Важными для обеих выборок является понятие семейного негатива, не желаемого, но неизбежно возникающего в семейной жизни, как отмечали сами респонденты в названии групп. Но если у русских эта категория задается в основном через эмоциональную составляющую, то у американцев негативно окрашенное напряжение также вызывают переживание физического завершения жизни и понятия свободы и независимости, имеющие высокую ценность в американской культуре.
Также в имплицитных теориях обеих групп испытуемых представлена категория «ответственность», что свидетельствует об актуальности и возможном напряжении в области отношений ответственности у испытуемых обеих культур. Специфика категории «ответственность» у русских, согласно полученным данным, состоит в том, что для них ответственность выступает скорее как ответственность перед собой, у американцев же данная категория рассматривается скорее в контексте межличностных отношений, как ответственность перед семьей.
Образ благополучной, функциональной семьи присутствует и у русских, и у американцев, но с некоторым культурно специфическим преломлением. Так русские респонденты делают акцент на благополучном доме как месте сосредоточения семьи и семейной жизни, а американцы акцентируют внимание на функциональности семьи как системы, как некоего механизма, призванного сохранять и координировать, входящие в него элементы.
Отличительной чертой имплицитной теории семьи русской выборки является присутствие в ней полюсов «давление», «воспитание детей» и «переживание старости».
Появление в ИТС полюса «давление» имеет причиной, на наш взгляд, сложное положение молодой семьи в обществе. В России очень часто новая семья живет с родительской семьей мужа или жены, что затрудняет развитие собственной семьи, появление собственных правил, традиций и норм поведения, самореализацию членов молодой семьи. Это напряжение волнует молодых людей, как состоящих, так и не состоящих в браке, но находящихся в возрасте, когда тема семьи становится одной из наиболее актуальных.
Достаточно выраженной в имплицитной теории семьи русских мужчин и женщин является тема рождения и воспитания детей (входит как полюс в третью шкалу у русских испытуемых). Скорее всего, это связано с присущим русской культуре детоцентризмом, ориентацией в семейной жизни на детей (Дружинин, 2000).
В имплицитной теории американских респондентов важное место занимает образ расширенной и нуклеарной семьи, то есть для американцев свойственно дифференцировать семью, состоящую из супругов и детей, если есть, и семью расширенную, включающую многочисленных родственников и родителей супругов. Расширенная семья для американцев обретает значение некой объединяющей системы, куда входят не только живые родственники, но и память об умерших. Системы, дающей человеку возможности для старта (социальное положение, материальные средства…). То есть понятие расширенной семьи сливается с понятием рода у американцев в возрасте 22-32 лет.
В имплицитной теории американцев специфичным также является образ семьи как убежища, как места, где можно отдохнуть после тяжелого рабочего дня, где комфортно, куда хочется возвращаться.
Категория «ценностная основа семьи» обладает меньшим весом, но, тем не менее, представлена в ИТС американских мужчин и женщин. Это то, что формируется в родительских семьях и впоследствии переносится в собственные.
6.8 Сравнение результатов для респондентов женского пола, в возрасте
23–32 лет, американцев и русских
В сокращенном виде результаты по данным группам представлены в таблице 27.
Таблица 27 Результаты по данным групп русских и американских женщин в возрасте 23–32 лет
Русские женщины | Американские женщины | |
Шк. 1 | Поддержка (совместность) – давление (напряжение) | Состав семьи – негативное в семье |
Шк. 2 | Состав расширенной семьи (род) – негативное в семье | Поддержка (эмоциональная близость) – давление (напряжение) |
Шк. 3 | Хорошо функционирующая (благополучная) семья – дисфункциональная семья | Хозяйство (как аспект хорошо функционирующей семьи) – семейные ценности |
Шк. 4 | Обязательства – личные экзистенции | Благополучная семья (общепринятый образ) – отдых |
Как видно из таблицы 27, имплицитные теории русских и американских женщин имеют в основном схожие категории, но при более детальном рассмотрении обнаруживают качественные различия.
Шкала «поддержка – давление» отражает характер воздействия семьи на личность. Положительный полюс отражает позитивный аспект близости, реализуемой в семье, а отрицательный — давление семейной системы на личность.
Верхний полюс шкалы (поддержка) отражает эмоциональные связи, отношения эмоциональной близости, психологический комфорт личности в семье. У русских женщин большую значимость в ИТС имеет совместное бытие, подразумевающее не только поддержку и эмоциональную близость, но ответственность и уважение друг друга. В ИТС американских женщин эмоциональная близость представлена с точки зрения обеспечения необходимой эмоциональной базы, психологического пространства функционирования семьи.
Нижний полюс раскрывает понятие семья через напряжение, вызываемое отношениями социального принуждения, наиболее значимыми из которых являются отношения, связанные с материальным состоянием и властью, а так же через напряжение другого рода, вызванное процессами развития семьи во времени, смертью близких и связанными с этим заботами. Категория давление практически идентична по смыслу и у русских и у американских женщин.
Категории, образующие шкалы «состав расширенной семьи (род) – негативное в семье» и «состав семьи – негативное в семье» также имеют различные акценты, хотя и схожи по структуре.
Верхний полюс у американок отличается большей структурированностью, туда вошли все слова из перечня, касающиеся состава семьи. У русских же женщин этот полюс следует интерпретировать, скорее, как образ родительской семьи или рода, так как туда не вошли слова, отражающие супружеские роли.
Категория семейный негатив отражает негативные эмоции, так или иначе возникающие в семье и присутствующие в ИТЛ русских и американских женщин. Но для американских женщин в спектр негатива входит переживание физического завершения жизни (старости, смерти). Негатив же русских женщин больше концентрируется вокруг личных обязательств.
В имплицитной теории семьи женщин, и русских, и американок, присутствует образ благополучной семьи. Но у русских этот образ имеет более высокую значимость, концентрируется вокруг функциональности семьи и задается, в том числе и через дихотомию «функциональность» – «дисфункциональность». У американок же образ благополучной семьи менее значим и концентрируется, скорее, вокруг общепринятого внешнего благополучия. Особое место в образе благополучной семьи занимает положительно окрашенная бытовая составляющая семейного хозяйства.
В ИТС и русских и американских женщин присутствует категория ценностей, но у русских акцент смещен на личностно-значимые, экзистенциональные ценности, присутствующие независимо от наличия или отсутствия семьи. Категория ценностей у американок представлена сквозь призму семейных отношений. Это те ценности, которые необходимы и приобретают особую значимость в семейной жизни.
6.9. Сравнение результатов для респондентов мужского пола, в
возрасте 23–32 лет, американцев и русских
В сокращенном виде результаты по данным группам представлены в таблице 28.
Таблица 28. Результаты по данным групп русских и американских мужчин в возрасте 23–32 лет
Русские мужчины | Американские мужчины | |
Шк. 1 | Поддержка (эмоциональная близость) – состав расширенной семьи (род) | Поддержка (эмоциональная близость) – негативное в семье |
Шк. 2 | Негативное в семье – семья как опора | Ответственность – состав семьи |
Шк. 3 | Предпосылки для создания семьи – воспитание детей | Благополучная семья (личностное значение) – поздний этап семейной жизни |
Шк. 4 | Хозяйство – семейные ценности | То, что связывает членов семьи |
Из таблицы 28 видно, что имплицитные теории семьи русских и американских мужчин имеют общие наиболее значимые категории. К ним относятся категория «поддержка», «семейный негатив» и «расширенная семья», но при более детальном рассмотрении они обнаруживают качественные различия.
Категория поддержки, эмоциональной близости у русских мужчин имеет акцент на физической близости как одной из важнейших составляющих психологического комфорта. Для американцев же более актуально понимание в семье, возможность быть собой, самореализация.
Категория расширенной семьи также имеет свою специфику в ИТС американских и русских мужчин. У русских акцент смещен на преемственность поколений, на происхождение, на семью как род, как целое, связанное единым прошлым и, частично, будущим. У американцев же данная категория представляет собой, скорее, общность нуклеарной и расширенной семьи.
В ИТС русских и американских мужчин присутствуют и специфичные для группы категории.
Для русских мужчин это образ семьи как опоры, источника стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Ценностная категория, объединяющая необходимые для создания семьи предпосылки, то есть для русских мужчин актуальна тема достижения, ответственности за будущую семью. В ИТС русских мужчин присутствуют также следующие категории: «рождение и воспитание детей», «хозяйство», в его положительном значении, и «семейные ценности».