Непрерывность и скачкообразность характеризуют перемены, происходящие в современном мире и в системе образования в частности, именно они и оказывают сильное влияние на людей. Это обусловливает процесс разделения людей на тех: кто обладает высокой устойчивостью к изменениям, но не склонны к адаптации; кто не способен к адаптации и не может противостоять переменам; кто способен к адаптации и изменениям, но скорость необходимая для адаптации достаточно высока, что замедляет ее; кто способен адаптироваться и быстро изменяться, способны к быстрому обучению, самообучению. Поэтому мы можем сделать вывод, что современное образование призвано помочь молодежи быть устойчивой к изменениям и быть способной к реактивной адаптации, на основе самообучения и обучения. Таким образом, мы видим, что второй составляющей профессиональной мобильности специалиста выступает его готовность к переменам. Именно от степени готовности специалиста к переменам он принимает решения о смене места работы, профессии, образования и т.д. Человек, переоценивая свой багаж знаний, принимает решение о его изменении или об отказе от какой-то его части. "Желание измениться" означает, что человек готов внести существенные изменения в свою жизнь и деятельность без чьего-либо вмешательства или давления.Третьей составляющей профессиональной мобильности является активность личности. Современное профессиональное образование в России построено по принципу преемственности образовательных программ, где образовательная программа вуза, выстроенного с опорой на достигнутое и с ориентацией на развитие, есть продолжение образовательного маршрута человека. Профессиональное становление и личностное становление обучающегося в вузе осуществляется посредством его собственной активности. При этом активность выражается и как работа над преобразованием себя, так и над преобразованием окружающей действительности. Как считает М.Л. Соколова [2], активность проявляется в способности ставить достижимые цели, реализовывать свою программу, несмотря на обстоятельства, препятствующие достижению цели.
Проблема активности личности рассматривается как проблема биологическая и социальная. Интерес к человеку как активно действующему субъекту исторического процесса возрастает по мере того, как под влиянием общественных отношений формируется понятие личность. Проблема активности в русской психологии рассматривается в трудах Н.Я. Грота, Л.М. Лопатина, А.И. Введенского, И.И. Лапшина. Они определяют активность как внутренне замкнутое свойство духа.
Представители "эмпирической психологии" пытались отойти от всякой философии, но при этом не смогли уйти от дуалистических, а порой и идеалистических философских концепций. Г.И. Челпанов связывал активность с внутренним строением сознания. У В.Я. Нечаева активность это умение сохранить свою личность. Для нашего исследования важным является то, что ученые рассматривали активность как меру устойчивости личности к влиянию среды и ее воздействия на эту среду, хотя эта мера сводилась к потенциям индивида биологического характера.
В 20-30-ые годы ХХ века В.М. Бехтерев[3] создает социально-психологическую концепцию активности. Изучая активность в социальном плане, он признавал ее направленность на изменение жизни общества, однако при этом произошел перенос биологических понятий в социологию, была сделана попытка, рассмотреть общество как совокупность "физиологических энергетических машин". П.П. Блонский наряду с физиологическим обоснованием активности трактовал ее и в аспекте решения задач воспитания личности. "Воспитать человека, который бы действовал не как "безупречный автомат", но активное существо, действия которого исходят из него самого"[4].
В этот же исторический период была осуществлена попытка, изучить активность личности в процессе ее деятельности. Л.С. Выготский отмечает, что активность человека имеет не столько биологическую природу, сколько социальную. Она определяется, по мнению ученого не созреванием тех или иных функций, а усвоением в ходе онтогенетического развития определенных форм социального опыта, созданной человечеством культуры. Понятие установки как состояния готовности к определенной активности ввел Д.И. Узнадзе. По отношению к процессам осознания и поведения установка первична и она определяет протекание процессов сознания. Установка выражает готовность к совершенствованию процесса, направленного на удовлетворение потребности. Она отражает окружающую действительность и при изменении этой действительности способна пластически меняться. В связи с этим установка способна обеспечить выполнение действий в связи с изменяющимися условиями. Наличие потребности и ситуации выступают необходимым условием для функционирования установки. Особой формой психической активности, присущей человеку как социальному существу, по мнению Д.И. Узнадзе выступает уровень объективизации. Человек как социальное существо живет и действует не только для себя, но и для другого, т.е. его бытие переходит за границы собственного существования и становится действительностью для другого. А установка есть связующее звено между сознанием и деятельностью [5].
Считая, что деятельность может быть активной и пассивной, Н.Ф. Добрынин разделил понятие "активность" и "деятельность" и выдвигает принцип активности как методологический принцип психологии. Активные действия, по мнению ученого, направлены на изменение действительности, а жизнь и активность начинается с возникновения потребностей и интересов, которые связаны с убеждениями. "Убеждения, опирающиеся на мировоззрение, отражаются на всей деятельности личности и являются самой большой силой вызывающей активность сознания"[6]. Таким образом, активность возникает как результат проявления потребностей, интересов, убеждений и выражает значимость для личности тех или иных объектов, а одним из механизмов ее возникновения выступает переход общественной значимости в личную. Деятельность как специфическую форму активности рассматривает в своих трудах С.Л. Рубинштейн. "Человек – не пассивное, лишь созерцательное существо, а существо действенное, поэтому изучать его нужно в действии, в свойственной ему активности". "Основное позитивное содержание положения о единстве сознания и деятельности - пишет С.Л. Рубинштейн, - заключается в утверждение их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее активного выполнения" [7].
Проявлением социальной активности не всегда можно считать активную деятельность. В основе социальной активности как качестве личности лежат общественные интересы, а ее признаками как считают В.А. Якуба и А.И. Андрющенко, является многообразие связей субъекта социальных отношений и творческий характер действия, направленного на реализацию общественных интересов. Общественная активность включает в себя отношение человека к миру социальных ценностей, выражающееся в конкретной деятельности, критерий ее уровня представляет собой комплекс объективных и субъективных моменты, характеризует особенности деятельности (направленность, результативность) и внутренне показатели деятельности.
Социальная активность специалиста в обществе измеряется степенью его сознательного участия в общественной жизни. Формирование и проявление активной жизненной позиции личности специалиста связано с развитием творческих потенций личности. Активность личности закладывается в "фундамент" личности на ранних этапа жизни и корректируется, направляется на протяжении всей сознательной деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна поведение человека совершается в определенных, заданных условиях, а его причиной являются "внутренние условия". А.Н. Леонтьев пишет, что "активное приспособление к будущему является специфической именно для поведения человека" [8]. Социальная активность выступает в многообразных внешних проявлениях. Ее полезный результат измеряется тем вкладом, который вносит человек в перестройку "обстоятельств и самого себя". Однако организуется и направляется активность субъективной позицией личности, выступающей интегральным образованием обеспечивающим "переправление" внешних требований во внутренние.
Человек выступает, как субъект исторического процесса утверждают Б.Г. Ананьев, И.С. Кон. "Всякое проявление жизни" есть проявление и утверждение общественной жизни – это утверждение конечный вывод и ведущая посылка в анализе подходов к изучению человеческой активности (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев).
Для нашего исследования значительный интерес представляют идеи, высказанные В.А. Водзинской о том, что "Социальная активность – высшая форма человеческой активности. Она проявляется, как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее". Следовательно, человек действуя сознательно - самостоятельно ставит цель, предвидит результаты и регулирует интенсивность деятельности, в этом случае мы можем говорить о самодеятельности личности как проявлении ее активности. А поскольку мобильность человек проявляет только сознательно и это есть акт его самодеятельности, то активность личности есть основа проявления мобильности. В.В. Водзинская считает, что не всякая деятельность есть проявление активности личности, поскольку в отдельных случаях деятельность не является свободным волеизъявлением человека и не соответствует его стремлениям. А профессиональная мобильность реализуется личностью только по ее собственному стремлению и интересам, то соответственно проявление мобильности личности есть всегда проявление ее активности.