Смекни!
smekni.com

Физиогномические корреляты характера (стр. 1 из 3)

Введение

Лицо человека подобно карте неведомой страны. Лоб - это господствующая над местностью возвышенность, порой, как ущельями, изборожденная морщинами. Брови - густые или реденькие лесочки у ее подножия. Нос - словно мыс, выдающийся в море. Глаза - озера, отражающие небо, безмятежно голубое или темное, ночное. Рот - расщелина, ведущая в таинственную глубину…Можете ли вы, взглянув в лицо незнакомца, прочесть его характер, мотивы поступков - тайную книгу пороков и добродетелей? Научиться читать эту карту так же важно, как и уметь ориентироваться в незнакомом месте. В этом может помочь такое учение, как физиогномика. Физиогномика (от греч. φύσις — природа, γνώμων — знающий) — научно не обоснованное учение, ориентированное на определение типа личности человека и его душевных качеств, исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения. Считается, что отцом европейской физиогномики является выдающийся философ и ученый древности Аристотель. Он и его ученики доказывали: черты лица, его мимика характеризуют тот или иной тип людей, по ним можно определить характер человека, его интеллект и одаренность.

Аристотель и философы, жившие до него, считали, что лицо – зеркало души, книгой, в которой можно прочесть о сильных и слабых чертах характера. Сократ и Платон умели расшифровывать выражение лица собеседника, Пифагор, по свидетельствам современников, не позволял изучать математику тем студентам, на лицах которых он не видел способностей к абстрактному мышлению. Знаменитые врачи древности Гален и Авл Корнелий Цельс, мыслители Цицерон и Плиний Младший - все они с должным почтением относились к науке чтения лица.

Познание азов данного учения крайне важно не только психологам, педагогам и воспитателям, каждому человеку эта наука поможет ориентироваться в многообразии человеческих взаимоотношений. К сожалению, ей еще не уделяют должного внимания. Искусству чтения лица нужно учиться долго, настойчиво и терпеливо. При этом следует иметь в виду, что все признаки полностью формируются в каждом человеке лишь к 40 годам. В более раннем возрасте можно говорить только о предрасположенности человека к тем или иным чертам характера. Многие ученые посвятили свои труды изучению данной науки. Чтобы более полноценно понять, есть ли все-таки связь между внешностью и характером, рассмотрим точки зрения разных ученых из разных поколений.


1. Восточная физиогномика

В XIX веке развилось одно из направлений физиогномики - френология - искусство чтения характера человека по форме его черепа. Ее приверженцы Ломброзо и И. Пенде трактовали биотип человека и его лицо, как фатальный результат заложенных при рождении склонностей, способностей и недостатков. На базе их учения возникло судебно-медицинское направление, определяющее по лицу человека и строению его черепа заложенные от природы склонности криминогенного характера.

Френологи и физиогномисты старой школы считали, что если голова сдавлена выше висков и расширяется в области челюстей, то человеком руководят животные инстинкты, жадность. Голова, расширенная над висками, указывает на богатую фантазию субъекта и даже на некоторую склонность к мистицизму. Узкая голова удлиненной формы - на способность к наукам и любознательность. Сильно выпуклый затылок свидетельствовал о том, что его владелец отличается привязчивостью, иногда математическими способностями. Плоский затылок - показатель того, что перед вами эгоист. Выпуклость теменной части ближе ко лбу говорит о доброте, выпуклость в середине - о силе воли и твердости духа.

Восточная физиогномика отличается от западной некоторыми особенностями. Система этики, принятая на Востоке, считает одной из добродетелей умение скрывать эмоции, сохранять в любой ситуации маску беспристрастности. Признанные мастера чтения лиц - восточные философы - особое внимание придавали таким качествам, как почтение к родителям, благопристойность, преданность господину, верность властям. Наличие или отсутствие этих качеств они и старались обнаружить на лицах.

Для удобства чтения восточные физиономисты условно делят лицо человека горизонтальными линиями на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя зона - это в основном лобная часть, которая отражает весь жизненный путь человека. По ней физиогномисты получают информацию за период жизни от 15 до 30 лет. Идеальный лоб, то есть правильная форма и здоровый цвет кожи, говорят о прекрасном состоянии тела и духа и отсутствии сильных жизненных потрясений в молодые годы.

Средняя зона (от бровей до кончика носа) отражает годы жизни от 35 до 50 лет. Гармоничная сбалансированность этой зоны свидетельствует об упорядоченности психики. Нижняя зона (верхняя губа, челюсти, рот, подбородок) дает информацию о периоде в 55-57 лет, а также о более преклонном возрасте. Правильные формы этой зоны говорят об уравновешенности характера. Брови, согласно восточному физиогномическому канону, указывают на степень сбалансированности эмоций и ума. Идеальными считаются широкие длинные брови. Жесткие, щетинистые брови свидетельствуют о полном разладе чувств и разума. Приятная форма бровей свидетельствует о том, что их обладатель отлично ладит с окружающими. физиогномика аристотель восточный западный

Если у мужчины ровные длинные брови, да притом эти брови выступают на фоне приятной по виду и цвету кожи, то он слывет интеллектуалом. Женщина с такими бровями обладает сильным характером и не подходит для традиционной роли домашней хозяйки. Высоко расположенные брови - признак целеустремленности. Брови, сидящие слишком низко, свидетельствуют об обратном.

2.Как считал Аристотель?

Еще в древние времена люди интересовались, существует ли связь между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Эту попытался раскрыть древнегреческий ученый и энциклопедист Аристотель Стагарит . Он изучал главные части тела - это область у глаз, лоб, голова и лицо, вторая - грудь и плечи; затем голени ноги. Приведем некоторые данные из его учений. О губах Аристотель говорил следующим образом, «У кого губы тонкие и уголки губ дряблые, так что у верхней губы образуется складка и наступает на нижнюю когда губы сдвинуты, - такие велики душой; это соотносится со львами. То же самое можно видеть и у больших и крепких собак. У кого губы тонкие, твердые, у клыков вздернуты кверху - те не благородны; это соотносится со свиньями. У кого губы толстые и верхняя губа выступает над нижней - тупые; это соотносится с ослами и обезьянами. У кого верхняя губа и десна выдаются - бранчливые; это соотносится с собаками».

Что касается глаз, то говорил следующее, «Кто имеет под глазами как бы свисающие мешки - пьяницы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у много выпивших под глазами как бы мешки. У кого эта часть припухлая, те любят спать; этот признак восходит к соответствующему состоянию, так как у проснувшихся вокруг глаз как бы припухлость. У кого глаза маленькие - малодушны; это восходит к соответствующей черте и к обезьянам. Большеглазые ленивы; это соотносится с волами. Поэтому благороднорожденному прилично иметь глаза и не очень большие и не очень маленькие. Те, у кого глаза впалые, - злы; это соотносится с обезьянами. У кого глаза выпученные - глупы; это восходит к соответствующей черте и к ослам. Поэтому глаза должны быть и не выпученные и не впалые, но самое лучшее - среднее состояние. У кого глаза слегка впалые, те великодушны; это соотносится со львами; если сильно впалые - смирны; это соотносится с волами. У кого потупленные глаза - печальны; это восходит к соответствующему состоянию, так как печальные потупляют глаза».

Про лоб Аристотель говорил так, «У кого лоб маленький - глупые; это соотносится со свиньями. У кого лоб слишком большой - вялые; это соотносится с волами. Круглолобые тупы; это соотносится с ослами. Имеющие большую поверхность лба - чуткие, проницательные, понятливые; это соотносится с собаками. Имеющие соразмерный квадрат во лбу - велики душой; это соотносится со львами. Имеющие нахмуренный лоб - гордые; это соотносится с быком и львом. Имеющие разглаженный лоб - льстецы; это восходит к соответствующему состоянию. И у собак можно видеть когда собаки ластятся, у них гладкий лоб. Поскольку нахмуренное состояние лба обозначает высокомерие, а разглаженное - лесть, то подходящим будет среднее состояние».

Что касается носа, то интересно следующее, «У кого края ноздрей толстые - добродушны; это соотносится с волом. У кого края ноздрей тонкие - очень горячи по характеру; это соотносится с собаками. У кого края ноздрей круглые и тупые - велики душой; это можно сравнивать со львами. У кого конец носа худой (у востроносых), те подобны птицам. У кого конец носа толстый - те тупые; это соотносится со свиньей. У кого горбатый нос начинается сразу от лба - те бестыжи; это соотносится с воронами. У кого орлиный нос, четко отделяющийся от лба, - велики душой; это соотносится с орлами. Те, у кого в том месте, где нос соединяется со лбом, круглое углубление, а изгиб носа обращен кверху, - похотливы; это соотносится с петухами. Имеющие (плоский и) курносый нос - похотливы; это соотносится с оленями. У кого ноздри раздутые - гневливы; это восходит к состоянию, вызываемому гневом».

Про плечи и шею Аристотель выявил следующее, «У кого область возле плеч и сами плечи хорошо расчленены - сильны душой; это соотносится с мужественным типом. Те, кто имеет слабые, плохо расчлененные плечи, - слабы душой; соотносится с женственным типом. У кого развернутые плечи - благородны душой; это восходит к наблюдаемому, потому что этой наблюдаемой форме соответствует благородство. У кого плечи связанные и сведенные, те неблагородны; это восходит к соответствующей черте. У кого подвижная область у ключиц - восприимчивы: когда эта область подвижна, она легче вмещает движение чувств. У кого части тела в области ключиц сдавлены, те тупы: при плохом развитии этих частей движение чувств затруднено.