Смекни!
smekni.com

Психологические особенности общения в спортивных коллективах у спортсменов 18-22 лет в период спортивного совершенствования (на примере спортивных игр: баскетбола, волейбола и футбола) (стр. 7 из 12)

в) губами — округлое положение губ, как при произнесении буквы «о», означает «сыграем обман, ложный взлет»; встречаются также выпячивания губ, оттопыривание щеки языком для обозначения нападающим предполагаемой комбинации. Сигналы, как правило, адресуются связующему игроку, который после этого должен дать требуемую передачу в определенную зону. Эти же сигналы для других игроков означают необходимость соответствующих перемещений, отвлекающих действий, обеспечения страховки атакующего спортсмена.

На практике довольно часто жесты сочетаются с мимикой, однако в этом случае в структуре жестикулярно-мимических средств общения что-то будет ведущим, наиболее информативным (например, кивок головой в сторону — требование дать прострельную передачу — с одновременным подмигиванием левым глазом — усиление сообщения). Звуковые сигналы применяются, чтобы привлечь внимание партнера (например, звук «пас... пас»). После этого, как правило, следует жест или словесное обращение. Их используют также для обозначения вполне определенной комбинации. В ряде случаев применяют сопровождающие побудительные звуковые сигналы «опа», «ха» и др.

Моторные, средства общения (действия) — специфические средства общения в деятельности, требующей перемещений участников, предметов и объектов труда. Речь идет о самих предметных действиях, совокупность которых составляет собственно деятельность и которые в силу особых условий их применения не только выполняют функцию непосредственного воздействия на предмет деятельности (направлены во вне), а скорее являются средствами выполнения вполне определенной, заранее обусловленной и часто не совпадающей с основными назначениями действий задачи — воздействия на человека (направлены внутрь) и, следовательно, психологически выполняют роль знака.

К такого рода моторным средствам общения относятся лишь отдельные элементы групповых действий, действия отдельного игрока, который стремится сообщить вполне определенную информацию. Это, например, повторное выполнение определенных действий как сигнал о розыгрыше определенной комбинации (две передачи от углового к разводящему игроку в гандболе означают: «сейчас будем играть комбинацию № 2»). В этом случае передача (повторная) определенному игроку направлена не на выведение его к воротам и подготовку броска — цель деятельности, а на определенное сообщение, сигнал. В баскетболе, так же как и в гандболе, повторная передача или передача определенному игроку (центровому) означает начало конкретной комбинации.

Определенное местоположение ключевого (например, распасующего) игрока может служить сигналом к розыгрышу вполне определенной и хорошо известной всем партнерам комбинации.

Все остальные действия (прием, передачи, нападающие удары, перемещения игроков), направленные на предмет и результаты деятельности, нельзя, по-видимому, назвать средствами коммуникации в строгом смысле этого слова, несмотря на их чрезвычайно высокую в отдельных случаях информативность. Выполняя определенные действия в процессе групповой совместной работы, ее участник побуждает тем самым своих партнеровтакже выполнять строго определенные согласованные в пространстве и времени действия, обусловленные логикой и требованиями задачи. Это, так сказать, «чрезпредметное» воздействие — существенный элемент контекста деятельности, включенный в структуру ситуации взаимодействия, но по своей психологической природе не являющийся коммуникативным актом.

Использование соответствующих перемещений, отвлекающих действий лишь подтверждает это. Участники деятельности маскируют свои истинные намерения, снижают информативность предметных действий, т. е. искажают, контекст ситуации для противника. Такие действия надо отличать от ложной коммуникации, направленной на введение противника в заблуждение (Платонов В.Н., 1986).

По мере повышения уровня подготовленности и мастерства участников, совместной деятельности информативность отдельных элементов, ситуации взаимодействия и отдельных предметных действий игроков возрастает, все большую роль начинают играть собственно действия и контекст, условия деятельности. Понятно, что эти непосредственные двигательные действия не тождественны собственно коммуникативному поведению спортсменов. Поэтому попытка рассматривать, например, поединок боксеров или борцов как «молчаливое общение» соперников друг с другом не выходит за рамки обычной метафоры.

Применение неречевых форм общения, главным образом жестикулярно-мимических, в качестве речевых определяется условиями (необходимостью скрытой передачи информации в условиях непосредственного контакта; с противником, при сильном шуме, невозможностью подойти к партнеру ближе и др.) и требованиями деятельности и свидетельствует о тесной связи между особенностями деятельности и структурой внутригрупповой коммуникации (Пуни А.Ц., 1959).

Как же соотносятся речевые и неречевые средства общения и спортивно игровой деятельности?

Речевые формы общения являются ведущими, основными в совместных коллективных действиях, особенно при планировании предстоящих действий и оценке полученных результатов.

Обобщая основные характеристики речевых и неречевых средств общения, применяемых в спортивно-игровой деятельности, можно сказать, что внутригрупповая коммуникация подчиняется двум основным принципам: принципу экономичности и принципу избыточности. Предпосылкой и необходимым условием реализации принципа экономичности является общий контекст, ситуация взаимодействия, общий код, известный практический опыт и стаж совместной деятельности. Объективные условия требуют, кроме того, экономии энергетических и нервно-психических затрат, способствуют уменьшению всех усилий, особенно косвенно связанных с решением основной задачи.

Принцип избыточности вытекает из необходимости обеспечивать точную и надежную передачу сообщений при возникновении различного рода помех, шума. Избыточность сообщений (простое их повторение или одновременное использование различных кодов) — конкретное проявление влияния особенностей деятельности на структуру и специфику средств коммуникации. Избыточность чаще всего рассматривают на двух уровнях: на синтаксическом с точки зрения требований, предъявляемых к языку (здесь речь идет главным образом о дополнениях и наслоениях, применении дополнительных средств общения, повторениях т. д.), и на семантическом, на котором в основном анализируются адекватные способы точной передачи смысла и значения сообщения. Эти вопросы обычно рассматриваются в рамках психолингвистических исследований. Наименее изучен собственно-психологический аспект коммуникации (прагматический уровень в семиотике), и в частности вопрос о соотношении экономичности и избыточности обращений с точки зрения их воздействия на состояние и поведение адресата (Немов Р.С., 1984).

Наблюдение подобных ситуаций при общении спортсменов между собой и тренера с ними позволяет говорить о психологической (субъективной) избыточности и экономичности (достаточности, адекватности, оптимальности), в содержании и интенсивности обращений. Критерием такой избыточности обращения должен быть результат его воздействия на Состояние и поведение игрока: насколько оптимально оно для успешного осуществления деятельности. Этот вопрос также нужно изучить.

После того как мы рассмотрели специфику применяемых в спортивно-игровой деятельности средств общения, можно отметить следующее.

Широкий набор средств общения взаимодействующих партнеров отражает условия деятельности, задачи взаимодействия и подтверждает положение о том, что межличностное общение — это важный компонент групповой взаимосвязанной деятельности, которую оно обслуживает.

1.8 Заключение по главе

Психологическое развитие подростков 18-22 лет имеет некоторые особенности, которые сказываются на межличностном общении. Их необходимо учитывать при проведении учебно-тренировочного и соревновательного процессов.

Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень), или взаимоотношения в системе «спортсмен-спортсмен», и отношения спортсменов с тренером (вертикальный уровень), или взаимоотношения в системе «тренер- спортсмен».

Общение — это процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности, поэтому межличностное общение — одна из важнейших форм взаимовлияний людей. В спортивной деятельности общение занимает не последнее место.

Для того чтобы представлять основы рационального общения в спортивной деятельности, недостаточно рассмотреть только вопросы о содержании, средствах общения, направленности и особенностях обращения спортсменов друг к другу при осуществлении совместных действий. Кроме того, следует выделить факторы, обусловливающие межличностные контакты, критерии оптимальности общения и основы управления им

Возросшие требования к психологической подготовке спортсменов позволяют рассматривать руководство как важнейший фактор в достижении успеха совместной деятельности. Руководство в команде осуществляет тренер, который выполняет различные функции.

Понятно, что практически и теоретически значительно важнее не столько констатация выраженности того или иного качества или свойства у человека, сколько ответ на вопрос о том, как именно и в чем проявляется влияние этого качества или свойства на коммуникативное поведение человека.

Для успешной организации совместной коллективной игрупповой деятельности решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, средств общения, которые бы максимально способствовали эффективному взаимодействию и согласованности действий участников. Тренер должен знать, с помощью каких именно средств осуществляется межличностный контакт партнеров и какие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций взаимодействия и для конкретных спортсменов.