Смекни!
smekni.com

Гендерная специфика девиантных форм поведения (стр. 3 из 3)

Девиантная форма поведения в виде нарушения эректильного поведения включает в себя стереотипы мужчин с расстройствами эректильной функции. Нередко при импотенции происходит формирование ограничительного (избегающего) поведения, в дальнейшем распространяющегося на многие стереотипы жизни. Особо подобная форма поведения захватывает взаимоотношения полов, семейные и партнерские сексуальные отношения. С целью избегания неудачи («феномен ожидания неудачи» - коитофобия) в реализации сексуального контакта мужчина начинает конструировать такие психологические отношения, вступать в такие взаимодействия с партнершей, которые не сппособствуют и даже препятствуют вступлению в коитальные контакты. Э. Берн описал данный вид поведения как супружеские игры: «ревность» и «скандал». В первом случае с целью снять с себя ответственность за возможную неудачную сексуальную связь и упреждая предполагаемый сексуальный контакт, муж (мужчина) разыгрывает сцену ревности, которая позволяет ему найти приемлемый способ скрыть собственные проблемы с эрекцией. Во втором случае тот же результат достигается с помощью разыгрывания семейного скандала.

Следует отметить, что девиации эректильного поведения могут формироваться на базе характерологических девиаций, в частности у мужчин с психастеническими или шизоидными акцентуациями характера. Часто нарушения эректильного поведения обусловлены мнимым сексуальным расстройством (псевдоимпотенцией), базирующейся на неосведомленности и неинформированности человека в вопросе нормы эрекции.

Виргогамный брак характеризуется длительным и устойчивым игнорированием сексуальных отношений, отсутствием интимных контактов. Данную разновидность девиантного поведения можно отнести к семейной и групповой по структуре. В литературе описаны казуистические случаи вирroгамного брака на базе неинформированности супругов о возможности и желательности сексуальных контактов. Нередко виргогамные девиации обусловлены какой-либо из форм сексуальной девиации у одного из супругов.

Из сверхценныx психологических и психопатологических увлечений многие чаще проявляются у мужчин, чем у женщин. Это относится и к гемблингу (увлеченность азартными играми), и к трудоголизму (бегство от реальности в сферу деятельности и достижений), и к фанатизму (увлечение какой-либо деятельностью, достигающей крайней степени выраженности с формированием культа и создания идолов с полным подчинением человека и «растворением» в индивидуальности). Можно предполагать, что столь явный гендерный механизм формирования сверхценности у мужчин обусловлен структурой психологических особенностей, в которой целеустремленность, настойчивость и склонность к длительной фиксации внимания на определенном виде деятельности относится к специфически мужским характеристикам.

Нарушения пищевого поведения можно считать характерными преимущественно для женского стиля поведения. Такими типичными разновидностями нарушений являются анорексия (нервное расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и поддерживаемым самим индивидом) и булимия (повторяющиеся приступы переедания, невозможность даже короткое время обходиться без пищи и чрезмерной озабоченностью контролированием веса тела), которые обусловлены значимостью параметров массы, стройности и красоты тела.

По данным Е.Т. Соколовой, имеются гендерные различия в субъективной ценности всего тела и различных его частей. С психологической точки зрения, самооценка человека и в особенности выпестованный групповыми традициями и семейным воспитанием реестр ценностей различных частей собственного тела способны оказываться психотравмирующими факторами при возникновении какого-либо дефекта (например, связанного с пищевым поведением) в «ценном органе». По результатам некоторых психологических экспериментов наиболее «дорогостоящими» оказались нога, глаз и рука. Мужчины оценили половой член, яички и язык как наиболее важные. Эта оценка не зависела от возраста, лишь у старых людей несколько снижалась оценка половых органов. У женщин оценки оказались менее определенными, лишь у тех, кому было за 70, язык стабильно оказывался на первом месте. Кроме того, было отмечено, что ценность отдельных телесных качеств может изменяться под влиянием общественных процессов. Так, у японок во время второй мировой войны в образе тела полностью обесценилась грудь, идеальной считалась плоская грудная клетка (женщины носили мужскую военную форму). Однако после войны под влиянием западной культуры образ тел радикально изменился, и в 50-х годах японские женщины стремились иметь грудь «голливудских» размеров.

Отклоняющееся поведение в форме безнравственного, аморального или неэстетичного поведения практически не имеет гендерных особенностей.

Заключение

Таким образом, мы ознакомились с особенностями проявления девиатных форм поведения в гендерном аспекте, усвоив достаточное количество познавательной и увлекательной информации. Возможность уяснить разницу в отклоняющемся поведении мужчин и женщин предоставляет не только всевозможная научная литература, но и сама житейская практика. Например, редко встретишь такую представительницу «слабого» пола, которая бы испытывала неистовую страсть к азартным играм в отличие от большинства мужчин; также не остается не замеченной разница в частоте случаев заболеванием нервной анорексией (неужели найдется мужчина, изводящий себя намеренным голоданием ради достижения стать непривлекательно тощим). Поэтому проблема половых различий девиантного поведения в настоящее время является весьма актуальной для психологических и социологических исследований.

Список литературы

1. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Питер, 2005. – 430 с.

2. Вейнингер О. Пол и характер. – М.: Латард, 1997. – 358 с.

3. Либин А.В. Дифференциальная психология. – М.: Смысл, 1999

4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. – СПб: Речь, 2008. – 445 с.

5. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. – 1993. – №6.