Смекни!
smekni.com

Ролевые ожидания и притязания студентов в браке (стр. 1 из 7)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет им Г.Р.Державина»

Институт психологии

Кафедра общей психологии

Курсовая работа

Ролевые ожидания и ролевые притязания студентов в браке

Битюкова Мария Владимировна

Научный руководитель:

профессор, к.пс.н.,

В.Н. Косырев

Тамбов 2009


План

Введение

Глава 1. Ролевые ожидания и ролевые притязания студентов в браке

1.1 Психология семьи и брака

1.2 Мотивы заключения брака

1.3 Ролевая структура брака

1.4 Факторы, влияющие на прочность и удовлетворенность браком

1.5 Факторы, неблагоприятно воздействующие на брак

1.6 Место ожиданий и притязаний в различных сферах

1.6.1 Интимно – сексуальная сфера

1.6.2 Личностно – идентификационная сфера

1.6.3 Хозяйственно – бытовая сфера

1.6.4 Родительско – воспитательная сфера

1.6.5 Социальная активность

1.6.6 Эмоционально – терапевтическая сфера

1.6.7 Значение внешней привлекательности

Глава 2. Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установках супружеских пар

2.1 Описание проведенного исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Для молодых браков характерны первоначальное вхождение в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождение в роли мужа и жены, процесс приобретения жизненного опыта, взросление. Сложности во взаимоотношениях молодых супругов могут быть обусловлены, прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. Наблюдается отход от регламентированных форм ролевого взаимодействия: отношения в семье и способностей организации зачастую определяются ситуацией и зависят от склонностей, возможностей и способностей каждого члена этой общности.

В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявления как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Современное общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль над функционированием брака. Поэтому изучение представлений об иерархии семейных ценностей и согласованности ожиданий и притязаний в жизни супругов сегодня является достаточно актуальным.

В данной работе, тема которой «Ролевые ожидания и ролевые притязания студентов в браке», была поставлена цель: выявить роль ожиданий и притязаний в развитии брачно-семейных отношений. В связи с этим была обозначена гипотеза: для молодоженов характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях. Объектом исследования выступил уровень развития уже имеющихся представлениях о семейных ценностях., а предметом исследования – ролевые ожидания и ролевые притязания в браке.

Чтобы выполнить поставленную цель был разработан целый ряд задач для более конкретного рассмотрения темы. Первая задача – выявить и уточнить сущность ролевых ожиданий и притязаний, т.е. было дано определение этих понятий и их место в семейных отношениях. Вторая задача - выделить главные и второстепенные мотивы вступления в брачные отношения. Третья задача – охарактеризовать ролевую структуру семьи, т.е. прежде чем вступить в брак оценивается общность интересов, серьезность намерений, уровень развития и глубина уважения и любви друг к другу. Четвертая задача - определить и выявить факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на брак и влияющие на прочность и удовлетворенность браком. Сюда же включено место ожиданий и притязаний в таких сферах как интимно–сексуальная, личностно–идентификационная, хозяйственно–бытовая, родительско-воспитательная, эмоционально – терапевтическая, а так же социальная активность и внешняя привлекательность. Пятая задача – экспериментально проверить, насколько согласованы (или напротив рассогласованы) ожидания и притязания супругов в браке. В ходе проведения исследования была использована методика «Ролевые ожидания и притязания студентов в браке (РОП)», разработанная А.Н. Волковой. Полученные результаты позволяют делать выводы о том, каковы представления супругов о желаемом распределении ролей.

Таким образом, представления супругов о значимости в семейной жизни интимно-сексуальной, личностной общности мужа и жены, родительских обязательств, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытовое обслуживание, моральная и эмоциональная поддержка и внешняя привлекательность партнеров отражают основную функцию семьи и составляют в совокупности шкалу семейных ценностей.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Также работа иллюстрирована таблицами.

Методами исследования является методика, разработанная А.Н. Волковой, которая направлена на выявление соответствия ролевых ожиданий и притязаний в браке.


Глава 1. Ролевые ожидания и ролевые притязания студентов в браке

1.1 Психология семьи и брака

Брак и семью с давних пор считают общественными формами, целью которых является регулирование отношений между людьми. Несмотря на близость понятий семьи и брака, следует отметить, что они не являются тождественными.

Брак относится к числу таких явлений интерес, к которым был всегда устойчивым и массовым, также он представляет собой начало и «ядро семьи». Являясь особым социальным институтом, брак это социально-регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной. При этом устанавливаются права и обязанности (как мужа, так и жены) по отношению друг к другу, к детям и быту. [8; 32]

Семья, как малая социальная группа и важнейшая форма организации личного быта, основана на супружеском союзе и родственных связях (в данном случае наблюдаются брачные отношения между мужем и женой, т.е. супругами).

Понимание семьи, как малой социальной группы подразумевает под собой её функционирование: общение между членами семьи, распределение власти, лидерства, полномочий, разрешение конфликтов и многое другое. Семья – это коллектив, где на одном полюсе – отношения любви/ принятия/ привязанности/ ожидания, а на другом – отношение ненависти/ отвержения/ зависимости и притязаний.

На протяжении последних десятилетий в итоге сложился супружеский тип семьи. Это прогрессивный тип семьи, где на первом плане выступает забота о развитии каждого из супругов (и детей! при их наличии) как автономной личности в системе межличностных, эмоциональных, материальных, духовных и интимных отношений. Цель воспитания детей уже не доминирует, это место заменяют ценности личностного роста и самореализации всех членов семьи, симметричность прав и обязанностей, уважение права выбора партнера. [3; 94]

Цель брака – организация совместной деятельности для наиболее полного удовлетворения материальных, духовных и сексуальных потребностей супругов, предполагающая объединение материальных, физических, духовных и сексуальных возможностей брачных партнеров. Для этого требуется сложнейшее согласование этих потребностей и интересов, которые ранее они удовлетворяли отдельно друг от друга. В браке проявляется сложнейшая сеть взаимной зависимости, начинаются процессы не только взаимного приспособления, взаимных уступок, но и многого другого.

1.2 Мотивы заключения брака

Зачастую характер супружества зависит от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Мотивы заключения брака отражают отношение личности к миру, реализуют потребность любить самому и быть любимым партнером, самоутвердиться и самореализоваться.

Заключение брака побуждается системой мотивов, образовавших определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах – побудителях. [1; 152] Мотивы различаются степенью осознанности, варьируясь в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательного побуждения. Наконец, мотивы могут реализовывать направленность на достижение и направленность на избегание. Например, мотивом заключения брака может стать желание всегда быть с любимым человеком (мотив, направленный на достижение) и таким образом избежать одиночества. Сюда же можно отнести мотив продолжения рода, стремление к реализации роли родителя, сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения.

Мотивация вступления в брак у каждого своя. То, что в настоящее время юноши и девушки, считая любовные отношения самоценными, далеко не в каждом любовном партнере видят будущего спутника жизни, было подтверждено многими исследованиями.

В числе возможных мотивов предбрачных интимных отношений «любовная» мотивация явственно преобладает над «брачной»: и у мужчин и у женщин на первое место вышла взаимная любовь, а на второе – приятное времяпрепровождение. Правда, дальнейший порядок мотивов оказался различным, в зависимости от пола опрошенных. У женщин на третьем месте оказались ориентация на брак, а далее – стремление к получению удовольствия и желание эмоционального контакта, у мужчин же - стремление к получению удовольствия, желание эмоционального контакта и лишь затем - ориентация на брак.

Интересные данные были получены при анализе зависимости между мотивами вступления в брак и скрепляющими его факторами. Оказалось, что те, кто вступил в брак на основе любви, последовательно считают главным привычку супругов друг к другу, духовную общность, долг и сексуальное созвучие; те же, кто при вступлении в брак ориентировался на общность взглядов, обращают главное внимание на духовную общность, привычку, сексуальное созвучие и долг. Таким образом, основные мотивы создания семьи соответствуют четырем видам адаптационных отношений: психологические - привычка, нравственные - долг, духовные - общность, сексуальные. Причем благоприятнее всего складывается брак у людей с преимущественно духовной ориентацией на выбор спутника жизни. Следует полагать, что мотивация вступления в брак включает, по крайней мере, пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов. [24; 224]