Смекни!
smekni.com

Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста (стр. 2 из 12)

Другое определение самооценки предлагает Н. Бранден в своей книге «Мощь самооценки». [5, с.39].

Самооценка – это:

1. Уверенность в своей способности думать и справляться с жизненными задачами.

2. Уверенность в своем праве быть счастливым, чувство достоинства, право на утверждение своих потребностей и желаний и на наслаждение плодами своих усилий.

Самооценка по Н. Брандену складывается из двух взаимозависимых аспектов:

1. Самоэффективность (ощущение своей эффективности).

Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредствам которых я сужу, выбираю, решаю. Уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе.

2. Самоуважение (ощущение личного достоинства). Уверенность в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к личному праву жить и быть счастливым. Комфорт при умственном утверждении мыслей, желаний, потребностей. Чувство, что радость – неотъемлемое право человека. [5, с.41].

Проанализировав вышеизложенные точки зрения, можно сделать вывод, что самооценка есть возможность ощущать себя способным справиться с жизненными задачами и иметь право на счастье.

А.В. Петровский рассматривает самооценку, как ядро личности и, следовательно, именно она является важным регулятором ее поведения. «От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на развитие личности человека». [27, с.55].

В. Сатир дает другое определение самооценки: «самооценка – это компонент самосознания, оценка самого себя (своей внешности, особенностей, личностных качеств), чувства, мысли человека по отношению к самому себе». [35, с.72].

В исследованиях, таким образом, обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, с другой – соотношение самосознания и самооценки. Оба этих подхода к пониманию сущности самооценки не противоречат друг другу, а лишь вскрывают сложность и многозначность ее как психического феномена.

«Самосознание - это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается так же и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков. Самооценка – это тот компонент самосознания, который включает в себя и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка». [15, с.163].

Каковы же непосредственно психологические процессы и механизмы самосознания, благодаря которым формируются, поддерживаются и изменяются наши представления о себе? Наиболее разработанная модель, предложенная М. Розенбергом, включает в себя ряд аспектов.

Компоненты рефлексивного «Я», образующие его части, элементы или единицы анализа, лингвистически распадаются на существительные (мальчик, рабочий, отец и т.д.) и прилагательные (умный, красивый, преданный и т.д.). Первые отвечают на вопрос «Кто я?», вторые – «Какой я?». Общее число слов, которыми люди себя описывают себя и других, огромно. Собственно психологических, личностных терминов значительно меньше. Тем не менее, перечень одних только оценочно – положительных качеств личности, составленных группой киевских ученых, насчитывает 582 наименования. Но компоненты самоописаний сочетаются друг с другом не как попало, и изучать их можно лишь в определенном порядке. [43, с.207].

Структура этих компонентов строится, во-первых, по степени отчетливости осознания, представленности того или иного из них в сознании, во-вторых, по степени их важности, субъективной значимости, в-третьих, по степени последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит и последовательность, непротиворечивость «образа Я» в целом.

Измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я» в целом, включают устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах), уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей), самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности), кристаллизацию (легкость или трудность изменения индивидом представления о себе). [43, с.209].

Становление самооценки как механизма произвольной психической саморегуляции связано с усилением процессов самосознания и одновременно с их свертыванием, которое обеспечивается нарастанием автоматизма в их функционировании. Самооценка выступает условием и средством становления таких итоговых образований самосознания, какими выступают «образ Я» и «Я-концепция». [20, с.73].

«Я-концепция» отражает тот уровень развития знаний субъекта о себе, на котором они функционируют как сложившаяся, иерархическая, организованная, относительно устойчивая система. Система, представляющая собой константный компонент самосознания, определяющий специфику восприятия личностью окружающего мира, ее общее отношение к себе.

Рефлексивные действия занимают особую роль в механизме становления самооценки. Именно рефлексия позволяет человеку наблюдать себя в свете собственных чувств, внутренне дифференцировать «Я» действующее, рассуждающее, оценивающее.

Рефлексия наделяет самооценку обратной связью, благодаря которой субъект может оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих. Посредством рефлексивных действий субъект осознанно выдвигает цели деятельности и поведения, строит программы их осуществления, осмысливает свои потребности в системе принятых ценностей, трансформирует заданное извне в личностно значимое, прогнозирует последствия совершаемых действий и поступков.

Из выше изложенного следует, что высокий уровень самооценки мы должны соотносить с наличием у субъекта умения обосновывать ее, актуализировать используемые средства ее обеспечения.

Мотивы, эмоциональные импульсы, побуждающие человека действовать во имя своих представлений о себе, также многообразны. Стремление к положительному образу «Я» – один из главных мотивов человеческого поведения. Люди всегда предпочитают высокое самоуважение низкому, ясные, кристаллизованные образы – расплывчатым, неопределенным, устойчивые – изменчивым, последовательные- непоследовательным, уверенность в себе – неуверенности и т.д. отношение человека к себе никогда не бывает безразлично – нейтральным, незаинтересованным, причем эмоциональная тональность, направленность (является ли она положительной либо отрицательной) и интенсивность, сила этих чувств пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Самый устойчивый и, возможно, сильнейший мотив такого рода – самоуважение. Второй специфический мотив – чувство «постоянства Я», побуждающее индивида поддерживать и охранять устойчивость однажды сложившейся «схемы самости», даже если она не вполне удовлетворительна. Взаимодействие этих двух мотивов стало в последние годы предметом специальных экспериментальных исследований. [20, с.75].

Выготский Л.С. в книге «Проблема возраста» задается следующим вопросом: по каким же психологическим законам конструируется когнитивная схема «самости» [7]. Современная психология сводит их к четырем основным принципам:

1. интериоризация, усвоение оценок других людей;

2. социальное сравнение;

3. самоатрибуция;

4. смысловая интеграция жизненных переживаний.

Принцип интериоризации чужих оценок, иначе - теория отраженного, зеркального «Я» (концепция Мида и Кули), имеет определенное экспериментальное подтверждение. Представление человека о самом себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если это коллективная, групповая оценка. Под влиянием благоприятных мнений самооценка повышается, неблагоприятных – снижается. Нередко такой сдвиг бывает довольно устойчивым. Например, у человека, получившего от имени группы завышенные оценки, с течением времени повышается общий уровень притязаний, выходящий за пределы тех качеств, которые были отмечены как положительные. [43, с.168].

Психологические механизмы самооценивания довольно сложны. Прежде всего, возникает вопрос, меняется ли «образ Я» потому, что человек просто принимает чужое мнение о себе, усваивает внешнюю оценку, или потому, что он принимает роль другого, ставит себя на место другого и улавливает его отношение в определенной перспективе? Далее, кто и почему становится для человека значимым другим? Зависит ли «значимость» данного лица преимущественно от его иерархического положения (начальник или подчиненный), приписываемой ему компетентности (специалист или любитель), принадлежности к определенной референтной группе («свой» или «чужой») или от личных с ними взаимоотношений (друг или враг) – вопрос открытый. [43, с.170].

Все выше изложенное имеет непосредственное отношение к самооценке как таковой и в старшем дошкольном возрасте не накладывает на самооценку ребенка глубокого отпечатка, не затрудняют процесс ее изучения и формирования. Поэтому в этом возрасте влияние на развитие и становление самооценки наиболее эффективно.

1.2.2 Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека.