Мы наедине с миром наших мыслей и чувств. Другой человек может ощутить этот мир в момент душевной близости, но никто и никогда не сможет в него войти. Ни жена, ни муж, хотя они могут закончить любую начатую нами фразу. Ни учителя или друзья, хотя и они могут (из самых лучших побуждений) воплотить через нас свои замыслы, ни даже родители.
Но чтобы выйти из тьмы, мы должны пройти этот путь через невесомость. И для каждого из нас есть возможность возродиться вновь и обрести способность любить – любить себя и весь мир…».
Рафаэль, Моцарт, Шопен … Начну с очень интересной идеи, которую придумала Гейл Шихи для объяснения этого ряда имен. Речь идет о давно замеченном статистическом факте: если взять достаточно большое число великих людей в художественной сфере, скажем, несколько сот человек, то пик смерти у них придется на период с 35 до 39 лет. В чем же дело?
Вспомним опять улитку. Взламывание панциря – процесс болезненный. И если нормальный человек во время кризисов болеет, то гениальный художник с его особенно чувствительной и нежной организацией может от этой боли просто погибнуть. Умереть от душевных страданий, которые он испытывает. Кое-кто кончает жизнь самоубийством. Другие могут затеять дуэль, или очень рискованное путешествие, или купить сверхскоростной спортивный автомобиль. Словом, постараться нарваться на неприятности. Все это закамуфлированное самоубийство.
Идея красивая, даже если и не очень верная. Во всяком случае, Шекспир до 35 лет писал комедии, а после 35 – трагедии (исключение – «Ромео и Джульетта» в 31 год). Данте написал «Божественную комедию» в 42 года, в ней он описал свой кризис середины жизни: «Свой жизни путь пройдя до половины…» Гоген бросил службу в банке в 35 лет и в 41 стал ведущим постимпрессионистом. (Кстати, если художнику удается высказать, написать, сыграть свой кризис, он может остаться в живых).
А теперь поговорим о новых данных развития человека, которые приводит Гейл Шихи в своей книге. Давайте рассмотрим такой опыт. Живет в клетке популяция обезьян. Всей жизнью в ней заправляет вожак, огромный самец, имеющий абсолютную власть над всеми обитателями клетки – как самцами, так и самками.
Любая обезьяна, проходя мимо вожака, своей позой демонстрирует полное подчинение. Измеряют у самцов уровень мужских гормонов, и оказывается, как мы и ожидали, что у вожака он самый высокий. Отсюда раньше делали вывод, что потому он и вожак, что у него уровень самый высокий.
А теперь возьмем его за шиворот и посадим в соседнюю клетку. Там – другая популяция и, конечно, свой вожак. И что этот вожак начнет сразу делать с новичком? Страшно подумать. И в этом ему будут помогать все другие самцы. Что же касается самочек, то о них наш бывший вожак может забыть навсегда. Через неделю берут у него гормональную пробу, и оказывается, что уровень у него на нуле. Один из выводов: не потому он вожак, что у него уровень высокий, а потому и уровень высокий, что он вожак.
Бывают семьи, в которых вокруг главы семьи создается атмосфера преувеличенного обожания, чуть ли не обоготворения. Все время подчеркивается его руководящая роль во всех семейных делах, его незыблемый авторитет и полная подчиненность остальных членов семьи.
В действительности дело обстоит как раз наоборот. Глава семьи безвольный, мягкий человек – находится под каблуком у жены, которая является главным режиссером этого представления, очевидного для всех, кроме самого героя. К нему относятся как к мужчине, и он становится им!
Книга имеет несомненный терапевтический эффект. Когда тебе плохо, полезно знать, что такое бывает со всеми и уже описано в книге. Но я не хотел бы, чтобы кто-нибудь стал относиться к «кризисологии» как к инструкции по уходу за пылесосом. Мы часто пытаемся найти готовые ответы в телевизионных передачах, в книгах. Смотришь в указатель, где перечислены все симптомы, открываешь на нужной странице, а там подробная инструкция, как поступить.
Я предлагаю смотреть на эту книгу лишь как на повод для того , чтобы взглянуть на себя со стороны. Подумать о своих кризисах и, может быть, поговорить о них со старым другом. Она тем и хороша, что подготовленному человеку может дать толчок к внутренней работе, которую все равно ни на кого другого не свалишь.
Другая тема: цикличность наступления кризисов. Вы, я надеюсь, заметили, что они повторяются регулярно через каждые 7 лет. Интересно было бы послушать гипотезы на этот счет разных точек зрения – физиологической, кибернетической, космической или ещё какой-нибудь.
Семь лет – это в нашу эпоху максимальный период времени, когда мы можем более или менее точно оценить, что с нами будет и как изменится жизнь вокруг нас. Ведь человек – существо планирующее. Мы, сами того не замечая, планируем каждый свой шаг, любое мельчайшее движение руки и при этом (как и в экономике) все время корректируем наши планы в соответствии с изменившейся ситуации.
Мы все время готовим себя к завтрашнему дню, хотя эта работа происходит в подсознании, параллельно с какой-нибудь другой работой или во сне. Кризис – это во многом и смена плана. Мы формируем себя (строим панцирь) на следующий этап жизни. Но жизнь меняется, меняемся и мы, и через 7 лет эту форму придется ломать.
Гейл Шихи рассказывает о четырех этапах в жизни человека, описанных в древнем тексте, относящемся ко второму веку до нашей эры. На первом этапе человек – это ученик, и его единственная обязанность – учиться. Этот период с 8 до 20 с небольшим лет.
Следующий этап, начало которого свадьба, служит для удовлетворения основных потребностей человека. Счастье, которое он находит в семейной жизни, успех, которого он достигает в профессии, долг, который он исполняет как гражданин. Этот период длится 20 или 30 лет и заканчивается рождением первого внука.
Теперь человек свободен, и он может начать свое «высшее образование», двигаясь к пониманию себя самого и смысла жизни. Обычно на этом этапе человек становился пилигримом, который, оставив позади все мирское – имущество, заботы – отправлялся на поиски истины. И, наконец, последний этап, когда человек достигал цели. Как сказано в этом древнем тексте, «человек сливается с вечностью, и все остальное для него исчезает».