознанием функционального многообразия исчезает категоричность суждений. Более не существует правильных или неправильных путей; для эффективного взаимодействия при любых жизненных обстоятельствах открыты все дороги. Подобно тому как существует множество технических приёмов и вариантов их использования, есть немало возможностей взаимодействия с партнёром. «Растворяясь» в своём противнике, вы обнаружите новые возможности для ведения боя даже в том случае, если ваша первая реакция была традиционной. Непрерывный и осмысленный диалог позволяет проявлять гибкость в любой ситуации.

Например: иногда мы попадаем под влияние внешней силы, позволяя ей устанавливать над нами контроль, не осознавая, что подобное влияние есть не что иное, как призыв к самоконтролю. Так же как страх порождает новый взгляд на вещи, внешние силы несут новое знание, способное сломать барьеры внутренней закрепощённости.

Итак, кто и что влияет на сознание, наделяя его силой закрепощать, подавлять и управлять? Слияние – это интуитивный ответ, выработанный в процессе длительных тренировок, свободный от ограничений словесного выражения и вовлекающий в поток, несущий не созидание, но единение. Этот процесс имеет одну цель – освобождение от внутренней скованности и действий, обусловленных рефлекторным защитным механизмом. Слияние подразумевает соотнесение собственной энергетики с силой противника. При этом противостояние трансформируется в непрерывный поток движения.


Заключение

Используя описательный метод исследования мы пришли к выводу, что соучаствовать в творческом развитии, такого восточного боевого искусства, как айкидо – значит приобретать новые навыки, стремиться к более глубокому пониманию духовной мудрости. С обретением этих качеств практикующий становится опытным и знающим мастером, а значит также становится значимой личностью. Развитие искусства не предполагает демонстрацию глубокой физической силы и волевых установок. Подобная порочная практика препятствует самосовершенствованию на пути к более высоким уровням мастерства.

Самосознание и осмысление собственных отношений с другими людьми помогают свернуть с проторённой дороги самовыражения. Открываются новые возможности для изучения сенсорного восприятия, наблюдения за характерными жестами и привычками и применения новых методов взаимодействия между собственным эго и окружающей средой.

Изменение является естественным результатом исследования, проверки и взятия на вооружение новых методов. Когда у человека есть выбор, он избавляется от тревожных мыслей, страха и чувства беспомощности, на смену которым приходят самообладание и умиротворённость. Предвзятость суждений исчезает, по мере того как вы начинаете понимать и воспринимать как должное множественность путей постижения одного и того же явления. Одновременно у вас появляется выбор способа ответных действий. Вы более не связаны по рукам и ногам и меньше тревожитесь по поводу правильности собственных действий, так как варианты боевого взаимодействия многочисленны. Наличие выбора позволяет действовать наилучшим образом и постоянно совершенствовать своё мастерство.

Мышцы тела хранят воспоминания о былой напряжённости, структурных и организационных особенностях прошлого опыта. Эти воспоминания определяют уникальность каждого индивидуума. Они влияют на то, как мы видим, думаем, чувствуем, осязаем и действуем. Они формируют наш облик и то, какими мы видим самих себя как участников драматических событий собственной жизни. Считается, что мышечное напряжение и нервно-мышечная активность создают предпосылки для всей деятельности индивидуума и становятся своего рода «кинестезическими отпечатками пальцев». Эти воспоминания сродни привычным моделям поведения, которые, в свою очередь, формируют представления человека о самом себе.

Ментальная проекция собственной личности внушает чувство комфорта и заставляет нас действовать соответствующим образом. С восприятием нового на кинестезическом уровне, например в случае адаптации самосознания к новой стойке, структурная функциональность обретает зримые черты. Новые ощущения оставляют свой след и на внутреннем уровне.

Айкидо располагает определёнными средствами, с помощью которых мы можем посмотреть на себя со стороны глазами других людей. Эти средства способствуют нашему единению с другими людьми. Взяв их на вооружение, личность познаёт себя на всех уровнях: физическом, биомеханическом, интеллектуальном, эмоциональном и духовном. Они подобны двусторонним зеркалам, позволяющим одновременно видеть партнёра, наблюдать за собственным поведением и контролировать намерения партнёра.

Стен Роубел, мастер айкидо сказал: «Айкидо – это процесс. Предубеждённость и стремление к заранее предопределённому результату принижают ценность поступка и самого искусства жить. Результат взаимодействия с противником может быть нейтральным, вдохновляющим или жестоким. Он может вызвать всплеск эмоциональной энергии либо принести умиротворение и покой. Период между началом и концом и есть жизнь с её впечатлениями, опытом и уроками. Исток подразумевает возникновение потока, течение которого дарует нам жизненный опыт со всеми его возможностями».

В айкидо существует система проверок, включающая как официальные испытания, проводимые в процессе обучения, так и непосредственный жизненный опыт вне стен тренировочного зала. Во время тренировочных спонтанных схваток (рандори) многократно демонстрируется способность «сохранять своё лицо», равно как и эмоциональная, духовная и физическая зрелость участников. Иными словами, проверка качеств личности осуществляется ежесекундно и непрерывно, то есть в потоке.