Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
имени П.А.СТОЛЫПИНА»
по дисциплине «Психология делового общения»
на тему: «Конфликты в процессе делового общения»
Выполнил:
Студент 4 курса,
заочной формы обучения,
специальности 032001.65 Документоведение и документационное обеспечение управления
Лузина Татьяна Владимировна
Руководитель: преподаватель
Лютов Лев Николаевич
Ульяновск 2009
Содержание
1. Введение
2. Виды конфликтов
2.1 Внутренние конфликты
2.2 Внешние конфликты
3. Причины возникновения конфликтов
Заключение
Список литературы
1. Введение
Наш внутренний мир и мир внешний далеко неодинаковы. Мы хотим видеть мир вокруг себя и себя в мире совсем не так, как это выглядит на самом деле. Чувство дискомфорта и несоответствия приводит нас в уныние и раздражение. Иногда человек и понятия не имеет о том, каким его видят окружающие его люди и очень часто случается так, что различия бывают пугающими. Свет и тень. Большинство людей хотят жить в мире, согласии и спокойствии. Но так ли это на самом деле? Почему-то в реальной жизни у многих все строится по принципу «пусть у меня будет лад, а ты живи невпопад». Ведь куда больший интерес у людей вызывают скандалы, ссоры, стихийные бедствия и катастрофы,- главное, лишь бы это не касалось их самих. А более всего их интересуют змеиные клубки человеческих страстей и различных нарушений общепринятых социальных норм.
Человек устроен так, что в глубине души он все равно прячет желание нарушить социальные, моральные и иные общественные нормы. В каждом человеке есть немного зла. Добродетель – это только светлая сторона луны нашего «я», другая – темная, наполнена злом, и никуда от этого не деться. Наше негативное «я» - тень - это наше негативное отношение к жизни и людям, то, что мы ненавидим, критикуем в себе и других. Тень преследует человека на протяжении всей его жизни и иногда она берет верх, так как это мощный энергетический комплекс, который управляет нами, ведет по жизни, который не познан нами и плохо контролируем. Мы гораздо чаще стараемся демонстрировать свои положительные качества, играть роль хороших и добрых людей, потому нам стыдно показывать себя с другой стороны.
Роскошь быть самим собой позволяют себе только сильные и независимые личности. Они вызывают зависть и всеобщее порицание остальных. Но то, что мы называем злом не нуждается в порицании или в завистливых вздохах, оно требует к себе пристального внимания. Не изучив разные формы проявления зла, мы никогда не научимся прогнозировать назревающие конфликты, решать их или избегать. Школа мудрости добра начинается с постижения психологии зла.
Почему же спокойная и тихая добродетель чаще всего вызывает скуку и внутреннее равнодушие в то время как зло будоражит всю нашу сущность? Обратим внимание на сугубо психологические аспекты:
-добро бывает конструктивным, но чаще всего регламентировано. Зло пробуждает в человеке скрытые силы;
-добро часто бывает пресным. Зло всегда эмоционально, а потому выглядит ярче и привлекательней;
-добро сдерживает. Зло толкает на какие-то действия.
Писатели, сценаристы давно поняли, что герои могут быть только тогда действительно привлекательными, когда в них естественно и ярко проявляются достоинства и пороки, то есть очевидные меры добра и зла. Чем же привлекательны «отрицательные герои»? В их поведении нет фальши: они честны и естественны в своем зле. Они живут и действуют без потуг на добро и не настаивают на том, чтобы все следовали их принципам. Они могут быть циничны, но не боятся этого демонстрировать, а потому более понятны. Мы можем их не любить, но разве мы так отличаемся? Кто может сказать, что никогда не нарушал правил дорожного движения?
Оказывается, даже частично идентифицируя себя с героем, несущим в себе очарование зла, мы вытесняем из своего подсознания собственную злобность, слабости и порочные страсти, и таким образом зачастую избавляемся от внутренних конфликтов и начинаем лучше понимать суть конфликтов внешних.
Конфликты – неизбежные издержки общения между людьми. Они были, есть и будут. Это жизнь. Конфликты неистребимы. Они сопровождают нас от рождения до самой смерти. Как не парадоксально, но конфликты – необходимый атрибут нормального социального развития общества. Он может быть позитивным и негативным, конструктивным и деструктивным – все зависит от того как его разрешить. Но он редко бывает застойным. Нередко конфликту предшествует понимание необходимости что-то изменить. Конфликт может служить мощным стимулом к переменам и толчком к прогрессу.
конфликт издержка общение разрешение
2. Виды конфликтов
2.1 Внутренние конфликты
Тревога – беспокойство, забота, суета, смятение, испуг. У тревоги есть одно положительное качество: она способна в определенной степени поддерживать в человеке инстинкт самосохранения. Но нередко люди сами не замечают, что они тревожатся постоянно, неоправданно – такое состояние становится привычным. Уверенный в себе человек четко знает, где проходит граница между его собственным «я» и окружающей социальной средой и как эту границу защитить. У тревожащегося человека граница его «я»размыта, не защищена, у него постоянно возникает чувство опасности. Если в течении многих лет человек испытывает тревогу, то она прочно входит в его жизнь и становится причиной постоянного внутреннего конфликта.
Вина – провинность, проступок, прегрешение, предосудительный поступок. Совершенно безгрешным может быть только младенец. Многие люди не желают признаваться в том, что они в чем-то виновны. Отказ от вины – естественная психологическая защита. Признав, что он в чем-то виновен, человек должен признать, что он – плохой. А это непомерная нагрузка на психику, это серьезный внутренний конфликт, разрешить который многим людям не удается до конца своих дней. Чувство вины – это разница между тем, какие мы есть, и тем, какими хотим быть. Положительное качество вины заключается лишь в том, что человек способен принять нравственные и моральные нормы поведения в обществе.
Лень – отвращение от труда, от дела, наклонность к праздности, к тунеядству. Ленивых людей никто не любит, их постоянно упрекают, с ними не желают иметь дела. Зачастую ленивый человек сам мучается угрызением совести, но ничего не может с этим поделать – не хватает воли, необходимых знаний, опыта преодоления лени. И это порождает в душе один из самых распространенных внутренних конфликтов. Иногда лень связана с отсутствием четких целей и ярко выраженных желаний. Иногда чем-то другим. Лень бывает различной по своим свойствам. Но бывает лень во благо, конечно в том случае, если она толкает на изобретение новейших технологий, облегчающих повседневный труд.
Стыд – чувство или внутреннее сознание предосудительного, внутренняя исповедь перед совестью, позор[1]. Чаще всего стыд является следствием неадекватного восприятия себя и других. Конфликт возникает из-за неправильного восприятия себя и других «я – плохой, они - хорошие». Стыд, как правило, связан с нашим поведением и адаптацией в обществе. Еще один вариант появления стыда – гнев. В этом случае действует принцип «я – хороший, меня спровоцировали на гнев, так что все равно виноваты другие». В некоторых случаях стыд выступает в роли стимула к совершенствованию. Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы[2]. Стыд выступает в роли регулятора нашего социального поведения.
Обида – всякая неправда, то, что оскорбляет, порицает и бесчестит. Это чувство основная причина многих конфликтов, ссор, скандалов. В основе обиды чаще всего лежат неоправданные ожидания. Мы убеждены, что люди должны относится к нам изначально хорошо, ценить нас, помогать нам. Мы прощаем себе свои недостатки, хотя другие вряд ли это сделают. Обида – это один из видов психологической защиты, то есть нормальная психологическая реакция, цель которой – снизить психологическое напряжение.
Гнев – сильное чувство негодования, порывистая досада, злоба. Гнев – это инстинктивная древняя реакция агрессии, чтобы выжить и сохранить себя. Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиной убийств, союзница несчастья, пособница вреда и бесчестия[3]. Гнев входит в состав семи смертных грехов. Если не взять реакцию гнева под жесткий контроль, никогда не удастся избавиться от сильнейшего внутреннего конфликта. Проявление гнева – не показатель силы. Гнев скорее свидетельствует о слабости, обидчивости, ранимости. Положительная сторона у гнева только одна – он способен преодолеть самый сильный страх.
Месть – оплата злом за зло, злопамятство[4]. Исходным чувством мести служат такие деяния людей, которые расцениваются как преступления против отдельного человека или представляют опасность для общества, но иногда отправной точкой могут служить семейные неурядицы, несложившиеся служебные отношения. Месть опасна тем, что забирает много энергии.
Предательство - измена, вероломство. Здесь мы возвращаемся к теме неоправданных ожиданий. Предательство выступает в роли психологической защиты от обиды. Но предательство выражается еще и как вариант мести, которая в последствие приведет к чувству вины.
Зависть – досада о чужом благе, нежелание добра другому. Никто не рождается завистливым. Завистливым становятся в процессе становления психики. Часто это происходит в раннем детстве, когда родители ставят в пример своему ребенку кого-то из его сверстников, но вместо импульса к позитивному действию, ребенок испытывает негативные чувства. Не многие люди столь самодостаточны, чтобы не сравнивать себя с другими, а сравнение – первый повод к зависти. Впрочем, можно вспомнить слова Ларошфуко: «Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу все мало». Испытывая зависть, человек одновременно чувствует недовольство, раздражение, дискомфорт, что само по себе уже и является внутренним конфликтом.