Демокрит Абдерский (5–4 вв. до н.э.). Этот философ, прежде всего, известен как один из основателей учения об атомарном строении вещества. Эти воззрения определили и его суждения в других областях знания, в частности, в учении о душе.
Демокрит был одним из мудрейших и эрудированных людей своего времени, потратившим годы юности на знакомство с философскими воззрениями различных народов Древнего Египта, Вавилона, Персии, Индии, Эфиопии (6).
Демокрит развил учение Гераклита о Логосе. Однако он признавал закон не сам по себе, а Логос, согласно которому нет беспричинных явлений: все они суть соударение атомов. Случайными с точки зрения Демокрита люди считают те явления (события), причин которых они не знают. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.
Согласно воззрениям Демокрита душа – это не только движущее начало, но и орган ощущения и мышления. Мы ощущаем потому, что в нас попадают тончайшие оболочки (образ, копии), отрывающиеся от вещи. Однако ощущения не дают понимания сущности вещи, т.к. носителями сущности являются атомы и пустота. Другими словами Демокрит придерживался материалистического понимания души.
В отличие от философов, разделявших воззрения анимизма, Демокрит полагал, что душа умирает вместе с телом. Атомы, из которых она состоит, после разложения телесной материи рассеиваются в пространстве. Эти атомы – атомы огня – идентичны для души, тела и макрокосма.
Основным принципом существования человека он считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа, лишенном страстей и крайностей. Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние «покоя, безмятежности и гармонии». Демокрит считал, что все зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний, т.е. мудрость – средство достижения счастья (4).
2.3 Период расширения эллинской культуры на пространства иных цивилизаций
Гиппократ (5–4 вв. до н.э.) – знаменитый древнегреческий потомственный врач, прошедший обучение также и у философа Демокрита и софиста Горгия. С целью научного усовершенствования Гиппократ много путешествовал и изучал медицинскую практику в разных странах и у разных народов (7).
Усвоенный от Демокрита принцип причинности позволил ему построить учение о темпераментах, значение которого состоит, прежде всего, в том, что в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения им были уловлены некоторые общие черты, сгруппированные по нескольким признакам.
Согласно учению Гиппократа, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, – крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы). Преобладание желчи делает человека импульсивным, «горячим» – холериком. Преобладание слизи делает человека спокойным и медлительным – флегматиком. Преобладание кровиделает человека подвижным и весёлым – сангвиником. Преобладание чёрной желчи делает человека грустным и боязливым – меланхоликом. Прогрессивным для его времени был подход к поиску различий темпераментов во внутренних особенностях организма, а не вне него.
Ныне различие темпераментов связывают с функционированием центральной нервной системы, а не «соотношением» организменных жидкостей. Представление об их основных типах усложнились и дифференцировались, но терминология Гиппократа сохранилась до сих пор (4).
Представления всех перечисленных выше ученых, за исключением представителей пифагорейской школы, строились на признании независимости от человека законов природы и его зависимости от них, душа признавалась материальным объектом. Совершенно иной подход, при котором мерой всего сущего был объявлен человек, также оказался продуктивным для формирования основ современной психологии.
Протагор из Абдеры (5 в. до н.э.) и другие софисты (к. 5 – н. 4 в. до н.э.). Представителей этой философской школы интересовал человек сам по себе, а не законы природы, определяющие его жизнь. Софисты, как правило, были учителями красноречия, умения вести дискуссию, убеждать слушателей в чем угодно, вне зависимости от достоверности внушаемого факта. Это стимулировало внимание к особенностям речевой и мыслительной деятельности. Софисты детально обсуждали приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. Поскольку речь и мысли полны условностей, зависимы от человеческих интересов и пристрастий, то у софистов из представлений о душе постепенно исчезали понятия о подчиненности ее действий каким либо законам (4).
Сократ (5–4 вв. до н.э.). Этот афинский мыслитель и общественный деятель считается одним из «столпов» античной философии. С его деятельностью связывают становление научных основ познания человеческой личности (как сущности самостоятельной по отношению к природному миру) (8).
В противоположность софистам он признавал наличие определенных закономерностей в «работе души», но, в отличие от философов – материалистов, связывал их не с макрокосмом, а с внутренним строем самой души. Целенаправленным (в соответствии с имеющейся проблемой) построением диалога Сократ помогал собеседнику понять свой внутренний мир, свои убеждения и ценности и, напрягая разум, найти способы преодоления психического препятствия. По сути дела Сократ стал пионером психотерапии и психоанализа. Создание техники диалога впоследствии стали называть «сократическим методом». Диалогизм и детерминирующая тенденция (создаваемая задачей) стали в 20 в. основой экспериментальной психологии мышления (4).
Платон (5–4 вв. до н.э.) – ученик Сократа и основоположник философии идеализма, ярый противник Демокрита. В области знаний о душе он дополнил сократовское учение о «внешнем диалоге» доказательством неразрывности мышления и общения. Он оценил процесс мышления как диалог внутренний. Ныне это явление известно в психологии как внутренняя речь, а процесс ее возникновения из речи внешней в современную эпоху обозначается термином интериоризация.
Платон утверждал, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе, как некий первоначальный замысел. Человек может стараться постичь идею разумом, но в полном объеме это ему недоступно. Весь мир – это живое существо, душа которого находится не в нем, но окутывает его. Душа человека родственна мировой душе, она бессмертна. Душа человека совершенна лишь тогда, когда находится вне телесной оболочки. Человек может повысить степень ее совершенства при своей жизни, и путь к этому лежит через познание (учение).
Платон разрабатывал понятие о структуре души и ее функциях и мотивах деятельности. Структура души по Платону трояка. В ней выделяется ум (помещающийся в голове), эмоции (в груди) и вожделения (в печени). Мотивы человеческой деятельности определялись как благородные и низменные. Функция разумной части души – управлять эмоциями и согласовывать оба мотива в текущей деятельности. Таким образом, Платон заложил понятия внутриличностного конфликта мотивов и роли разума в его преодолении (4).
Аристотель (4 в. до н.э.). Ученик Платона. Аристотель был первым естествоиспытателем и мыслителем-диалектиком, создавшим систему философии, охватившую все сферы человеческого развития – социологию, философию, психологию политику, логику, физику. Им создан понятийный аппарат, который до сих пор используется в гуманитарных науках, а также и сам стиль научного мышления.
Аристотель стал первым автором, написавшим трактат, посвященный исключительно проблемам психологи – «О душе». Его можно считать «отцом психологии», а упомянутый труд – первым учебником по общей психологии (3).
Душу он определил не просто как самостоятельную сущность, но как то, что позволяет телу существовать как живому. В его представлениях душа оказывается особым органом, с помощью которого тело мыслит (мыслит не душа, а тело!). Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.
Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении медико-биологических фактов, которое привело его к пониманию организма как системы. Он ввел в лексикон психологии понятие способностей (функций души). Это понятие позволило разделить биологические возможности организма, заложенные психологические ресурсы и их практическую реализацию.
Способности или функции души имели определенную иерархию, причем высшие вырастали из низших: из вегетативных способностей вырастали чувственные; из чувственных – мыслительные. Установление различия между чувственным восприятием и мышлением было одним из первых психологических открытий древности.
Исследуя ступени развития, Аристотель стремился обнаружить соединяющие их звенья. В этих поисках им была обнаружена особая область психических образов, которые возникают без прямого воздействия предметов на органы чувств – «фантазии». Эти образы подчинены механизму ассоциации (связи представлений) открытому Аристотелем же.