Смекни!
smekni.com

Психология деятельности и способности человека (стр. 21 из 25)

Рис. 3.12 Структура познавательных способностей (на примере восприятия, памяти и мышления)


Развитие способности — это развитие системы, реализующей ту или иную функцию; это процесс системогенеза. Понимание развития способностей как системогенеза функциональной системы позволяет проанализировать изменения способностей с точки зрения выделенных выше признаков развития.

Общие и специальные способности

Стремление показать уникальность отдельных профессий с точки зрения их обусловленности личностными качествами привело к многочисленным исследованиям в области педагогических, музыкальных, организаторских способностей, но это не прояснило ситуации. Феномен специальных способностей как отличных от общих является фантомом. Человек от природы наделен общими способностями. Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Принципиальным моментом, оставшимся вне поля зрения большинства исследователей, является оперативный характер развития способностей, характеризующийся тонким приспособлением свойств личности к требованиям деятельности (как и противоположный процесс — приобретения деятельностью индивидуального лица). Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Второй важный момент проблемы способностей — системность проявления отдельных способностей в деятельности. В результате формирования функциональной системы деятельности она приобретает новые качества. Одаренность индивидуальна: у различных лиц, занятых одной и той же деятельностью, одаренность различна. Для одной и той же деятельности характерны различные одаренности. В большинстве упомянутых исследований одна из центральных выдач, стоящих перед авторами, заключалась в выявлении профессионально важных качеств. В результате анализа были выявлены перечисленные ниже особенности психических процессов, выступающие как профессионально важные. Из-за отсутствия единого подхода к пониманию содержания профессиональных способностей в профессиограммах наряду с характеристиками психических процессов в качестве профессионально важных качеств нередко приводятся особенности темперамента (эмоциональная устойчивость, тревожность, нейротизм), черты характера (аккуратность, хладнокровие, усидчивость), свойства нервной системы и их жизненные показатели, а также такие сложные психические образования, как способность выполнять монотонную работу, способность усилием воли продолжить (завершить) работу, способность к быстрой выработке и переработке сенсомоторных навыков и т.д. Выполненное исследование профессиональных способностей подтверждает высказанную гипотезу о специальных способностях как об оперативной форме общих способностей.

Природная сущность человека направлена на отражение природных компонентов, природной среды. В своем развитии человек поднимается до духовных творений. Создание и освоение этих духовных творений требует духовных способностей. Духовные творения — это творения человеческого разума, накопление знаний, значений и смыслов- Природные свойства человека, связанные с освоением природных явлений, можно назвать природными способностями, а свойства человека, развившиеся на базе биологических, природных и связанные с созданием и освоением духовных творений, будем называть духовными способностями.

Духовные творения — это прежде всего творения, относящиеся к самому человеку и осмыслению его роли и назначения в истории. Способности, которые позволяют совершать это восхождение, этот акт постижения, и будут духовными способностями, т.е. это способности к самопознанию, самоосознанию, самопереживанию, соотнесенности себя и мира, соотнесенности себя с другими людьми. Стремясь к познанию самого себя, человек развивает свои духовные способности, развивается в своих сущностных моментах. Духовные способности развиваются на базе биологических, и в определенной мере они являются продолжением биологических способностей, завершением биологической природы человека. Существуют два различных способа научного мышления, являющихся функциями (конечно, не равных стадий развития человеческого разума) двух разных стратегических уровней, на которых природа подвергается атаке со стороны научного познания.

Один способ основывается на восприятии и воображении, он весьма близок к чувственной интуиции, другой основывается на абстрагировании от чувственного восприятия, в силу этого он более свободен, расторможен и позволяет раскрывать более отдаленные связи и отношения. Первобытное мышление в большей мере направлено на практическое знание и технологию, но в процессе познания оно использует те же мыслительные операции: анализ и синтез, систематизацию и классификацию. Характерной особенностью первобытного мышления является то, что качества, которыми оно оперирует, непосредственно входят в переживаемый субъектом опыт, а следовательно, они всегда личностно значимы.

Мышление ребенка конкретно, как и мышление первобытного человека, оно базируется на чувственном опыте и чувственной интуиции. Не должно быть разрыва между чувственным познанием и рациональным познанием. И переходным мостом здесь выступают методы мышления.

Истоки этнического мышления. Изучение туземной культуры показывает, что почти вся деятельность коренных народов требует истинной непринужденности в обращении с местной флорой и точного знания ботанических классификаций. Туземцы, по данным Conklin, используют до 93 % местной флоры. Интеграция с природой явилась следствием ее длительного и интенсивного познания, которое осуществлялось на основе природных способностей с помощью специальных приемов, часто соединенных с магическими обрядами. Фактически можно говорить об этнической ментальности, этническом мышлении. Передаваясь из поколения в поколение формы этнического мышления составляют одну из наиболее сущностных черт этноса.

Но уже в период первобытной культуры человек стремится познать высшие силы, определяющие законы мирового порядка, природы и человека в этой природе. Человек создавая мифы, которые в своей сущности являются творениями, их цель — передача наиболее важных сведений, определяющих существование человека. Велико уважение к людям, владеющим тайнами мифа. Но миф передает лишь самые важные сведения. Письменность позволяет в более доступных формах фиксировать индивидуальный и коллективный опыт, достояние истории и культуры.

Интеллект и духовность. Создавая "вторую природу", человек как бы освобождается от жесткой связи с природой, гарантируя свою жизнь от случайностей, бед и невзгод. При этом духовные способности направлены на сохранение культурной истории, на ее усвоение и воспроизводство, на ее развитие. Данные нейрофизиологии показывают, что и сегодня до 90 % объема головного мозга "молчит", и ученые еще не выяснили, в чем его предназначение. Это тот потенциал, который еще не раскрыт. Можно предположить, что субстанциональные возможности и лежат в основе завершения природы человека, они свидетельствуют о потенциальной незавершенности человека и огромных возможностях завершения, восхождения к духовным вершинам. Несомненно пока только одно: чем выше общий духовный уровень, тем более высоки будут вершины, возвышающиеся над этим уровнем. Здесь ярким примером является вычислительная техника. Для того чтобы пользоваться компьютером на уровне средства, не надо знать, как он устроен, но для того чтобы создать компьютер, необходим прорыв к информационным технологиям. Настоящим прорывом в духовной жизни явилось развитие идей гуманизма и социальной справедливости. При всех издержках реализации этих идей Россия, несомненно, оказала глубокое влияние на общественную и политическую мысль Запада, на реальную жизнь широких слоев населения.

Духовность времени — это совокупность идей, творений, образов, которые создаются выдающимися личностями, но которые доступны каждому, кто способен воспринимать и понимать. Своеобразие духовного мироотражения отдельных народов характеризуется своеобразием их интеллекта, своеобразием духовной мощи я духовных способностей. Здесь проходит граница тонкого разделения интеллекта и духовных способностей. Интеллект выступает как общее качество, он проявляет себя в любой культуре, интеллект более близок к природной сущности способностей, отнесенной к творениям в области науки и техники. Корни духовных способностей — в духовной сущности народа, осмысленной, соотнесенной с религиозным мировосприятием. В индивидуальном развитии духовные способности формируются на основе природных, отражая духовную сущность народа, систему ценностей, значений и личностных смыслов (рис. 1.15).

Вершиной духовного постижения является раскрытие человеческой сущности, прежде всего ее таинственности и непознанности. Язык вмещает в себя все познание, все духовные достижения, но в застывшей форме, личностно не соотнесенной, эмоционально не насыщенной. Только личностное знание является духовным знанием.

Понятие "духовные способности". Духовность связывают с духовной сущностью человека, с духовным началом, в качестве которого выступает дух, душа. В этом случае под духовными способностями понимают свойства духа, некоего идеального познающего начала. Духовные способности можно понимать как единство и взаимосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и жизнедеятельности, и способностей человека как субъекта деятельности и отношений, выступающих в единстве с нравственными качествами человека как личности. Духовные способности — это качество индивидуальности, определяющее качественную специфику поведения. Духовное поведение безгрешно и добродетельно. Оно определяется добродетелями личности. Добродетель всегда нравственна. Вера — это как раз такой парадокс, согласно которому единичный индивид в качестве единичного стоит выше всеобщего, единичный оправдан перед всеобщим, не подчинен ему, но превосходит его, правда таким образом, что единичный индивид, после того как он е качестве единичного был подчинен всеобщему, теперь посредством этого всеобщего становится единичным, который в качестве единичного превосходит всеобщее; вера — это парадокс, согласно которому единичный индивид в качестве единичного стоит в абсолютном отношении к абсолюту. Понятие "духовные способности" трактуют как синоним понятия "душевные способности". Здесь этимология понятия объясняется пониманием способностей как свойств духа или души. В духовных способностях индивид возвышается над обычными способностями. Обычные способности выступают в роли того всеобщего, не постигнув которого, не развив их в себе, индивид не может подняться до духовных способностей. Духовные способности вырастают из общих способностей. В духовном состоянии — секрет творчества. Духовное состояние определяет отбор информации, характер ее обработки, установление отношений и характера обобщений. Духовное состояние повышает направленную проницательность ума индивида, выделяя те свойства объектов, которые позволили разрешить проблему раскрыть истину. Генетически обусловленные предпосылки должны раскрываться в индивидуальной жизни путем постоянных упражнений. Но для того чтобы привести свой ум в духовное состояние, требуется длительный путь подвижничества. И ведущую роль здесь играют теоретические и нравственные размышления. Через историю отдельных культур проходят безличностные, общезначимые знания и умения, присущие сознанию как таковому. В противоположность безличностному знанию выступают личностные знание и умение.