Сократилось бы и количество разводов, ведь, как показывает опыт, добрачные половые отношения не способствуют образованию прочной семьи. Представьте себе, каково будет мужу или жене, если станет известно, что один из супругов до брака вел беспорядочную половую жизнь. Даже если это тщательно скрывать, душа все равно будет нести в себе отпечаток греха.
Многие люди, к сожалению, считают, что интимные отношения могут быть позволительны уже тогда, когда обе стороны договорились о браке и назначен день свадьбы. Но может случиться так, что жених и невеста расстанутся перед самым бракосочетанием. Но суть даже не в том, что свадьба может не состояться. Церковь признает брак Таинством. Поэтому молодым людям, которые уверены, что в любом случае поженятся, необходимо все-таки дождаться, когда Таинство совершится. Приведем простой пример. Юноше, поступившему в Духовную Семинарию не доверят сразу же, на 1-ом курсе, священнодействовать (крестить, исповедовать), только потому что в будущем он должен стать священником. Вообще не все выпускники Духовных Школ становятся пастырями Церкви. Семинаристу для того, чтобы священнодействовать необходимо сначала, получить благодать в таинстве Священства. Ведь никто из нормальных христиан не решится служить литургию, не будучи при этом священником. Возьмем другой пример: с таинством Крещения. Как известно, некрещеным нельзя причащаться Святых Христовых Тайн. Даже за 1 минуту до своего Крещения–пока не совершилось само это Таинство–человек не может причащаться. Но сразу после Крещения он уже становится членом Церкви, и поэтому смело приступает ко Святому Телу и Крови Христовым. Аналогично обстоит дело и с таинством Брака.
Если молодой человек сильно влюбится в девушку и она ответит ему взаимностью, если они будут твердо убеждены, что станут хорошими спутниками жизни друг для друга, то им остается только ждать и молиться. И не стоит надеяться, что сексуальная жизнь до брака сможет способствовать укреплению отношений, ведь секс не может быть прочной основой семейного очага.
Очень актуальной для многих сейчас является вопрос о сексуальной несовместимости, и многие пары желают еще до брака проверить, подходят ли они друг другу для интимных отношений, чтобы знать, стоит ли им создавать семью. Но от чего же возникает эта проблема и почему существует? Когда молодой муж приходит вечером с работы, ложиться на диван и смотрит телевизор, в то время как его жена готовит ужин, моет посуду, стирает, помогает детям делать уроки, а вечером «глава семьи» требует от жены исполнения супружеского долга, то в таком случае, конечно, может возникнуть несовместимость, и не только сексуальная.
Сейчас нам навязывают, что воздержание от половой жизни очень вредно и даже опасно для психики, основываясь при этом на теории Зигмунда Фрейда. Согласно его концепции, душа человека состоит из 3-х состояний: бессознательное, сознательное и совесть. Наша бессознательная часть психики насыщена сексуальной энергией «либидо». Если эта энергия не находит выхода, то у человека возможны неврозы, истерики, тоска и т.п. Все это происходит потому, что в подсознании накапливаются неудовлетворенные желания, отчего могут возникнуть серьезные проблемы. Но не стоит забывать, что человек обладает еще и силой воли, с помощью которой он может контролировать и свое поведение, и свои желания.
Если во время поста ходить по магазинам, принюхиваться к вкусным запахам и постоянно думать о непостной пище, то легко можно заработать язву желудка. Нельзя же в этом случае установленный Церковью пост обвинить в болезни – язва образовалась по причине неправильного поведения человека. Аналогично обстоит дело и с половыми отношениями. Святые Отцы учат бороться со своими порочными желаниями сразу же, как только они возникают, не дожидаясь, когда страсть овладеет человеком. Также нужно быть внимательным, чтобы не оказаться в такой ситуации, когда желания могут особенно усилиться. Не стоит позволять себе вольного обращения с лицами другого пола, и тогда контроль над собой будет более жестким, и в подсознании не будут накапливаться неудовлетворенные желания.
Рассматривая тему добрачных отношений, мы видим, что они недопустимы ни в каких случаях. Для того чтобы парень и девушка, решившие создать семью, не согрешили, они должны изо всех сил постараться избежать любых ситуаций, провоцирующих интимную близость. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что венчальные венцы – это символы победы над наслаждением. А победителя в таинстве Брака обильно воспримут Божью благодать.
3. Добрачная любовь между женихом и невестой
Христианское понимание добрачной любви
Жениховство не есть некое добрачное состояние, в котором преждевременно вступают в сексуальную связь. Это эпоха созревания всех условий, которые необходимы, чтобы создать прочную, подлинную, плодотворную и счастливую любовь. Это время не должно растрачиваться по пустякам в более или менее мимолетных утешениях. Необходимо приложить усилия, чтобы уяснить себе все, что касается любви, укрепить волю, чтобы суметь привести в порядок шкалу ценностей и избрать самые высокие; настроить свою чувствительность; развить благородные чувства, проявить верность.
Разум должен служить человеку для чего-то более ценного, чем совершенствование техники получения удовольствий. Он должен помочь открыть, что подлинная любовь предполагает высокую степень единства, каковой является встреча, и что она имеет разные степени совершенства.
Воля должна укрепляться до тех пор, пока не станет способной выбирать в момент ту ценность, которая является дня нас идеалом, а также создавать прочные союзы и оставаться верной им.
Человеческая чувствительность должна развиваться, пока не сумеет особым образом воспринять самые высокие чувства – те, которые возникают от соприкосновения с ценным. Удовлетворение инстинкта вызывает чувство наслаждения, это чувство волнует мой дух пропорционально его интенсивности. Разделение эстетического чувства с другом вызывает не только наслаждение, но и радость. Эта форма радости превосходит простое наслаждение, произведенное приятными звуками или яркостью красок. Она представляет собой то духовное потрясение, которое происходит, когда мы вместе открываемся совершенствующей нас реальности. Чтобы научиться оценивать радушие, трогательность, простоту, требуется время и усердие. Современные условия заставляют нас считать ценностями агрессивность, насилие, высокомерие и дух господства. Чтобы противостоять апатии по отношению к ценностям, необходимо развивать чувство энтузиазма и творческую деятельность.
Развивать чувствительность, волю и разум – основная цель, которую неизменно должны преследовать жених и невеста. От этого зависит развитие их творческих способностей. Без творчества невозможна супружеская жизнь, поэтому упадок творчества означает крах супружеской жизни. Сегодня мы с сожалением наблюдаем, как много молодых людей в принципе отвергают брак как форму жизни. Мы можем посоветовать им, чтобы они придерживались установленных норм, были верны семейным обычаям, не противоречили религиозным предписаниям. Но это будет напрасно, если молодые будут строить жизнь, ориентируясь на приятные явления, чуждые творчеству.
Нечто подобное можно сказать относительно добрачных отношений. Если юноша или девушка считают, что супружеская жизнь состоит в получении удовольствий – прежде всего сексуальных-то они попытаются получить их заранее, во время жениховства, не понимая даже, что это есть период подготовки, во время которого они должны решить большие и важные задачи для того, чтобы в свое время придать любовно-сексуальным отношениям их подлинный смысл.
Телесная интимность должна быть выражением личной интимности
На коллоквиуме, посвященном теме добрачных отношений, один молодой человек спросил: «До какого предела дозволено дойти в любовных отношениях?». Докладчики пришли в замешательство от этого вопроса и не сумели дать четкого ответа, очевидно, чтобы не скомпрометировать себя. Если бы я принимал участие в этом круглом столе, я ответил бы, что самое главное не в том, до какого предела можно дойти, а в том, из чего надо исходить. Если ты исходишь из позиции господства, принимаешь другого человека как средство удовлетворения эротического желания и доставления себе эгоистического удовольствия, то ты заблуждаешься с самого начала. Твои отношения с этим человеком в корне порочны. Если твоя цель – любить другого человека, а не только получать удовольствия, тогда ты должен подумать, что есть два ритма в процессе установления интимных отношений с другим человеком. К телесной интимности приходят в ритме, который поддается ускорению. Личная интимность достигается только тогда, когда следуют более медленному ритму, свойственному процессам достижения зрелости, которые не могут ускоряться произвольно. Часы можно сделать за вечер, или за час. Все зависит от ритма, заданного процессу производства. Пшеничное зерно не может созреть ни за вечер, ни за день, ни за несколько недель. Ритм его созревания не может быть изменен безнаказанно. Тем более не может быть произвольно ускорен ритм достижения духовной интимности. Однако, если ритм достижения телесной интимности ускорить, это вызовет разлад в жизни человека независимо от того, каким является моральный облик участвующих в этом людей.