В ИТС американских мужчин, специфичной является категория ответственности, как социальной, так и внутрисемейной. Также в ИТЛ американцев присутствует образ благополучной семьи и немаловажным является переживание старения и позднего этапа семейной жизни.
6.10 Сравнение результатов американских респондентов 22-32 лет,
женского и мужского пола
В сокращенном виде результаты по этим группам показаны в табл.29.
Таблица 29. Результаты по данным групп американских мужчин и женщин в возрасте 23–32 лет
Американские женщины | Американские мужчины | |
Шк. 1 | Состав семьи – негативное в семье | Поддержка (эмоциональная близость) – негативное в семье |
Шк. 2 | Поддержка (эмоциональная близость) – давление (напряжение) | Ответственность – состав семьи |
Шк. 3 | Хозяйство (как аспект хорошо функционирующей семьи) – семейные ценности | Благополучная семья (личностное значение) – поздний этап семейной жизни |
Шк. 4 | Благополучная семья (общепринятый образ) – отдых | То, что связывает членов семьи |
Как видно из таблицы 29 наиболее значимые категории имплицитных теорий семьи американских мужчин и женщин частично или полностью схожи.
Идентичными являются категории членов семьи и семейного негатива.
Категория членов семьи представлена полным перечнем семейных ролей из списка слов методики.
Еще одной общей для мужчин и женщин категорией является категория «семейный негатив», в которую кроме отрицательных эмоций в межличностном общении входит переживание физического завершения жизни (старости, смерти). Стоит отметить, что для американских мужчин характерно большее напряжение, связанное с темой старости и смерти, чем для женщин. Это связанно, скорее всего, со страхом потери активности и, как следствие, функциональности в обществе, где активность возведена в рамки ценностей и основных критериев успешности, а для мужчин это еще и немаловажный инструмент во внутрисемейных отношениях. У женщин же большее напряжение вызывает социальное давление, напряжение, вызванное отношениями власти и подчинения и материальным аспектом социальных отношений.
Категория эмоциональной близости имеет специфику у американских мужчин и женщин. Для женщин характерна направленность на поддержку и общение, для мужчин же важнее доверие и возможность быть собой.
Категория «благополучная семья» также различается у мужчин и женщин: женщинам свойственна большая актуальность общепринятого, социально желательного образа, а мужчины наоборот придают этому образу личностно значимое значение. В образе благополучной семьи у женщин особое место занимает категория хозяйства, отражающая заботы, связанные с обеспечением домашнего уюта и комфорта членов семьи.
Значимой в имплицитной теории семьи мужчин является категория «ответственность». Ответственность, в том числе и материальная, рассматривается как форма проявления заботы, форма участия в семейной жизни.
Категория семейных ценностей в ИТС американских женщин имеет невысокую значимость, но, тем не менее, существует и отражает важность ее для американок.
6.11. Сравнение результатов русских респондентов 22-32 лет, женского
и мужского пола
В сокращенном виде результаты по данным группам представлены в таблице 30.
Таблица 30. Результаты по данным групп русских мужчин и женщин в возрасте 23–32 лет
Русские женщины | Русские мужчины | |
Шк. 1 | Поддержка (совместность) – давление | Поддержка (эмоциональная близость) – состав расширенной семьи (род) |
Шк. 2 | Состав расширенной семьи (род) – негативное в семье | Негативное в семье – семья как опора |
Шк. 3 | Хорошо функционирующая (благополучная) семья – дисфункциональная семья | Предпосылки для создания семьи – воспитание детей |
Шк. 4 | Обязательства – личные экзистенции | Хозяйство – семейные ценности |
Итак, как видно из таблицы 30 наиболее значимые категории у российской выборки схожи, но имеют свою специфику у мужчин и женщин.
Одна из наиболее значимых в ИТС русских мужчин и женщин категория, категория поддержки, отражает ценность эмоционально близких отношений, потребность в понимании, доверии и ласке, реализуемые в семейных отношениях. Но если в ИТС мужчин одно из ведущих мест здесь занимает физическая близость, то женщинам важнее аспект совместности, общности интересов и эмоционального пространства.
В категории «род» у женщин более отчетливо выкристаллизовывается нуклеарная семья (отец, мать, ребенок), тогда как в ИТС мужчин большее значение имеет преемственность поколений и происхождение, как связующие звенья между членами семьи.
Категория семейного негатива содержит отрицательные эмоции, так или иначе возникающие в семейных отношениях, осознаваемые как нежелательные и вредоносные. У мужчин данная категория дополняется напряжением от переживания старости, связанной с ней потерей функциональности и неизбежной зависимости от других людей. У женщин же переживание старения относятся к категории давления социального окружения на личность, то есть старость рассматривается женщинами как неизбежный атрибут жизни в обществе, как нечто личностно значимое и неизбежное. В категории же семейного негатива у женщин значимым является напряжение, вызываемое отношениями социального принуждения, то есть негативную окраску носят те обязательства, которые накладывает общество на женщину в семье.
Интересным представляется то, что категория воспитания детей присутствует в ИТС у мужчин, а не, как ожидалось, у женщин. Возможно, это связано с тем, что для женщин данный аспект семейной жизни входит в другие и не является напряженным в связи с природной естественностью материнства. Для мужчин же родительство является довольно сложной категорией, требующей особой подготовки и рефлексии.
В ИТС русских женщин довольно значимым является образ благополучной, хорошо функционирующей семьи. Большое внимание тут уделяется категориям быта, хозяйства и материального благополучия, которые на определенном уровне являются гарантами семейного благополучия. Противостоящий этому образу образ дисфункциональной семьи размыт и неконкретен, что свидетельствует о некой идеалистичности представлений женщин о семье.
В женской ИТС также имеется дихотомия, на одном конце которой – личные, независимые от семьи, общечеловеческие ценности, а на другом – обязательства (в том числе и социальные), возникающие в семейных отношениях.
У мужчин же ценностная категория представлена семейными ценностями в противовес хозяйственно-бытовому аспекту семейной жизни. И хотя оба полюса носят вполне положительную окраску, все же их противопоставление говорит о том, что при обоюдной важности этих конструктов в ИТС мужчин они разведены и должны, возможно, выполняться разными членами семьи.
Важное место в ИТС мужчин занимает категория так называемого «начального капитала», необходимых для создания семьи предпосылок, важнейшей из которых является материальная и психологическая независимость от родительской семьи.
6.12 Сравнение результатов с литературными данными
О.А. Минеевой было проведено аналогичное исследование на русской и французской выборке, в статье «Многомерное шкалирование психосемантических данных как прием исследования имплицитных теорий семьи» (Лидерс, Минеева, 2006) приведен сравнительный анализ обобщенных групп русских и французских испытуемых разного возраста, пола и семейного положения.
Интересным представляется сравнить наши данные по американской выборке с результатами французской выборки О.А. Минеевой. Следует отметить, что для межгруппового сравнения О.А. Минеева использует трехмерное семантическое пространство. Мы же в своем исследовании анализируем четырехмерное.
По поводу наиболее удобной для анализа результатов размерности О.А. Минеева пишет следующее: «Более упрощенный трехмерный вариант для совершенно разных выборок испытуемых дате оси-конструкты, почти совпадающие по форме противопоставления, но различающиеся по содержанию. Это позволяет легко сравнивать имплицитные теории различных подгрупп. В модели четырехмерного СП достигается большая точность не только в математическом смысле (резко падает функция стресса), но и в психологическом, поскольку в последнем случае выявляются более тонкие градации конструктов. Однако при этом сами оси могут различаться у отдельных подгрупп, что затрудняет сравнение. Таким образом, можно рекомендовать для сравнительного анализа использовать трехмерную модель, а для углубленного анализа конкретной группы – четырехмерную» (Лидерс, Минеева, 2006).
Но все же попытаемся провести сравнение.
Из таблицы 31 мы видим, что семантическое пространство ИТС французских испытуемых состоит из трех шкал:
1Клан – независимость
2Социальное – межличностное
3Семья как целое – динамика семейной жизни.
Таблица 31. Сравнительная таблица результатов О.А. Минеевой[3].
Французы (данные О.А. Минеевой) | Американцы |
Клан (члены семьи, происхождение) – независимость (независимость, надежда, одиночество, совесть, свобода, быть собой, быть нужным) | Поддержка (эмоциональная близость) – род (расширенная семья) |
Социальное (власть, согласие, социальное положение, порядок, договор, зависеть, обижаться, ссориться) – межличностное (откровенность, поддержка, ласка, секс, муж жена, любовь, забота, доверие, дети) | Нуклеарная семья – негативное в семье |
Семья как целое (благополучная, гостеприимная, прочная, замкнутая, сплоченная, обещание/клятва, покой, уют, жизнь) – динамика семейной жизни (общаться, отдыхать, растить детей, воспитывать, вместе, заступаться, уважать, гордиться) | Ответственность – семья как убежище |
«Функциональная» семья (общепринятый образ) – ценностная основа семьи |
Итак, мы видим, что и у русских, и у французов одной из наиболее значимых категорий является категория рода, включающая в себя как членов семьи, так и понятие о некой преемственности, проекции в будущее (продолжение рода) и в прошлое (происхождение). У американцев данной категории противопоставлена категория поддержки, у французов же шкала задается через противопоставление семьи как клана и категории «независимость».