Уже в младшем подростковом возрасте заметно стремление ребенка к самоутверждению. Особенно интенсивным оно становится в возрасте 12—13 лет. Тинэйджер стремится к самоутверждению в учебе, физическом и психическом совершенствовании, старается добиться успеха в любом виде деятельности.
По отношению к подросткам могут применять еще одно слово - юный, хотя юность — это период развития, следующий за подростковым. Однако в связи с удлинением подросткового периода специалисты часто употребляют слова подростковый и юный как синонимы.
Старший подростковый возраст имеет и другие особенности, ударяющие по спокойствию родителей. Повышенная возбудимость, ранимость и обидчивость, резкая смена настроения, иногда рассеянность и неусидчивость доставляют немало проблем в школе и, как следствие, мягко говоря, огорчают родителей. Эта проблема подросткового возраста тоже имеет свое физиологическое объяснение и со временем проходит. Происходит усовершенствование и дальнейшее формирование структуры коры больших полушарий, зон ответственных за мышление, память, поведение, и теперь эти области мозга более активно участвуют в контроле эмоций и инстинктов. Но процессы возбуждения еще сильнее процессов торможения и нервные клетки утомляются быстро, поэтому все вышеназванные трудности подросткового возраста старший школьник контролировать практически не может. При этом нервная возбудимость влияет на работу сердечнососудистой системы, а сильные переживания могут отрицательно повлиять на нервную систему и здоровье в целом.
Еще одной причиной повышенной утомляемости и переменчивости подростка являются пресловутые «гормоны». Старший школьный возраст «включает» в более активный режим гипофиз, активизирующий работу многих других желез, в том числе и половых, и рост организма. Активно функционирует и щитовидная железа, отвечающая за протекание процессов обмена веществ и делающая их более интенсивными. Старший школьник в это время даже обычные нагрузки переносит труднее и устает.
Сильную перестройку организма вызывает и начало процесса полового созревания, которое отражается и на внешности, и на работе организма, и на психологическом состоянии подростка. Появляются вторичные половые признаки: меняется голос, появляются волосы на лобке и подмышечных впадинах, меняется физиология, кожа становится более жирной из-за усиленной работы сальных желез. Как бы не было «неловко», родители должны настроить подростка на то, что все происходящие с ним изменения нормальны, чтобы все происходящее было теоретически знакомо ребенку, и он был к этому готов. Как правило, у мальчиков все процессы развития происходят позже, чем у девочек. Беседовать на эту тему лучше тому из родителей, с кем лучше складываются отношения. И, конечно, лучше, если с сыном поговорит отец, а с девочкой – мать.
Все эти бурно происходящие процессы и изменения приводят к изменению поведения: кто-то становится стеснительным, кто-то прячет стеснительность за «наглостью», появляется интерес к противоположному полу. Очень многое в дальнейшем развитии отношений между мальчиками и девочками, между детьми и родителями закладывается сейчас. Помимо навыков личной гигиены и ухода за собой, в этот период важно воспитывать в мальчиках уважение к девочкам, желание их защищать и беречь, помогать им, правильно, естественно относиться к возникающим влечениям и привязанностям.
Кипучую энергию, которой переполнен старший школьник и которую он сам порой не знает куда деть, надо вовремя переключать на занятия спортом, музыкой, рисованием, туризмом, творчеством, волонтерством, участием в олимпиадах и конкурсах и другими позитивными видами деятельности [4, с. 189-197].
1.3 Ценностные и смысложизненные ориентации старших подростков, проживающих в условиях детского дома
В подростковом и юношеском возрасте большое значение имеют отношения с противоположным полом. В этот период жизни, когда чувства так остры, а потребность в любви так сильна, взрослому ребенку очень важно иметь спокойные, стабильные привязанности в кругу семьи. Ему (или ей) очень важно знать, что его кто-то любит, кому-то он нужен такой, какой он есть. В противном случае ребенок в поисках любви может кинуться в водоворот случайных, поверхностных отношений. К сожалению, воспитанники детских домов, испытывая острую, мучительную потребность хоть в каком-то подобии любви, зачастую совершают в юности нелепые и чреватые последствиями ошибки.
Проведённые исследования в данной области показывают, что осмысленность жизни (тест СЖО Д.А. Леонтьева) у проживающих в детском доме подростков меньше. Они менее удовлетворены прошлым этапом в жизни и процесс жизни воспринимают менее интересным по сравнению со сверстниками. Но целевая ориентация у них снижена меньше. Локус контроля – Я и локус контроля - жизнь имеют более низкий показатель, т.е. они меньшей верят в возможность добиться своих целей в жизни, отчасти фаталистичны. Наиболее важными терминальными жизненными ценностями для них являются здоровье, любовь, развитие, интересная работа. Меньше всего их привлекают творчество, общественное признание, активная деятельная жизнь. Для школьников - это уверенность в себе, любовь, творчество, счастливая семейная жизнь, а не важными являются - здоровье, развлечения, жизненная мудрость, счастье других, развитие. Т.е. по ценностным ориентациям – здоровье, творчество, развитие, уверенность в себе и активная деятельная жизнь - различия наиболее выражены. Учащиеся в интернате подростки считают, что смогут достичь своих целей с помощью честности, образованности, воспитанности, независимости, для школьников таковыми являются эффективность в делах, широта взглядов, независимость, самоконтроль. Наибольшие различия в способах достижения целей подростков проявляются в честности, образованности, широте взглядов [12, с. 122-124].
В структурах смысложизненных ориентаций в ситуации субъективации жизненных целей мы наблюдаем следующие различия. В актуальной жизненной ситуации учащихся интерната структура смысложизненных ориентаций отличается незначительно: СЖО на самореализацию чуть ниже, на гедонизм чуть больше, а на частную жизнь чуть ниже. То, что эти смысложизненные ориентации для них главнее – это социально-типично. В заданной идеальной ситуации структуры СЖО мало отличаются, главными являются СЖО на гедонизм и частную жизнь. Причем, стремление к удовольствию представлено преимущественно целями, способствующими расширению социальных контактов и впечатлений («поехать на скоростной электричке», отдохнуть на курорте в Сочи»). В заданной ситуации экзистенциальной фрустрации подростки пытаются в рамках смысложизненных ориентаций на гедонизм успеть реализовать те цели, которые еще не осуществились («последний раз хорошо покушать», «сходить в компьютерный клуб»), часто это решается деструктивно («врезался в поезд и взорвался», «работал бы охранником и меня убили»). Деструктивность у школьников не присутствует, а гедонизм менее выражен. Ситуация активизации субъектности свидетельствует, что для учащихся интерната самой важной является все же ориентация на самореализацию. Для школьников это важно, но не в такой мере. Очень значительные различия в показателях ориентации на гедонизм. У подростков из детского дома они выше. В отличие от школьников в структуре смысложизненных ориентаций учащихся интерната присутствуют ориентации на стабильность и деструктивность. Вероятно, сильно выраженная социальная депривация способствует этому.
Итак, подростки из детских домов переживают свою жизнь как менее осмысленную, прошлое склонны оценивать как малопродуктивное, настоящее для них переживается как неудовлетворительное. Это приводит к тому, что в их структуре смысложизненных ориентаций постоянно присутствует ориентация на стабильность. Они не совсем уверены, но считают, что отчасти могут управлять своей жизнью, имеют некоторую свободу выбора, но нередко склонны отдаться на волю судьбе. Поэтому в сложных фрустрирующих ситуациях они предпочитают ориентации на гедонизм и деструктивность. Несмотря на то, что уровень их ответственности за свою жизнь ниже, чем у школьников, тем не менее, это может им помочь осуществить те цели в будущем, которые и придают им смысл существования. Притягивающими их смысл ценностями является здоровье, любовь, развитие, что соответствует преобладающей в их структуре СЖО на самореализацию [8, с. 78-83].
Способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и в будущем - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности. Высший уровень временного аспекта самосознания может быть развит к концу подросткового или раннего юношеского возраста в условиях полноценных отношений со значимым взрослым при развитом чувстве ответственности самого подростка (или юноши). В условиях депривации развивающейся личности в неблагополучной семье или в детском доме чаще всего формируется личность без ответственного отношения к собственному времени жизни. Эмоциональное неблагополучие, тревога по поводу прошлого, настоящего и будущего у воспитанников детских домов имеют типичную представленность в их сознании.
Выявленная ограниченность мотивации, ее единообразие и привязанность к непосредственной жизненной ситуации сохраняются у воспитанников на протяжении всего периода пребывания в детском доме. Это ярко проявилось в особенностях формирования у них такого существенного новообразования подросткового возраста, каким является «обращенность в будущее». Подростковый возраст можно считать сензитивным для формирования специфической ориентации на будущее, временной перспективы. При сравнении временной перспективы подростков, воспитывающихся в детских домах, и подростков из массовой школы обнаружено, что временная перспектива у последних значительно глубже, чем у их сверстников из детского дома. Если для учащихся массовой школы (особенно старшего подросткового возраста) характерно большое количество мотивов, реализация которых связана с достаточно отдаленным будущим (стремление поступить в институт, обзавестись в зрелые годы семьей, достичь успехов в профессиональной деятельности и т.п.), то у воспитанников детского дома преобладают мотивы сегодняшнего дня или ближайшего будущего (пойти поиграть в футбол, написать завтрашнюю контрольную на «4», продолжить занятия в волейбольной секции и т. п.), а мотивы отдаленной перспективы оказываются практически не выраженными.