Смекни!
smekni.com

Анализ феноменологии телесности в психологии (стр. 3 из 3)

Возможно, описанные варианты психосоматического дизонтогенеза не исчерпывают всей его феноменологии, но позволяют строить диагностику психосоматического развития в норме и патологии на единых каузально-генетических основаниях.

2.2 Феномены телесности у взрослого человека

Наиболее сложную для понимания картину образуют феномены телесности у взрослого человека. В ходе развития они оказываются "встроенными" в общую архитектонику психической жизни индивида, смысловой сферы его личности, образуя при этом ее особое, высоко значимое, эмоционально насыщенное звено. Чем более вплетен телесный феномен в психическую жизнь индивида, чем более выражен "общий психологический аккомпанемент", т. е. чем более сложна и развернута система опосредствования собственно телесных проявлений, тем труднее очертить контуры психосоматического феномена у взрослого человека. Обращение к патологии и в этом случае позволяет в более явной форме представить сложную структуру и механизмы функционирования феноменов телесности, выступающих в новом качестве – болезненных симптомов. Постановка вопроса о генезисе телесных расстройств, их структуре и динамике открывает новый ракурс анализа "движения" феноменов телесности – как процесса симптомо- и синдромообразования. В настоящее время мы можем предположить несколько основных путей актуалгенеза телесного симптома. Прежде всего, как было показано выше, психологический патогенез ряда телесных расстройств связан с отклонениями процесса социализации телесности в детстве, с искажением структуры знаково-символического и шире – психологического – опосредствования телесных феноменов. Это ставит задачу изучения того, как и при каких условиях онтогенетически заданные стереотипы психосоматического реагирования и регуляции "вплетаются" в актуалгенез психосоматических расстройств. Другой путь образования телесных симптомов связан с психологической спецификой ситуации болезни, понуждающей человека разворачивать особые формы психосоматической активности. В силу большой витальной значимости болезнь фокусирует на себе психическую активность человека, становится не просто предметом пристального и пристрастного внимания, но и порождает специфическую познавательную деятельность (нозогнозию), продуктом которой являются психосоматические новообразования – внутренняя картина болезни, изменившийся образ тела, феномен самочувствия. Особую роль в их возникновении и психологическом оформлении играют личностные механизмы-медиаторы симптомообразования и деятельность саморегуляции. Они определяют глубину психосоматического расстройства (символически-конверсионный симптом, психо-вегетативное нарушение, либо органическое поражение той или иной телесной системы); от них зависит в значительной степени возможность и резервы индивидуального приспособления и совладания, успешной компенсации болезненного состояния.

Актуалгенез психосоматических расстройств, подобно тому, как это происходит в детстве, не замыкается только на уровне интрапсихических механизмов опосредствования. При хроническом телесном страдании симптом с необходимостью становится элементом социальной ситуации развития, существования человека. Во-первых, социальная ситуация развития может способствовать актуализации закрепившихся в онтогенезе стереотипов психосоматического реагирования (например, склонность к головной боли или боли в желудке в ответ на ситуацию эмоциональных затруднений). Во-вторых, место симптома в структуре ситуации и соотношение с целостной смысловой системой личности определяют такие синдромообразующие характеристики, как ценность, преградность смысла симптома, условная выгода его.

Таким образом, психосоматическое развитие продолжается и в периоде взрослости, реализует в себе накопленный психосоматический опыт, а также сложившиеся механизмы психологического опосредствования и регуляции телесности, порождая новый класс сложных психосоматических феноменов и расстройств: внутреннюю картину болезни, самочувствие, ипохондрию. Принципиальным отличием психосоматического развития в этом периоде является ведущая роль высших форм активности субъекта – его самосознания и рефлексии. Проблемы развития телесности, ее психологического преобразования, роли знаково-символического опосредствования являются, с нашей точки зрения, центральными для психологии телесности и в настоящее время стали предметом цикла исследований, в которых общая теоретическая модель получает свое эмпирическое подтверждение и воплощение в методических разработках и практических рекомендациях

телесность феномен социализация психосоматический

Заключение

Телесность - фундаментальное основание нашей жизни. "Телесность" не синоним "тела" в его физическом понимании.

Человеческая телесность - одухотворенное тело, являющееся результатом процесса онтогенетического, личностного, в широком смысле исторического развития, выражающее культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа. Основным предикатом телесности является живое движение, соединяющее в себе психологическое содержание и материальную форму

Телесность – феноменологическая реальность, представляющая собой сочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире.

Концепт "Телесность" отличается от понятия "образа тела", хотя однозначно развести эти термины не представляется возможным, поскольку в ряде случаев представление об "образе тела" очень близко к понятию "телесности".

Тем не менее, образ тела является преимущественно феноменом восприятия и связан, в большей мере, со структурой интрапсихического опыта, соответствующего ряду личностных характеристик, чем с особенностями собственно телесной реальности

Телесность также не тождественна телу-организму, биологическому субстрату и включает помимо психофизиологических компонентов (операционализируемых в исследованиях рефлекса, схемы тела, позы, способности тела к движениям и действиям) осознаваемые и неосознаваемые, отчетливые или смутные образы, символы, представления, переживания.

Телесность имеет характер высшей психической функции и является феноменом не только восприятия, но и самосознания, формирующимся во взаимодействии с Другим. Подобно остальным высшим психическим функциям телесность встраивается в общий ход психического развития и приобретает системное строение, знаково-символический характер, "культурную" форму, произвольность функционирования.

Библиография

1. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: МЦИ, 2004. С.133-148.

2. Бескова Д.А. Пространство телесности: человек в мире и мир в человеке // Психология и психотехника. 2009, № 4. С. 8-17.

3. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 2. с. 19-27.

4. Джемс У. Психология // Психология самосознания / Под ред. Райгородского Д.Я. - Самара, 2000. С. 20.

5. Зинченко В.П., Леви Т.С. Психология телесности между душой и телом. М.: Аст, 2007. 732 с.

6. Кулаков С. А. Основы психосоматики. - СПб.: Речь, 2005. 287 с.

7. Лаврова О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии // Журнал практического психолога. 2006. № 4. С. 12.

8. Леви Т.С. Психология телесности в ракурсе личностного развития // Междисциплинарные проблемы психологии телесности / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. - М.: Мир, 2004. С.288–309.

9. Психосоматика. Телесность и культура / Под ред. В.В. Николаевой. – М.: Академический проспект, 2009. 300 с.

10. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: изд-во МГУ, 1989. 216 с.

11. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002. 287 с.