Смекни!
smekni.com

Психологические особенности общения в спортивных коллективах у спортсменов 18-22 лет в период спортивного совершенствования (на примере спортивных игр: баскетбола, волейбола и футбола) (стр. 5 из 12)

Неуравновешенные гандболистки более часто используют речь, для них характерны и аффективные вспышки (Обозов Н.Н., 1979). Конечно, когда речь идет о коммуникативном поведении спортсменов в ходе соревновательной деятельности, в большей мере действуют факторы успеха или неуспеха, статусно-ролевые отношения и другие из уже рассмотренных нами параметров. Выраженные эмоциональные реакции, характерные, например, для холериков, могут и не наблюдаться у спортсменов с низким статусом. Однако по мере стабилизации игровых связей в команде и положения конкретного игрока все большую роль начинают играть его индивидуальные психологические свойства. Именно из-за множественности факторов и их совместной детерминации коммуникативного поведения спортсмена роль каждого из них бывает не всегда легко установить. В любом случае скорость возникновения, интенсивность и устойчивость психических процессов, психический темп и ритм спортсмена, направленность психической деятельности будут влиять на его межличностные контакты как в процессе совместной деятельности, так и вне ее.

Тренеру важно лишь учитывать, что резкие расхождения в индивидуально-своеобразных психических свойствах партнеров могут привести к затруднениям не только в их совместной деятельности, но и в установлении и сохранении необходимых межличностных контактов.

Так как систематических исследований зависимости между характеристиками общения спортсменов и их личностными особенностями нет, достаточно сложно с полной определенностью говорить о том, какие именно черты или качества личности имеют особое значение для формирования межличностных контактов в команде (Горская Г.Б., 1995).

Тем не менее, рассмотрим возможное влияние хотя бы некоторых личностных особенностей на характер делового общения партнеров.

Общительность. У спортсменов с выраженной общительностью можно ожидать известной легкости в контактировании с партнерами и в ходе совместной деятельности. Они, в отличие от необщительных, стремятся к межличностным контактам с другими людьми, сопереживают происходящее и ждут таких же эмоциональных проявлений от других. В принципе такие спортсмены не должны "испытывать «перегрузки» от общения с большим числом партнеров, успевают ориентироваться и в игровой ситуации, и в межличностных контактах.

Однако специальные исследования общения в ситуациях свободного контактирования и коммуникативной активности в игровой спортивной деятельности волейболисток (Журавлев А.А., 1990) показали, что между этими двумя параметрами, вопреки ожиданиям, не было обнаружено статистически значимой зависимости. Не было обнаружено значимой зависимости и между экстраверсией и объемом общения (количеством инициируемых в ходе игры обращений).

Эти факты позволяют сказать следующее. Прежде всего, в процессе взаимосвязанной деятельности целенаправленное общение не просто удовлетворяет потребность в межличностном общении, а выступает как средство управления поведением и действиями других. Поэтому в определенных ситуациях взаимодействия, ярко выраженные интроверты, проявляют высокую активность в общении, а общительные в обычном смысле люди, экстраверты, имеющие низкий статус в коллективе (молодые и новые игроки в команде, запасные) или вносящие незначительный игровой вклад, допускающие ошибки, могут быть полностью выключены из сферы активного общения. Иными словами, понятия общительности, коммуникативной активности в процессе взаимодействия часто не совпадают. Поэтому в групповой деятельности существенным и определяющим является уровень профессиональной подготовленности, авторитетность, тогда как способы и формы общения приобретаются и корригируются в процессе взаимодействия.

Следовательно, в отличие от обычных межличностных контактов спортсменов, общение во время игровой или другой совместной деятельности представляет собой ситуации «вынужденного взаимодействия», в которых спортсмен независимо от степени своей общительности должен включаться в достаточно активные коммуникативные связи с партнерами. Серьезная практическая проблема, по мнению Загайнова Р.М. (1984), возникает, когда необщительный спортсмен, не имеющий потребности и не умеющий общаться, должен, тем не менее, поддерживать контакт с партнерами и даже управлять их поведением.

Другой достаточно сложной проблемой при наигрывании линий и связок в команде может быть несовпадение потребностей в общении у партнеров: один стремится к активному общению, обсуждению происходящего, эмоционально реагирует на окружающее, а другого это все раздражает и отвлекает от деятельности, кажется излишним и ненужным. В отдельных случаях подобные - расхождения могут привести к серьезным недоразумениям и даже конфликтам между непосредственно взаимодействующими партнерами.

Агрессивность. Агрессивность обычно понимают как склонность человека в определенных, чаще всего напряженных, ситуациях или при фрустрации выражать словесно или действием негативные эмоции по отношению к другому человеку. Встречается и агрессия, направленная на самого себя (самообвинения, самоунижение) или на ситуацию и внешние обстоятельства (неперсонализированная агрессия). Агрессивность можно определить как с помощью наблюдения, так и по специальным методикам (например, тест С. Розенцвейга). Не обсуждая желательность или нежелательность агрессивности в спорте вообще и в определенных его видах в частности, рассмотрим возможные влияния этого свойства личности на коммуникативное поведение спортсмена.

В коммуникативном поведении участников спортивно-игровой деятельности агрессивность чаще всего проявляется в двух основных формах: а) обвинения в адрес партнеров, неодобрения, пререкания с судьями, соперниками, тренером; б) самообвинения, чрезмерное переживание своих ошибок, «застревание» на конфликтных ситуациях. Можно также различать агрессивность и по тому, что ее вызывает: непосредственно конфликтная ситуация (ошибки партнеров, успех соперников, несправедливое решение судьи и т.д.) и ситуации, несущие в себе неявную угрозу агрессору (замечания по его адресу со стороны партнеров или тренера, его собственные ошибки), когда ему приходится быть агрессивным, так сказать, в порядке самозащиты (Ильин Е.П., 1983).

Каким же образом выраженная агрессивность может влиять на общение спортсмена с его непосредственными партнерами? Прежде всего, от такого спортсмена можно ждать большей активности в общении (преобладание активного круга общения) именно в конфликтных ситуациях, при неуспехе, ошибках его и партнеров, при удачной игре противника. В содержании обращений преобладают требования, побуждения партнеров, негативная оценка их действий, эмоциональные реакции.

В спорте встречаются категории игроков, для которых агрессивное поведение при общении с партнерами стало своеобразной нормой. При этом сам спортсмен и его партнеры считают, что агрессивность в общении способствует успешной игре «агрессора» (Матвеев Л.П., 2003).

Проблема здесь не столько в агрессивном поведении одного спортсмена, сколько в неблагоприятной реакции, которую вызывают его срывы в психическом состоянии непосредственной «жертвы» его агрессии и в настроении осей команды. Таким образом, хотя в отдельных случаях агрессивное поведение может играть положительную роль, способствуя выведению команды из «психологического шока» или временного спада в, игровой активности, оно, тем не менее, нежелательно, особенно если в команде есть молодые и особенно новые игроки, непривычные к подобным способам воздействия.

Кроме того, агрессивный спортсмен чаще всего не принимает ответной агрессии, и из-за этого в команде могут возникнуть так называемые вторичные конфликты, когда причиной недоразумений и столкновений является не то, что породило конфликт, а скорее форма реагирования на замечания партнера (не ответил или стал оправдываться и обвинять других). Как показывает практика, и эксперименты, даже такое привычное агрессивное поведение все же поддается коррекции (Мельникова В.М., 1987). Агрессивность как личностное свойство проявляют, как правило, лишь спортсмены, занимающие ведущее положение в команде и чувствующие моральное право быть агрессивными. Иными словами, здесь мы также имеем дело с действием статусно-ролевых отношений и особенностей ситуации взаимодействия.

Уровень самооценки(самоуважение, уверенность в себе). То, как оценивает себя и свои возможности спортсмен, имеет важное значение для его общения с партнерами по совместной деятельности. Для спортсмена с высокой самооценкой характерно активное и непринужденное общение с партнерами, преобладание активного круги общения, достаточно терпимое отношение к негативным замечаниям.

Напротив, не уверенный в себе игрок с пониженной самооценкой будет чаще играть пассивную роль в общении, реже обращаться к партнерам, в большей степени ориентироваться на их оценки и, как это ни странно, ждать негативной оценки со стороны других. Особую чувствительность и ранимость такие, спортсмены проявляют в неопределенных и конфликтных ситуациях, видя угрозу своему самоуважению порою там, где ее, по существу, и нет. Как правило, эти спортсмены могут быть к тому же и высокотревожными.