Смекни!
smekni.com

Содержание и роль политической психологии в системе отраслей психологического знания (стр. 4 из 8)

Использование разнообразных подходов к изучению политической жизни имеет важный смысл. Прежде всего, ход политических событий анализируется и прогнозируется на основе изучения политической культуры. Под политической культурой понимается не только культура политического поведения, уровень его цивилизованности, но и целостное восприятие политического бытия, определённые традиции подхода и усвоения новых явлении и реалии политической жизни. Такие традиции создают ситуационное пространство для выполнения определенных политических действии, разработки курса, на основании которого принимаются решения, разрабатываются формы борьбы за их осуществление через властное осуществление.

Разнообразие подходов к изучению политики обусловлено двойственным характером этого явления. Политика, поскольку она основана на законах общественного развития, - это наука. Значит, она требует к себе соответственного отношения, то есть обязательного понимания объективной логики её законов. Вместе с тем - это искусство, которое состоит в умении использовать существующие возможности, принимать правильные политические решения на основе объединения теоретических знаний, проверенных логических заключении с воображением, интуицией, энергией и творческой фантазией. Именно в этом состоит психологическая сторона политической деятельности.

Использование различных методов и подходов даёт возможность получать наиболее полное и правдивое представление о политическом процессе и на базе этого принимать оптимальные политические решения.

1.3 Межпредметные и междисциплинарные связи политической психологии

Многообразие объектов связано с обилием межпредметных и междисциплинарных связей политической психологии. По характеру целого ряда изучаемых объектов и конкретному содержанию политическая психология на практическом уровне тесно смыкается с рядом психологических субдисциплин. Например, с психологией пропаганды и психологией организации и управления. С первой её объединяют проблемы установок, общественного мнения, массового поведения и тому подобное. Со второй - теоретические и практические проблемы конфликтов и лидерства, особенностей психологии малых и больших групп.

Политическая психология тесно связана с социологической наукой, в особенности с политической социологией. Используя результаты, получаемые с помощью социологических методов (массовых опросов, методов демоскопии и так далее), политическая психология обеспечивает их углублённую интерпретацию, качественный анализ. Это взаимно обогащает обе дисциплины, хотя и не снимает извечных споров психологов и социологов о значении каждой из этих наук.

Политическая психология обладает развитыми связями с различными направлениями политологии: они имеют общий объект изучения, а значит, и общие корни. Несмотря на нарастающую самостоятельность политической психологии, политология выступает в качестве заказчика перед ней, выдвигая те или иные функциональные проблемы. Соответственно, происходит взаимообмен методами, обогащающий обе науки.

Таким образом, политическая психология – наука, которая имеет связи с различными политологическими, социологическими и психологическими дисциплинами.

1.4 Функции, современное состояние и перспективы политической психологии

Роль и влияние политической психологии в политике проявляются, прежде всего, в осуществляемых ею функциях. Именно последние выражают её способность влиять и видоизменять политические процессы, состояния субъектов, способы функционирования институтов власти.

Политическая психология выполняет гносеологическую функцию, связанную с обеспечением мышления человека. В отличие от других форм политического сознания (например, науки или идеологии), которые также способствуют познанию политической реальности, политические чувства могут не только дополнить информацию, полученную человеком рационально-логическим путём, но и заменить её при выборе им своей политической позиции. Особенно ярко такая роль политической психологии проявляется в условиях кризисов, когда создающийся в обществе духовный вакуум, утрата ведущих ценностей буквально заполняет чувственными оценками все индивидуальные позиции человека.

Наиболее распространённой формой осуществления гносеологической функции является дополнение чувственными сведениями той информации, которая формируется рационально-логическим способом. Например, в годы перестройки немало людей в полном соответствии с ходом реформ и их социальными последствиями последовательно эволюционировало от приверженности коммунистическим идеям к ценностям либеральной демократии, а впоследствии к оппозиционным воззрениям по отношению к правящему режиму.

Однако чувственные стереотипы могут оказывать и упорное сопротивление динамике человеческих воззрений, отвергая рациональные формы отражения действительности. В таком случае политические чувства способны провоцировать догматичность мышления, приверженность человека раз и навсегда усвоенным шаблонам и стандартам.

Функция адаптации предполагает обеспечение политической психологией приспособления к окружающей обстановке. Психология осуществляет эту цель как при его пассивном приспособлении к среде, так и при его активном взаимопреобразовании, когда активно видоизменяются свойства и человека, осваивающего, к примеру, новые политические роли, и самих внешних условий под ролевым воздействием.

Чтобы заставить человека адаптироваться к окружающей действительности, политическая психология должна подавить воздействие так называемых стрессоров, то есть тех социальных и политических факторов (например, безработицы, активности оппозиции, бытовых неурядиц и прочее), которые вызывают негативные политические реакции человека. В связи с этим политическая психология должна действовать в двух направлениях: стимулировать его позитивные поведенческие реакции, то есть вести дело к формированию у него позитивных стереотипов и привычек реагирования на подобные раздражители, что часто бывает затруднительно, ибо требует от человека существенного пересмотра своих изначальных позиций; либо формировать нейтрально-конформистское отношение, то есть привычку спокойно и относительно беспристрастно реагировать на подобные факторы.

Психология должна обеспечить три типа приспособления человека к среде: конформность, означающую приятие сложившегося порядка вещей; инновационность, предполагающую сохранение активности и самостоятельности позиции человека по отношению к окружающей среде; и ритуализм, выражающий символическую и некритическую позицию человека по отношению к среде (Р. Мертон). Понятно, что первый и третий типы адаптированности, означающие, по сути, сформировавшуюся привычку и стабильно прогнозируемое поведение человека, наиболее привлекательны для властей. Часто встречающаяся конформная адаптированность лишает человека каких-либо острых ответных реакций на политическую обстановку, отчасти ритуализируя его связи с государством, придавая им искомую властям стабильность. Конформистски адаптированная личность часто не замечает промахи властей и нередко прощает ей даже преступления.

Как уже говорилось, политическая психология организует и интегрирует субъективные свойства человека. Тем самым она служит главным механизмом перенесения его политических целей и намерений из сферы сознания в сферу бытия. То есть она не только обеспечивает постоянный контакт сознания и практики, но и выступает достаточно автономным фактором мотивации человеческих действий.

При этом политические чувства и эмоции действуют двояким образом. Первым способом осуществления политической психологии её мотивационной функции является самостоятельное определение действий групповых и индивидуальных субъектов. При таком варианте удельный вес эмоциональных установок будет доминировать над всеми иными соображениями. В целом, преобладание эмоционально-чувственных мотивов проявляется, прежде всего, при реализации людьми их политических ролей и функций. Американский учёный Р.Мертон подчёркивал, что это может выражаться в следующем:

- в стремлении человека придавать функционально безличным политическим связям сугубо персональный характер (например, когда он пытается наделить глубоко личностным смыслом свои отношения с государством или драматизировать акт голосования, относясь к нему как к решающему в своей жизни делу, и так далее);

- в отождествлении человеческой личности с партией или профессией (например, когда партийные цели начинают доминировать над главными жизненными ценностями человека);

- в проявлении чрезмерной солидарности с политическими ассоциациями;

- в повышенном эмоциональном отношении к авторитету лидера, а также в ряде других случаев.

Особенно ярко такая мотивационная способность политической психологии раскрывается в переломные для общества периоды жизни. Например, в условиях революционных изменений на политической арене появляется множество людей с повышенным эмоционально- чувственным фоном. а то и просто неуравновешенных и даже психически больных. В истории существует немало убедительных примеров того, как психически эволюционировали многие лидеры-революционеры. Например, Робеспьер и ряд других известных его соратников по мере развития революционных процессов превращались из радостных, многоречивых романтиков в подозрительных, неприязненно относящихся к несогласным с ними людям, а затем и вовсе эволюционировали в личностей, не терпящих возражений, замыкающихся в себе, мнящих повсюду заговоры и предательства.