Оглавление
Введение
Глава I Проблема телесности как высшей психической функции
1.1 Подходы к пониманию телесности в психологическихисследованиях
1.2 Феноменология телесности в психологии
Глава II Онтогенез телесности
2.1 Восприятие телесности в детском возрасте
2.2 Феномены телесности у взрослого человека
Заключение
Библиография
Введение
Значимость изучения телесности человека настолько бесспорна, что она стала узловой проблемой целого цикла биологических и медицинских наук. С реальностью телесного существования человек сталкивается все время. Хотя в обыденной жизни он часто не замечает своего тела, у телесности есть много способов себя обнаружить. Один из самых распространенных и наиболее неприятных - болезни, когда тело проявляет себя в совокупности болезненных интрацептивных ощущений. Помимо этого существует и весьма обширная область "нормальной" телесности: существование тела обнаруживается практически в каждый момент нашей жизнедеятельности в виде ли "слабости", "усталости", или, напротив, "силы", "возбуждения" и пр.
Исследование телесности является обязательным элементом проблемы человека во всех многообразных характеристиках его сущности и существования. Актуальность данной проблематики обусловлена современным состоянием учения о человеке в целом, антропологическим кризисом, необходимостью рефлексии научных данных о человеческой телесности.
Новейшие достижения науки и техники, новый образ жизненного пространства информационного общества изменяют социальные отношения производства, потребления и коммуникации, остро ставят проблемы духовных ценностей и развития телесной организации человека. Изменения в культуре, связанные с коммерческим и потребительским отношением к человеческому телу, развитие высокотехнологичной научной медицины и генетики порождают сложные философские, правовые и нравственные вопросы о статусе человеческого тела. Сущность, существование и самоидентификация человека все чаще рассматриваются, принимая во внимание человеческое тело. Изменения в отношениях между полами, феминистская критика подчиненного положения женщины в обществе способствуют повышению интереса к социокультурным аспектам человеческой телесности. Многочисленные эмпирические исследования тела в психологии, психофизиологии, разработка специфических телесных техник для решения психотерапевтических задач способствуют увеличению внимания к человеческой телесности не только со стороны ученых, но и широкой общественности.
Целью данной работы является изучение телесности как высшей психической функции.
Задачи работы:
- рассмотреть подходы к пониманию телесности в психологических исследованиях;
- проанализировать феноменологию телесности в психологии;
- изучить восприятие телесности в детском возрасте;
- рассмотреть вопросы феномена телесности у взрослого человека.
I. Проблема телесности как высшей психической функции
1.1 Подходы к пониманию телесности в психологических исследованиях
При рассмотрении работ, посвященных исследованию телесности, обнаруживается некоторая противоречивость понятий и терминов, употребляемых в контексте данной темы, а также разнонаправленность подходов к ее изучению.
Для современного человека его тело становится тем существенным условием, которое во многом определяет профессиональную, социальную и даже личностную успешность. Можно даже сказать, что представления о теле являются сегодня одним из аспектов социальных представлений о человеке и его месте в обществе. Поэтому за последние десятилетия отмечается постоянное увеличение спроса на услуги, отвечающие потребности в формировании красивого и здорового тела: спортивные залы, фитнесс - клубы, салоны красоты, даже пластическая хирургия и т.п.
Однако в результате психологических исследований было установлено, что для человека с выраженным стремлением изменить свое тело решающую роль играют отнюдь не реальные телесные параметры, а сложное единство восприятия собственного тела и отношения к нему. Многие исследователи (Р. Бернс, Е. Т. Соколова, В. С. Мухина, И. И. Чеснокова, М. Владимирова, И. С. Кон, А. Ш. Тхостов, А. А. Налчаджян и др.) подчеркивают, что представления о своем теле, его размерах, форме, привлекательности, служат важнейшим источником формирования представления о собственном Я.
Первым психологом, в работах которого встречается упоминание и толкование "телесного Я" в структуре психического, был У. Джемс. В структуре личности он выделил две "стороны": Я cознающее (I) или чистое Ego и Я эмпирическое (Me) или познаваемое. Согласно Джемсу, в познаваемый элемент личности ("Мое") включено все то, что человек может назвать принадлежащим ему: собственное тело и психические способности, а также материальные, социальные, творческие достижения и т.д. Соответственно, он рассматривает три элемента личности: "физическое Я" (тело человека и принадлежащие ему материальные блага), "социальное Я" (общественный статус и социальные роли) и "духовное Я" (совокупность психических особенностей и свойств).
Е.Т. Соколова, проведшая анализ теоретических направлений исследования образа физического Я в психологии, упоминает уровневую классификацию Р. Шонца, где "телесное" выступает как этап в развитии самосознания ребенка – становление телесной самоидентичности. Для ребенка отправной точкой в освоении окружающего мира становится, прежде всего, его собственное тело. Именно благодаря телесным ощущениям он научается различать: "внутри" и "снаружи", "там и здесь", благодаря присвоению телесного опыта – выделяет себя из картины мира в качестве активного субъекта.
В рамках психоаналитического подхода О. В. Лаврова в своей концепции телесности в интегративной психотерапии определяет телесное "Я" как субъекта, активно проявляющего себя в телесном бытии, обладающего способностью "получать чувственный опыт, переводимый в образы и концепты, и возможностью выражать себя в телесной экспрессии".
А.Ш. Тхостов в своей монографии "Психология телесности" декларирует психосоматическое единство человека и рассматривает "нормальную" телесность и патологию телесности. В его психофизиологическом подходе тело есть универсальный зонд и должно осознаваться лишь на уровне своих границ, разделяющих мир и субъекта. Оно полностью подчинено субъекту. В состоянии нормального функционирования тело как бы "прозрачно", оно не осознается. В случае соматического заболевания тело становится собственным объектом сознания. Также тело становится собственным объектом сознания при освоении новых движений, при неспособности выполнить какие-либо действия, т.е. при столкновении с границами своих возможностей. Тело – это одновременно Я и не-Я, но вместилище моего истинного Я, через которое Я способно выражать свою сущность. Подобное понимание телесности подводит к особой дефиниции Я-физического "образ тела".
По определению Д.А. Бесковой "телесность – феноменологическая реальность, представляющая собой сочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире". По ее мнению "телесность" имеет характер Высшей Психической Функции и является феноменом не только восприятия, но и самосознания, формирующимся в совместной деятельности с другими людьми.
Согласно И.М. Быховской, телесность предполагает различие трех пространств, в которых пребывает человеческое тело – природного, социального и культурного. Соответственно выделены и описаны природное, социальное и культурное тело. Т.С. Леви также считает необходимым рассматривать телесность в единстве онтогенетического и индивидуального, социо-культурного и исторического развития, как "одухотворенное тело", составляющее индивидуально-психологическую и смысловую компоненты уникального человеческого существа.
Последние десятилетия XX века обнадежили наступлением нового этапа в исследованиях предмета телесности: сегодня принято считать, что телесность не вполне идентична телу, что она "шире" и "больше" тела и телесно-метафорически выражает психологические проблемы человека. В то же время, несмотря на современный уровень знаний о теле и психологии человека, сама сущность телесности до сих пор не вполне прояснена.
1.2 Феноменология телесности в психологии
Телесность оказалась "теоретически невидимой" для психологии, несмотря на свою очевидность. Декларируя психосоматическое единство человека, психология занимается преимущественно явлениями сознания, высшей психической деятельности, а телесность остается для нее чуждым, натурально организованным и природноготовым к жизни качеством. Из исследования процесса становления человека – социализации и опосредствования его функций – выпала одна из фундаментальных сторон: природная жизнедеятельность самого человека, его телесное бытие. Это касается как освоения социализированных форм осуществления телесных функций (еды, питья, сексуального поведения и др.), так и огромной области культурных способов переживания и проявления болезненных телесных расстройств. Подобное положение приводит к тому, что "бестелесная" психология упускает целые пласты важнейшей реальности человеческого существования, сталкиваясь с ней лишь в форме "ущербности", искаженного развития или патологии, а "организменная" медицина демонстрирует свою нарастающую дегуманизацию, кризис доверия, беспомощность теоретического понимания и лечения расстройств патогенез которых выходит за рамки физиологических изменений. Здесь необходимо отметить, что, несмотря на недостаточную проработку психологических аспектов развития и функционирования телесности, в настоящее время происходит становление новой области практики – телесно-ориентированной психотерапии. Понятие "телесность" используется как психологическая оппозиция тождеству "тело-организм", а сами феномены телесности рассматриваются как проявления стереотипов коммуникации и самовыражения. Однако феноменологический подход, реализуемый в работах по телесно-ориентированной психотерапии, оставляет в принципе без ответа ключевые вопросы проблемной области психосоматики: о механизмах симптомо- и синдромогенеза, о систематике психосоматических феноменов и т. д. Вместе с тем, психология телесности до сих пор остается неразработанной областью собственно научной психологии, а сама телесность трактуется как "низшая", архаичная форма жизнедеятельности, на которую не распространяются общепсихологические закономерности человеческого развития и существования. Теоретико-методологической основой для принципиально нового подхода к психосоматической проблеме может стать концепция Л.С. Выготского, в текстах которого можно найти мысль о том, что телесные процессы человека нуждаются в новом понимании.