Смекни!
smekni.com

Основные направления деятельности командира подразделения по адаптации военнослужащих к условиям прохождения воинской службы (стр. 3 из 14)

— относительную неорганизованность процесса социализации, заключающуюся в далеко не всегда предусмотренном и целенаправленном влиянии среды (стихийность);

— непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей, которое происходит в результате взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением;

— возрастающую по мере взросления самостоятельность индивидов в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения.

Именно вследствие хаотичности и неуправляемости разнородных влияний на социализацию личности возникает необходимость выделения особой деятельности по целенаправленному развитию социального потенциала человека.

З. Фрейд выделил следующие механизмы психологической защиты [45, c.87], которые личность может использовать в адаптационный период, в случае возникновения трудностей в освоении новых типов поведения:

1. уход- это механизм психологической защиты, проявляющийся в виде избегания неприятных ситуаций.

2. фантазирование - это механизм психологической защиты в виде ухода в воображаемый мир, погружения в грезы.

3. регрессия - это механизм психологической защиты в виде возврата к более ранним формам поведения и мышления.

4. рационализация - это механизм психологической защиты, при котором для оправдания неприемлемой ситуации искажается истина.

5. проекция - это механизм психологической защиты, проявляющейся в виде обвинения другого в своих собственных слабостях вследствие испытываемого самим человеком чувства вины.

6. перенос. При переносе человек вымещает накопившиеся чувства на ни в чем неповинной жертве.

7. компенсация позволяет возместить упущения и недостатки в одной области успехами в другой.

8. сублимация - это наиболее широко известный механизм психологической защиты, направляющий неприемлемые побуждения в позитивную, созидательную область.

9. отрицание - отказ от принятия, прежде всего неприятных событий, игнорирование негативной стороны реальности, отрицание опасности и др.

При срывах в протекании процесса адаптации может возникнуть процесс дезадаптации [36, c.221].

Дезадаптация - стойкие нарушения активного процесса приспособления индивида к условиям профессиональной деятельности, вызванные невозможностью реализовать цель деятельности.

Под этим определением подразумевается невозможность адекватного профессионального воинского обучения соответственно природным способностям, а также адекватного взаимодействия военнослужащего с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует.

В основе возникновения воинской дезадаптации лежат различные факторы социального, медицинского, психологического и педагогического характера.

Экологические, экономические, демографические и иные неблагоприятные социальные факторы последних лет привели к значительным изменениям поведения, ухудшению здоровья, психической устойчивости подрастающих поколений. Число детей и подростков с выраженными проблемами в социальной адаптации постоянно возрастает. И в дальнейшей жизни именно они будут поступать для прохождения воинской службы. Для того, чтобы явление дезадаптации не стало характерно для вашего подразделения командиру подразделения необходимо правильно организовать процесс адаптации. Но адаптация, как и любой другой процесс, имеет свои затруднения и причин здесь несколько. Наряду с тем, что современному призывному контингенту характерны такие особенности как стремление к самоутверждению, общению, у него проявляется также несформированность мировоззренческих структур, поливалентность настроений, податливость внешнему воздействию, максимализм, способность к немотивационному риску. Более того, у многих военнослужащих отличается не только прогрессирующая отчужденность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность. Отдельным присущи психопатические черты характера, нервно психическая неустойчивость, наличие тревожности, отсутствие установки на предстоящую деятельности и др.

Не секрет, что начиная с 90-х годов появилась тенденция формирования и развития противоположных коллективизму качеств - индивидуализма (эгоизма). Стереотипные нравственные установки, такие как стремление к служению интересам общества, народа, участию в общественно-полезной деятельности, на которых основывалась воспитательная работа, сегодня во многом разрешены, а новые находятся в стадии становления.

§2. Особенности социальной адаптации молодых воинов в современных Вооруженных Силах

Глубокие перемены происходят сегодня в Российских Вооруженных Силах. Их актуальность объективно обосновывается характером проводимого в России курса на глубинные, коренные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества. Вместе с тем, происходящие перемены в обществе и Вооруженных Силах обусловили и углубили серьезные социально-психологические проблемы, связанные с личностью военнослужащего и его деятельностью в нынешних условиях службы.

В этих условиях особую актуальность приобретают проблемы социально-психологической адаптации молодых солдат срочной службы. Ведь они перемещаются из одной психологической среды в другую, все это придает адаптации молодых солдат срочной службы особую остроту, а часто и болезненный, конфликтный характер. Ну а личностные и общественные издержки от неудавшейся адаптации этой категории военнослужащих порою редко осознаются и рассматриваются в качестве психологических причин негативных явлений в армейской среде. Всегда это не только несостоявшийся профессионал. Нередко под угрозу ставится и формирование личности.

Большим резервом дальнейшего повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является оптимизация адаптации молодых солдат к учебной, служебной и общественной деятельности. Это объясняется тем, что успешность обучения и воспитания молодых солдат их учебная, служебная и общественная активность, воинская дисциплина, настроение и самочувствие в значительной мере зависят от особенностей протекания их адаптации.

Активное использование категорий “адаптация”, “социальная адаптация”, “социально-психологическая адаптация”, применительно к явлениям, возникающим в начальный период службы военнослужащих срочной службы, и более глубокий анализ этих явлений начинается с 70-х годов. Этому способствует появление специальных исследований адаптации военнослужащих к военной службе, выполненных Л.Г. Егоровым и С. Кабеле [18, c.37], а также обширная литература по военной психологии, раскрывающая отдельные стороны этой проблемы. Из анализа литературных источников следует, что в военной науке сложилось два основных направления понимания сущности адаптации военнослужащих к новым условиям жизни и деятельности [20, c.103].

Современный военнослужащий характеризуется прежде всего изменением потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций. Если несколько лет назад молодой человек ориентировался по отношению к службе в армии в основном на моральные ценности (долг перед Родиной, школа жизни, мужества, шаг к мужественной самостоятельности и т.п.), то в настоящее время ситуация диаметрально изменилась [23, c.56].

Служба в армии рассматривается большинством как неприятная неизбежность, бесполезная трата времени, повинность, которую следует выполнять лишь в силу возможного уголовного преследования за уклонение. Положение усугубляется и социально несправедливым принципом комплектования, согласно которому значительная часть молодежи имеет законодательную возможность получить отсрочку или вообще уклониться от прохождения службы. Отрицательную роль также играет низкий статус военнослужащих, престиж воинской деятельности в системе общественных отношений.

Непосредственно в воинских подразделениях такие нравственные критерии, как дружба, честность, взаимовыручка, долг играют свою роль лишь в неформальных группах, основанных на принципах землячества, национальной принадлежности и т.п.

На первый план все больше выступает культ физической силы, “делячества”, умения “делать деньги”. Менее активные, физически слабые военнослужащие страдают нервно-психической неустойчивостью, характеризуются безразличным отношением к службе [10, c.123].

Таким образом, смена ценностных ориентаций и ведущих мотивов, начавшаяся у современных военнослужащих срочной службы еще в подростковом возрасте закономерно переносится и в армейские условия.

Военнослужащие срочной службы проходящие военную службу в общевойсковых подразделениях все больше ориентируются на четко выраженную прагматическую направленность службы в армии, пытаются внедрить “предпринимательский дух” в армейскую среду. Военнослужащие конформного типа характера в силу неудовлетворенности службой свою главную цель видят в уходе от трудностей путем симуляции различных болезней, употребления спиртных напитков, наркотиков, чтения эротической литературы, суицидального поведения и т.п.

Целевые установки большинства воинов срочной службы направлены “на себя”, а не “на коллектив” или “профессиональную деятельность”. Под воздействием социогенных факторов происходят изменения и в основных психологических свойствах личности военнослужащего срочной службы. Открытость, дружелюбие, коллективизм очень часто уступают индивидуализму, грубости, жестокости [23, c.57].

Наблюдается заметный рост заболеваемости, особенно заболеваний нервной системы, внутренних органов и органов зрения.

Нельзя не учитывать и факты роста криминогенности. В воинские коллективы вливается все больше молодых людей, усвоивших нормы преступного мира. Своим привычкам они стремятся следовать и в армии, что не может не сказаться на психологическом климате в воинских коллективах, на трудностях в адаптации.