Смекни!
smekni.com

Воображение как психический процесс (стр. 2 из 2)

– воображение существует в различных формах. Ряд форм активного воображения закономерно сменяют друг друга в процессе развития ребенка. Если свободная фантазия (соображение на вольную тему) почти недоступна дошкольнику (особенно, если ее нужно облечь в форму связного рассказа), то в младшем школьном возрасте она достигает наивысшего расцвета. Затем она постепенно вытесняется различными формами логического мышления, и новый скачок в развитии воображения наступает в конце подросткового – начале юношеского возраста, когда на первый план выступает более или менее реалистические мечтания;

– особую трудность для школьников составляет представление движений или совершение в уме ряда манипуляции с вторичными образами. Учителю и граверу следует учитывать: там, где невозможно заменить представление восприятием идя манипулированием с реальными объектами, необходимо прибегать к их объективации в виде схем, чертежей, рисунков, кино грамм. Одним из важнейших средств объективация детыми своих представлений и образов воображения является речь. Следует учитывать, что пока образ не сформирован или недостаточно отчетлив, попытки вербализовать (с помощью слова) его ведут к его распаду, а при повторном воссоздании этих образов облечение их в словесную форму ведет к повышению устойчивости и в целом положительно влияет на деятельность ученика. Поэтому задачей учителя и тренера является научить ребенка грамотно излагать свои мысли и переживания (но это не означает только овладение специальной технологией). При этой не следует забывать, что уровень развития речи и способность воображать, прямо не связана друг с другом и слабое развитие речи не означает слабости представлений и воображения.

Воображение – важнейшая составляющая часть творческого процесса. Творчество – процесс, существующийкак синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания.

Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической активности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большим открытиям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой деятельности. Творчество – высший уровень познания. Творческий процесс можно разделить не 4 этапа:

1-й этап – зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте.

2-й этап – концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3-й этап – работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение.

4-й этап – проверка и доработка.

Виды творчества: научное, литературное, художественное, музыкальное.

Творчество – это концентрация ума, воли, чувств, это напряженный, всепоглощающий труд. В продуктах творческой деятельности выражается личность творца. В созданном остается частица его ума, незримо присутствуют черты характера. Ярким примером, иллюстрирующим роль воображения в научном творчестве, является создание Д.И. Менделеевым периодической таблицы элементов.

Грустные мелодии Шумана выражают меланхолическою натуру композитора. Задорные, жизнерадостные мотивы песени музыка к опереттам И. Дунаевского – его веселый, общительный характер. Стихи и поэмы С. Есенина – лиричность и поэтичность чувственной его натуры. Скульптуры Е. Вучетича – как человека сильного, масштабного в мыслях, размашистого в делах.

Воображение играет немаловажную роль в творческой деятельности учителя, как основа антиципирования (предвосхищения будущего). Предвидеть близкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведение ребенка в ответ на воспитательные действия, прогнозировать и проектировать развитие учебной деятельности и личности ребенка – во всем атом на воображение ложится немалая нагрузка.

Сложность антиципирования в учебно-воспитательной деятельности заключается в том, что в поведении ребенка нет однозначности, т.е., одна и та же причина не обязательно вызовет одни и те же дела и поступки. Педагог должен быть готов к тому чтобы предвидеть комплекс причин, обуславливающих сиюминутные реакции ученика, а также его поведение в ближайшей будущем.

творческий воображение антиципирование воспитательный

Литература

1. Психология под ред. В.В. Боголовского. М.: Просвещение, 1981. С. 271–292. 2. Атлас по психологии под ред. М.В. Гамезо, И.А. Демашенко. М.: Просвещение, 1986. – С. 176, 189–190.

2. Психологический справочник учителя под ред. Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагиной. М.: Просвещение, 1991. – С. 86–90.

3. Познавательные процессы в способности в обучении под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. С. 80–99.