Смекни!
smekni.com

Воображение и креативная функция мышления (стр. 4 из 4)

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта — образ желаемого будущего. Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего. В мечте заложено активное начало для развития личности подростка.


ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТОРРЕНСА В ИЗУЧЕНИИ КРЕАТИВНОСТИ

В данной работе, наряду с задачей изучения теоретических основ воображения и креативности на основе литературы, мы ставили перед собой цель выявить уровень креативности испытуемых. Для этого мы использовали методику Торренса, в основе которой лежит способность к дивергентному мышлению, к преобразованиям и ассоциированию. Модель креативности Торренса универсальна. Основные показатели креативности – беглость, гибкость, оригинальность и разработанность – ярко проявляются в художественной деятельности в различные возрастные периоды развития личности. Тест творческого мышления Е.П. Торренса предполагает возможность различных вариантов и модификаций.

2.1 ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

Торренс использует несколько методик: первая обозначается как исследование вербального творческого мышления, вторая – изобразительного творческого мышления, третья – словесно-звукового творческого мышления. Мы остановимся на исследовании креативного мышления. Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы: 1. тесты не допускают никаких изменений и дополнений. 2. во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу. 3. время выполнения формы теста – 10 минут.

В нашем исследовании участвовали 10 человек. Тест называется “Закончи рисунок”. Материалы и оборудование – простой карандаш и тестовый бланк, состоящий из 10-ти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы. В квадратах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Нужно придумать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Необходимо придумать названия для каждой картинки и написать его внизу.

После окончания исследования по методике Торренса мы обратились к экспресс-методу Д. Джонсона. Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности. Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения. После проведения теста Торренса, мы определили уровень креативности своих испытуемых и, пронаблюдав, смогли поставить каждому испытуемому баллы по 8-ми характеристикам:

1.чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, противоречивые особенности окружающего мира;

2.способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез;

3.использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, категории идей;

4.способность дополнять идею различными деталями;

5.оригинальность, нестандартность мышления, индивидуальный стиль;

6.способность к преобразованиям, развитию образов и идей, изобретательность;

7.эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, интерес, чувство юмора, творческая мотивация;

8.независимость мышления, ответственность за нестандартную позицию, самодостаточное поведение.

2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВЫВОДЫ

Так как основными показателями креативности являются беглость, гибкость, оригинальность и разработанность, то для определения оценки креативности испытуемых мы использовали именно эти критерии. Беглость – показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур и максимальный балл равен 10. Гибкость – показатель определяется числом различных категорий ответов. Оригинальность – при обработке используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно частоте встречаемости одинаковых ответов. В нашем исследовании принимало участие 10 человек в возрасте от 16 до 20 лет.

Полученные данные по методике Торренса представлены нами в таблице:

Испытуемый Беглость Гибкость Оригинальность
1 Лидия М. 10 3 1
2 Вероника М. 10 2 0
3 Наталья Ш. 4 5 5
4 Анна Ч. 7 6 5
5 Ирина Ч. 6 5 5
6 Вадим П. 10 7 4
7 Александр Е. 9 6 5
8 Дмитрий К. 10 6 5
9 Артем Д. 10 5 5
10 Анастасия Ф. 5 6 5

Четверо испытуемых показали высокий уровень креативности, набрав максимальный балл по критериям беглость, гибкость мышления и оригинальность. Двое – показали большую скорость выполнения задания, но при этом не отличались оригинальностью. Остальные четыре человека отстали от других по времени, но их рисунки отличались разнообразием, т.е. гибкостью и некой оригинальностью.

Экспериментальная практика с использованием теста Торренса позволила нам в соответствии с задачами нашего исследования выявить креативность испытуемых. Методика Торренса удобна, проста, информативна и подходит под различные возрастные рамки развития личности. Тест позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно-творческих способностей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение – это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение является результатом креативного мышления человека. Креативное мышление можно охарактеризовать – как способность к нешаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлению разнообразных связей между объектами и их свойствами, к обобщению явлений, не связанных между собой очевидной связью.

Воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку преобразование образа и открытие нового являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов. Воображение является результатом креативного мышления, значит без креативности наше воображение было бы скупым. Креативное мышление является основополагающим процессом после познавательных для осуществления воображения.

Наше исследование по методике Торренса показала прямую взаимосвязь между креативностью и воображением. Метод исследования креативности Торренса очень универсален и подходит под различные возрастные рамки.

Развитие креативного мышления обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы. Креативная деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аппадураи А. Глобализация и научное воображение.

2. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М.,1968

3. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М.,1966

4. Брушлинский А.В. Воображение и познание. // Вопросы философии. -2001. - №11.

5. Беспалов Б.И. Действие М. 1984.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М. 1999.

7. Галин А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды.- Новосибирск: Наука, 1989

8. Горский Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий. - М., 1998

9. Гурова Л.Л. Воображение // Философская энциклопедия. - М., 2000. - Т. 1

10. Дранков В.Л. О природе воображения и его роли в развитии способностей. – М.,1958

11. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев 1990.

12.Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д, 2004.

13.Короленко Ц.П. и Фролова Г.В. Чудо воображения: «Воображение в норме и патологии» - Новосибирск,1975

14.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1999

15.Коршунова Л.С. Пружинин Б.Н. Воображение и рациональность. М., 1989.

16.Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие. М., 2002.

17.Лимонченко В.В. Продуктивное воображение. Киев 1991.

18.Найсер У. Познание и реальность. М. 1981.

19.Парини Д. Воображение в политике: (О творчестве У.Стивенса). М.2001.

20. Петровский А.В. Введение в психологию М. 1997.

21. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М. 1982.

22. Ратанова Г.А. Домашенко И.А. Психология общая. Экспериментальная психология. М.2004.

23. Розет И.М. Психология фантазии. Минск. 1977.

24. Розин. Что такое воображение?

25. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М. 1946.

26.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с..

27.Халперн Дайана Психология критического мышления. Санкт-Петербург 2000.