Смекни!
smekni.com

Методика применения механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (стр. 5 из 14)

Психологическая концепция социально-культурной деятельности в ВСРФвключает в себя модель, механизмы, особенности процессов организации деятельности и проведения социально-культурного влияния, особенности субъекта и процесса его подготовки, а также выработку показателей для исследования ее результата[18].

Психологическая модель социально-культурной деятельности в ВС РФ - научно обоснованный с психологической точки зрения образец организации и проведения социально-культурных мероприятий с военнослужащими с целью формирования их социально-культурной адекватности. Ее структурными компонентами являются: субъекты, объекты, принципы, закономерности, процессы организации и проведения, процессы воздействия основных технологий социально-культурной деятельности, механизмы взаимодействия сфер психики ее участников, психологические и социально-психологические условия осуществления и психологический результат.

Обоснование психологических особенностей субъекта и объекта социально-культурной деятельности предусматривает изучение ведущих потребностей и мотивов, а также целей на социальном, социально-психологическом и личностном уровнях. Для организации эффективного социально-культурного влияния на военнослужащих большое значение имеют механизмы взаимодействия сфер психики объектов социально-культурной деятельности.

Психологические особенности объектов и субъектов, а также процессов организации и проведения деятельности, процессов социально-культурного влияния создают предпосылки для формулирования психологических тенденций и закономерностей. Выработка показателей для исследования результата социально-культурной деятельности (социально-культурной адекватности) подведет итог научного обоснования ее психологической модели.

Под психологическими механизмами социально-культурного влияния нами понимается взаимозависимое влияние эмоционально-чувственной, познавательной и мотивационно-волевой сфер (при, приоритетном значении первой) психики военнослужащего в целях достижения им состояния социально-культурной адекватности. Предполагается функционирование психологических механизмов убеждения, подражания, внушения и заражения в процессах приобщения к ценностям воинской службы, мотивации адекватного поведения и деятельности военнослужащих средствами культуры и искусства и их социально-культурной идентификации[19].

Исходя из особенностей психологического влияния, основные технологии и формы социально-культурной деятельности следует подразделять: на ценностно-ориентационные (культурно-воспитательные), мотивационные (побуждающие), когнитивные (познавательно-развивающие), рекреационно-реабилитационные (восстановления сил), позитивно-эмоциональные (развлекательные), нормативно-поведенческие (ритуально-обрядовые).

Обоснование психологических особенностей субъектов социально- культурной деятельности и процесса их подготовки следует осуществлять на основе изучения психических качеств личности, содержания обучения, воспитания и развития, организации процесса психологической подготовки.

Итак, сделаем наиболее ключевые выводы по данному разделу:

-психологическая концепция социально-культурной деятельности в ВС РФ базируется на системе идей и знаний, раскрывающих возможности эффективной организации и проведения в воинских частях и подразделениях, военных учреждениях культуры мероприятий по созданию и распространению культурных ценностей, формированию мировоззрения, социально-культурной адекватности психики, удовлетворению культурных потребностей, развитию творческих способностей и снятию психической напряженности среди военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей;

-исследование психологической модели социально-культурной деятельности в ВС РФ осуществляется с целью подтвердить ведущую роль эмоциональных факторов в социально-культурном воздействии и формировании социально-культурной адекватности военнослужащих;

-специфичными психологическими принципами социально-культурной деятельности в ВС РФ являются принципы потребностно-мотивационной детерминации и военно-деятельностной адекватности. Имеется три типологических уровня социально-культурной деятельности: творческий, репродуктивно-творческий и репродуктивный;

-психологическим результатом социально-культурной деятельности следует считать наличие у военнослужащих достаточного уровня социально-культурной адекватности - соответствия субъективного образа воинской деятельности, сформированного в результате социально-культурной деятельности, ее действительному образу (идеалу). Уровень социально-культурной адекватности выступает критерием оценки эффективности социально-культурной деятельности;

-социально-культурная деятельность предполагает: наличие творческой целесообразности; побуждения (мотивировки) к совместному творчеству; управления творческой деятельностью; стремления участников к активному творческому общению; специфики процессов функционального взаимодействия членов коллектива;

-предполагается функционирование психологических механизмов убеждения, подражания, внушения и заражения в процессах приобщения к ценностям воинской службы, мотивации адекватного поведения и деятельности военнослужащих средствами культуры и искусства и их социально-культурной идентификации.

Раздел 2. Психологические механизмы влияния форм социально-культурных мероприятий в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации

С. И. Ожегов определяет понятие «воздействовать» как «...оказав влияние, добиваться необходимого результата». Под «влиянием» понимается совокупность действий, приемов и способов активности, направленной со стороны субъекта на объект влияния с целью достижения необходимого результата[20].

Принято выделять четыре механизма психологического воздействия: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение. Это один из древнейших способов интеграции групповой деятельности. Его проявления бесконечно многообразны и присущи всем историческим этапам человеческого развития. Это, например, ритуальные танцы и массовые психозы, захватывающие большие группы людей и характерные, прежде всего, для Древнего мира. Но вместе с тем знания механизма заражения использовались и фашистской пропагандой, которой была разработана даже особая концепция повышения эффективности воздействия на аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения (экстаза).

В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную подверженность индивида определенным психическим состояниям[21]. Этот механизм заключается в передаче «эмоционального настроя» и характеризуется некритичностью принятия передаваемой информации: индивид не испытывает преднамеренного давления, а усваивает образцы чьего-то поведения бессознательно.

Многие исследователи констатируют наличие «реакции заражения», при которой эмоциональное состояние группы, многократно отражаясь, усиливается. Такой эффект характерен, прежде всего, для неорганизованной общности (толпы), когда вследствие указанной реакции, например, тревога усиливается до паники.

Мера, в которой различные группы поддаются заражению, прямо зависит от темперамента, типа нервной системы, психофизиологических качеств, пола, возраста, уровня общего развития, степени самосознания каждого индивида, а также общности их оценок и установок. Совокупный уровень этих критериев составляет предпосылку для приведения в действие рассматриваемого механизма и определяет его эффективность.

«На начальных этапах человеческой истории заражение играло большую роль, чем в современном обществе». При этом «…чем выше уровень общественного развития, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающих их на путь тех или иных поступков или переживаний, и тем слабее действие механизма заражения»[22].

Традиционно в социальной психологии феномен заражения рассматривался как фактор антисоциального и неорганизованного поведения, однако он может иметь место и при массовых социальных и вполне сознательных действиях (например, в ходе митингов). Интерпретировать такие действия только с точки зрения заражения неверно, но, тем не менее, этот механизм надо обязательно учитывать в числе прочих факторов[23].

Таким образом, рост самосознания и уровня образованности индивидов не исключает психического заражения. И с учётом нестабильности современного общества определяет актуальность применения и исследования этого социально-психологического механизма.

Внушение (суггестия) - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей, при котором на основе некритического восприятия информация передаётся от субъекта воздействия (суггестора) к объекту (суггеренду)[24].

Рассмотрим отличия механизмов внушения и заражения.

1. Внушение не предполагает идентичности эмоций суггестора и суггерендов; а заражение, прежде всего, сопряжено с переживанием субъектом и объектом общего психического состояния.

2. Оно, в отличие от заражения, строго персонифицировано и характеризуется исключительно односторонней направленностью.