Смекни!
smekni.com

Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста (стр. 4 из 12)

Стили общения в такой системе: обвиняющий, расчетливый, заискивающий, отстраненный, т.е. такие, которые соответствуют заниженной самооценке. Самооценка в открытой системе более адекватная, высокая, устойчивая и более зависима от внутренней оценки. [34, с.182].

Вторым фактором влияющим, на развитие самооценки является возраст. Есть предположение, что с возрастом адекватность самооценки повышается. Самооценка взрослого человека по большинству показателей более реалистична и объективна, нежели юношеская. Дети старшего дошкольного возраста чаще оценивают себя положительно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами.

С возрастом происходит переход от конкретно-ситуационной к более обобщенной самооценке. Исследования в этой области показали, что детям старшего дошкольного возраста еще не доступна оценка собственной личности, уже как дети младшего школьного возраста проявляют такую способность.

С возрастом меняются и критерии самооценки. В юношеские годы внешность имеет большое значение для самооценки, тогда как взрослого человека внешность волнует гораздо меньше, на первый план выступают моральные качества, умственные способности и т.д.

Третьим фактором, оказывающим большое влияние на развитие самооценки, являются межличностные отношения. Процесс развития человеческой личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка так же формируется в течение всей жизни человека, обогащаясь приобретенным опытом человека как в общении с другими людьми, так по отношению к себе. Межличностное общение имеет в этой связи колоссальное значение. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей, далее по цепочке – отклонения в характере самооценке. Здесь кроется опасная причина неадекватной самооценки – человек не то, что не хочет видеть свои недостатки, он просто не умеет их видеть. Общение помогает человеку увидеть свои плюсы и минусы, формирует и корректирует самооценку.

Для ребенка очень важно не просто общение, а общение со взрослыми. Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития. [46, с.95].

В данном исследовании мы будем придерживаться определения самооценки: В. Сатир: «самооценка – это компонент самосознания, оценка самого себя (своей внешности, особенностей, личностных качеств), чувства, мысли человека по отношению к самому себе».


1.3 Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста

Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистическое мировоззрение все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

Возникновение личного дознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?» Он ответит – «Я большой». Если спросить то же самое ребенка шести лет, он ответит: «Я маленький».

У ребенка старшего дошкольного возраста возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание своих личных качеств (хороший, добрый и т.д.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года – внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее. [4, с.45].

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 6-7 лет. Основная симптоматика кризиса состоит их трех элементов:

1. Потеря непосредственности – между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.

2. Манерничанье – ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает.

3. Симптом «горькой конфеты» – ребенку плохо, но он старается этого не показать.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникает внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный фактор, потому что с этого момента ориентация поведения осуществляется внутри этой внутренней жизни. [4, с.47].

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и полезную деятельность. Тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Вообще время между основными детскими кризисами занимает почти все дошкольное детство. Если попытаться выделить самое общее в этом значительном и разнообразном отрезке жизни, то можно сказать, что это самый плодотворный и спокойный период социализации ребенка. Он становится управляемым, постепенно научается руководствоваться правилами социального взаимодействия, произвольно сосредоточиваться и направленно учиться. [8, с.93].

В это время собственный опыт взаимодействия со средой и людьми организуется с помощью обобщенного человеческого знания, нравственные правила и законы вымещают причинно-следственные связи, складывается способность к самостоятельному эмоциональному контролю. В этот период возникают и фиксируются страхи не оправдать ожидания, быть отвергнутым другими. Именно подобный тип уязвимости может свидетельствовать о развитии у ребенка индивидуальных механизмов эмоционального контроля, в том числе и самооценке.

Как известно, Л.С. Выготский связывает с этим возрастом (кризис 7 лет) дифференциацию внутреннего и внешнего, открытие ребенком самого существования своих переживаний, появление возможности осмысленно ориентироваться в них, возникновение самооценки как некоторых «запросов к себе», борьбы переживаний, внутреннего конфликта и выбора. Появление иерархической структуры переживаний, с одной стороны, становится аффективной основой развития способности к символизации, с другой – неминуемо заставляет ребенка ощутить отдельность своего внутреннего мира, неоднозначность его отношений с нравственными правилами. Анализируя эту ситуацию, Выготский Л.С. отмечает, что «ребенка 7 лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности». [7, с.204].

Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте у ребенка появляются в этой области новые самостоятельные возможности. Они связаны с вхождением в группу сверстников, развитием форм их аффективного взаимодействия и, прежде всего, сюжетно-ролевой игры. Именно совместная игра со сверстниками стимулирует переживания всех уровней и позволяет выбрать из всего богатства впечатлений общего движения, уюта привычного уклада жизни, новизны, игрового испуга и риска, эмоционального заражения, сопереживания, взятия на себя высоко значимой социальной роли наиболее для себя нужные. Все выше перечисленное, несомненно, влияет на базисное построение самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. [14, с.86].

Аффективная жизнь детской компании начинает обеспечивать потребности его саморегуляции, в компании опробуются новые формы отношений с миром: складываются индивидуальные привязанности и эмоциональное сопереживание, организуются как относительно невинные, так и достаточно серьезные шалости, дающие возможность получить яркие сенсорные впечатления и пережить острые впечатления. Дети дразнят взрослых, совершают реальные рискованные вылазки, в которых происходит с одной стороны, аффективное освоение окружающей среды, а с другой – определение своих собственных качеств и возможностей.

Вся эта яркая аффективная жизнь, являющаяся в норме, может быть, основной индивидуальной ценностью ребенка данного возраста, не претендует называться «серьезной». Реальная, серьезная, жизнь дома и в обществе идет теперь более обыденно, накатано для ребенка. Он по мере сил выполняет требования взрослых, но относится к ним более спокойно, старается соблюдать общие правила, находя при этом компромисс для сохранения своих индивидуальных ценностей. Можно сказать, что и взрослые в этот период начинают взаимодействовать с ребенком наиболее «экономным» и формальным способом. [14, с.88].

Все это свидетельствует в пользу того, что в этот возрастной период происходит разъединение систем аффективной организации поведения ребенка и его близких. В дополнение к индивидуальному аффективному стереотипу, сложившемуся перед кризисом семи лет, ребенок самостоятельно осваивает механизмы эмоционального контроля. Он теперь сам ищет компромисс между выполнением того, что он должен делать, и что ему хочется, т.е. собственными аффективными установками. В рамках развития средств аффективной саморегуляции значительное место занимает разработка механизмов экспансии, определяющий уровень притязаний ребенка, из которого и формируется самооценка. [25, с.63].

Резюмируя все выше изложенное, подведем итог: что же именно влияет на формирование самооценки и представлений ребенка старшего дошкольного возраста о себе.

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в старшем дошкольном возрасте:

- опыт общения ребенка с родителями;

- опыт общения со сверстниками;

- индивидуальный опыт общения;

- его умственное развитие.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более осознанный и устойчивый характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Однако, суждения старшего дошкольника о себе очень часто бывают ошибочными, т.к. индивидуальный опыт еще не достаточно богат и возможности самоанализа неограниченны.