Смекни!
smekni.com

Методика применения механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (стр. 8 из 14)

Таким образом, при использовании внушения главную роль играют:

1. правильный выбор самой формы социально-культурного воздействия;

2. её внутренняя логическая структурированность.

Механизм подражания. Его качественным признаком является его произвольность или непроизвольность. Она определяется наличием или отсутствием у индивида явной побудительной причины подражания.

Произвольное подражание протекает в высших (личностных) формах и может иметь внутреннюю или внешнюю мотивацию. Внутренне мотивированное подражание – это воспроизведение человеком тех образцов поведения, которые соответствуют его ценностям и установкам. К примеру, героические образы персонажей кинофильма вызывают у военнослужащих (в частности у «военной молодежи») стремление быть такими же, как они, и может побудить их к саморазвитию соответствующих физических, психических и нравственных качеств[38].

К внешне мотивированному подражанию относится следование обычаям, социальным стандартам, давлению и моде. А внешняя податливость человека такому групповому давлению называется конформностью. Она проявляется в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся позицией большинства и служит средством провокации единообразия внутригруппового поведения.

Непроизвольное подражание – это копирование чужого поведения без явной побудительной причины. Данный процесс протекает в элементарных (рефлекторных) формах и связан с работой сенсорного и субсенсорного уровня чувственного восприятия[39].

На сенсорном уровне участник социально-культурной деятельности (например, зритель концерта) получает и непроизвольно стремится продлить эстетическое наслаждение (например, начинает прыгать, хлопать и подпевать артисту). А на субсенсорном – на него действуют и вызывают соответствующие реакции подпороговые (лежащие ниже порога ощущений) раздражители (например, инфразвуки).

В элементарных формах происходит непроизвольное подражание. На личностном уровне подражание осуществляется в таких высших формах как сочувствие, сопереживание и сорадование. Важно, что при сопереживании и сочувствии, участник социально-культурной деятельности выражает свое личностное отношение к образу героя, его душевным и персептивным качествам. Эмоциональная окраска процесса подражания в виде мимики, произношения (тон, изменение голоса), жестов и т.п. показывает положительную или отрицательную направленность этого отношения.

Естественно, что приведение в действие рассмотренных форм подражания предполагает воздействие на соответствующие органы чувств участника социально-культурной программы (зрителя, слушателя и т.д.), что определяет использование соответствующих конкретных форм социально-культурного воздействия.

Среди рассмотренных наибольшую ценность имеет произвольное подражание (сопереживание), так как, испытав чувства, идентичные наблюдаемым, участник социально-культурной деятельности способен осознанно объяснить причину их возникновения.

А при непроизвольном подражании (сочувствии) человек переживает несколько иное, чем литературный герой, артист и т.д., вызвавший у него такой эмоциональный отклик. Вместе с тем оно способствует формированию у военнослужащего альтруистических мотивов - важной основы для таких качеств военнослужащего, как способность к взаимопомощи.

Но безграничный альтруизм ведёт к невротизации личности. Поэтому важным фактором эффективности влияния механизма подражания является оптимальность эмоционального импульса, вызывающего его действие.

Рассмотренные особенности функционирования механизма подражания позволяют сделать вывод о том, что ведущую роль при его использовании играют следующие факторы:

1. Произвольность (непроизвольность) подражания;

2. Наличие и направленность (внешняя, внутренняя, на уровне стимулов) мотивации подражания;

3. Воспроизводимые явления (деятельность, действия, движения, манеры и др.);

4. Уровни и формы соответствия воспроизводимых явлений (ценности, обычаи, мода, раздражители и др.);

5. Формы социально-культурной деятельности.

Таким образом, особенности функционирования рассмотренных психологических механизмов зависят от целей и условий их применения.

В частности, при использовании заражения главную роль играют следующие факторы:

1. психологические, психофизиологические и физические параметры критического влияния голоса, слов, звуков, музыки, двигательных реакцийна заражаемость аудитории;

2. продолжительность, направление, условия и силу воздействияиспользуемых форм и средств;

3. общеечисло его участников;

4. критическое число участников-«детонаторов»;

5. тип их темперамента и половая принадлежность.

При использовании психологического механизма внушения в главную роль играют:

1. выразительность применяемых средств воздействия;

2. правильное использование психофизических особенностей человека.

При использовании убеждения в ходе социально-культурной деятельности главную роль играют:

1. правильный выбор самой формы социально-культурного воздействия;

2. её внутренняя логическая структурированность.

Рассмотренные особенности функционирования механизма подражания позволяют сделать вывод о том, что ведущую роль при его использовании играют следующие факторы:

1. произвольность (непроизвольность) подражания;

2. наличие и направленность (внешняя, внутренняя, на уровне стимулов) мотивации подражания;

3. воспроизводимые явления (деятельность, действия, движения, манеры и др.);

4. уровни и формы соответствия воспроизводимых явлений (ценности, обычаи, мода, раздражители и др.);

5. применяемые формы социально-культурной деятельности.

Ключевыми выводами по разделу являются:

1). Существует 4 психологических механизма, используемых при социально-культурном влиянии на военнослужащих: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение – это бессознательное воспроизведение объектом эмоционального состояния других людей на основе сопереживания в условиях массового взаимодействия.

Внушение - одностороннее произвольное влияние субъекта на объект с целью мотивации последнего на определенные действия, формирование у него определенных представлений или ввода его в определенное эмоциональное состояние на основе некритического отношения к данному влиянию самого объекта.

Убеждение – это осознанное, аргументированное, логически и фактически обоснованное влияние на систему взглядов и представлений, а также на мотивационно-ценностную сферу другого человека.

Подражание - освоение, объектом формы поведения другого человека на основе сознательного или бессознательного сравнения с ним.

2). Особенности функционирования рассмотренных механизмов зависят от целей и условий применения.

В частности, при использовании заражения главную роль играют следующие факторы: психологические, психофизиологические и физические параметры критического влияния голоса, слов, звуков, музыки, двигательных реакцийна заражаемость аудитории;продолжительность, направление, условия и сила воздействияиспользуемых форм и средств; общеечисло его участников; критическое число участников-«детонаторов»; тип их темперамента и половая принадлежность. При использовании психологического механизма внушения в главную роль играют: выразительность применяемых средств воздействия; правильное использование психофизических особенностей человека. При использовании убеждения в ходе социально-культурной деятельности главную роль играют: правильный выбор самой формы социально-культурного воздействия; её внутренняя логическая структурированность.

Рассмотренные особенности функционирования механизма подражания позволяют сделать вывод о том, что ведущую роль при его использовании играют следующие факторы: произвольность (непроизвольность) подражания; наличие и направленность (внешняя, внутренняя, на уровне стимулов) мотивации подражания; воспроизводимые явления (деятельность, действия, движения, манеры и др.); уровни и формы соответствия воспроизводимых явлений (ценности, обычаи, мода, раздражители и др.); применяемые формы социально-культурной деятельности.

Раздел 3. Методика применения психологических механизмов влияния при проведении социально-культурных мероприятий с личным составом ВС РФ

Характеристика наиболее эффективных форм социально-культурной деятельности по своему психологическому влиянию на военнослужащих.

Изобразительное искусство – это неиссякаемый источник историко-патриотических знаний. Особенность его в том, что оно не только через содержание образов доносит определенную информацию, но и само является реальным документом духовной и материальной жизни своей эпохи.

Элементы изоискусства широко применяются в наглядной агитации, оформлении помещений и территории части. Так, изоискусство подскажет, что цвет в зависимости от своей «теплоты» или «холодности», насыщенности и яркости способен влиять на настроение людей. Поэтому подбирают соответствующие цвета для окраски служебных и спальных помещений. Например, в спальных помещениях наиболее целесообразны зеленые тона, а если комната мала по размеру, ее можно «расширить» с помощью голубого цвета, снимающего ощущение тесноты.

Большое значение цвет, его тональность имеют в наглядной агитации. Плакат, фотография, рисунок, панно, транспарант, лозунг требуют эффективно использовать цветовые решения. Каждый офицер по организации досуга должен хорошо владеть основами рисунка, фотографии, шрифта, иметь развитое чувство композиции и колорита, знать основные законы цвето- и формообразования, уверенно ориентироваться в цветопластической среде.