Реферат по теме:
Психоаналитический и гуманистический подходы к личности
Оглавление
Введение
1. Характеристика гуманистической теории личности
1.1 Теория личности А. Маслоу
2. Психоаналитическая теория личности
2.1 Структура личности по Фрейду
2.2 Защитные механизмы личности
Заключение
Список литературы
Введение
Личность - человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.
Личность в психологии - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.
На протяжении XX века в мировой психологии сложилось два основных направления, в контексте которых были разработаны наиболее значительные теории личности: гуманистическая и глубинная или психоаналитическая психология.
Гуманистическая преимущественно американская теория, получившая в последние десятилетия широкое распространение на Западе. В понимании личности она, на первый взгляд, кажется противоположной психоаналитической психологии, однако их объединяет наличие одних и тех же характеристик.
Психоаналитики пытаются открыть источник активности, обращаясь к прошлому, к вытесненным бессознательным впечатлениям и переживаниям ребенка. В то время как гуманистическая психология, чье развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу и др., основным фактором активности личности выделяет устремленность в будущее, к максимальной самореализации.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить главные характеристики двух вышеуказанных теорий личности.
Для достижения цели, автор поставил следующие задачи:
1. Охарактеризовать основные положения гуманистической теории личности.
2. Охарактеризовать основные положения психоаналитической теории личности.
3. Выявить отличительные черты двух теорий.
1. Характеристика гуманистической теории личности
Гуманистическая психология есть ни что иное, как альтернатива двум важным течениям в психологии - психоанализ и бихевиоризм. Она берет свое начало в экзистенциальной философии, отвергающей положение, что человек – продукт либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния). Экзистенциалисты выделяют идею о том, что каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.
Таким образом, гуманистическая психология основной моделью принимает ответственного человека, который беспрепятственно делает свой выбор среди предоставляемых возможностей. Главное положение этого направления – концепция становления. Человек динамичен, всегда находится в процессе становления. Но это не только формирование биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий развитие, отрицает, что в нем есть все возможности для полноценного человеческого существования.
Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». Это направление заключается в субъективной или личной реальности, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение вторичны по отношению к непосредственному опыту и его исключительному значению для того, кто его переживает.
Гуманисты рассматривают людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями. Сторонниками гуманистических взглядов, можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, и Абрахам Маслоу, который получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Теория Маслоу о самоактуализации личности, основывающаяся на изучении зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, которые весьма характерны для гуманистического подхода.
1.1 Теория личности А. Маслоу
До Маслоу психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человека в целом. Для него же человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в какой-либо части, влияет на весь организм.
Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных. Маслоу утверждал, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.). Он полагал, что в каждом человеке природой заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.
Основной его концепции является вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что люди мотивированы на установление личных целей. Именно это делает их жизнь значительной и сознательной. Он описывал человека, как «желающее существо», который никогда не достигает состояния полного удовлетворения. Всяческое отсутствие потребностей, если таковое существует, в лучшем случае недолговечно. Когда удовлетворена одна из потребностей, то на поверхность сразу же всплывает другая и направляет внимание и усилие человека.
Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности в «Пирамиде Маслоу».
В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены до того, как человек станет мотивированным потребностями, расположенными выше. По Маслоу, это основной принцип, лежащий в структуре мотивации человека, и чем выше человек может подняться в такой иерархии, тем больше его индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности нередко частично совпадают, и человек может находиться на двух или более уровнях потребностей одновременно. Маслоу сделал предположение, что человек удовлетворяет свои потребности в таком порядке:
1) Физиологические потребности касаются биологического выживания человека и должны быть минимально удовлетворены прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными.
2) Потребность в безопасности и защите. Стабильность, закон и порядок, предсказуемость событий и свобода от угрожающих факторов, как, например, болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают необходимость в долговременном выживании.
3) Потребность в любви и принадлежности. На этом уровне люди устанавливают отношения привязанности с членами своей семьи или группы.
4) Потребность самоуважения. Маслоу разделил её на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает в себя компетентность, уверенность независимость и свободу. Уважение другими – престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие.
5) Потребность в самоактуализации Маслоу охарактеризовал как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.
Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на эту стадию и останется там, пока эти потребности не будут удовлетворены достаточно.
Гуманистическая психология считает, что только сам человек ответственен за выбор, который он делают. Это не означает, что, если ему дана свобода выбора, он непременно будет действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не может гарантировать правильность выбора. Основной принцип этого направления – модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.
Гуманистическая психология не существует как строго организованная теоретическая система – лучше рассматривать ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Несмотря на то, что взгляды сторонников этого движения составляют достаточно широкий спектр, они тем не менее разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все они имеют глубокие корни в истории западной философии.
Таким образом, можно выделить основные достоинства гуманистической теории личности: ее ярко выраженную практическую направленность и ориентацию на человека как на активного строителя собственного бытия, обладающего неограниченными способностями и возможностями.
2. Психоаналитическая теория личности
Разработанная З. Фрейдом психоаналитическая теория личности, которая достаточно популярна в Западных странах, относится к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его личности внутренние психологические свойства, его потребности и мотивы. Фрейд считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.
По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы.
По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции).
Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.