Смекни!
smekni.com

Гендерные и социокультурные особенности имплицитных теорий семьи у взрослых (стр. 3 из 18)

Из сказанного следует, что в задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие окружающего мира субъектом.

В индивидуальном сознании человека присутствует двойственность: с одной стороны, окружающая действительность отражается непосредственно в виде субъективных переживаний и ощущений, с другой — опосредованно — через систему общественно выработанных способов осознания, то есть языковых форм.

Г.М. Андреева (Андреева, 2000) пишет о четырех основных способах структурирования социальной информации в целях ее наилучшего сохранения: прототипы, схемы, скрипты и имплицитные теории личности. Далее рассмотрим их чуть более подробно.

5) Прототип. Прототип содержит в себе представление о типичном представителе какой-либо группы объектов. Довольно близко к этому понятию лежит понятие стереотип, но между ними существуют существенное различие. Стереотип — более общее понятие, представляющее собой упрощенный, схематический образ предмета, явления, группы, обладающий высокой устойчивостью. Целесообразным представляется рассмотреть понятие прототип в контексте его отличия от понятия стереотип.

Первое отличие состоит в том, что прототип фиксирует характеристики лишь типичного представителя группы, рассмотренного как, отдельный случай.

Второе отличие заключается в том, что в прототипе некоторые черты стереотипа дополняются другими чертами, или вероятностными, или почерпнутыми из прошлого опыта. Положительная роль прототипа заключается в том, что он позволяет сократить процесс категоризации объектов высокой степени прототипичности (быстрее вносить суждения о них) и способствует лучшему запоминанию информации.

Однако при определенных обстоятельствах использование прототипа может привести к существенному искажению образа воспринимаемого. Если прототип получил негативную окраску, все другие представители данной группы получат также негативную оценку. Также за прототип может быть принят вовсе не прототипичный представитель класса предметов.

6) Схема. Схема представляет собой структурированное знание о какой-либо социальной категории. Прежде всего, к схемам относят так называемые «рамки соотнесения» (frameofreference), представляющие собой своеобразный, присущий каждому угол зрения на какой-либо объект, систему координат, в которой этот объект должен быть рассмотрен. Рамки соотнесения позволяют более адекватно категоризировать вновь встреченный объект, помещать его в некоторую «сетку» представлений.

Схема имеет холистическую природу, то есть трактуется как некоторое целое, состоящее из частей, причем между этими частями фиксируются специфические связи. Г.М. Андреева в своей книге «Психология социального познания» приводит основные черты схемы:

1. схема имеет варианты, при условии включения в нее разных элементов

2. схема всегда может быть встроена в другую схему, более высокого уровня

3. схема выступает как родовое понятие

4. схема дает знание, а не определение.

Обычно это знание представлено некой пирамидой. В основании пирамиды перечисляются все элементы данной схемы (например, все варианты какого-либо поведения). На следующем уровне — черты, свойства, к которым можно отнести описанные элементы. И на верхнем уровне содержится наиболее абстрактная информация о данном объекте, выражающаяся в «ярлыке».

Схемы обеспечивают познающего гипотезами относительно того, что произойдет в определенной социальной ситуации, что следует ожидать от человека в определенной социальной роли или от определенной группы.

Также социальные психологи выделяют такой тип схем, как «схема-о-самом-себе». Такая схема предполагает использование себя как своеобразной рамки соотнесения, предполагающей сопоставление всякого «другого» с самим собой. Вариантом использования таких схем является усмотрение в другом необязательно черт, присущих «мне», но черт просто более значимых для меня.

Значение схем для ориентации человека в окружающем мире заключается в оптимизации процесса познания. Информация по схеме схватывается быстрее и запоминается лучше.

7) Скрипты. Скрипт является вариантом схем. Это такая схема, которая содержит информацию о нормативных последствиях события в данной ситуации, это описание цепи последовательных действий, уместных в данной ситуации и организованных вокруг какой-либо цели. Таким образом, скрипты используются для предсказания или интерпретации поведения другого человека или — в более общем плане — развития какой-либо ситуации.

Нарушение скрипта есть нарушение ожидания. Поэтому если все идет «по скрипту», информация сохраняется хорошо, поскольку наблюдаемое привычно. Но верно и обратное: нарушение скрипта запоминается еще лучше.

Скрипты как бы фиксируют модели опыта и потому выступают своеобразными гидами для поведения человека в разнообразных ситуациях. Если ситуация знакома, наличие скрипта помогает автоматически совершать последовательность действий. Если же ситуация не знакома — отсутствие скрипта затрудняет адекватное поведение. (Андреева , 2000).

8) Имплицитные теории личности (ИТЛ). Это такая организация информации о другом человеке, при которой существует сеть ожиданий относительно взаимосвязанности некоторых черт. Таким образом, если оценивающий убежден, что черта Х всегда встречается вместе с чертой Y, то, наблюдая у воспринимаемого человека черту Х, он автоматически полагает, наличие черты Y.

ИТЛ включают в себя не просто идею о связи двух черт, но представление о целостной системе организации черт внутри человека, что и порождает определенные ожидания от его поведения. Такую систему ожиданий строит каждый человек, и поэтому ИТЛ до недавнего времени считались строго индивидуальными образованиями.

Г.М. Андреева обращает внимание на то, что ИТЛ могут быть свойственны определенным культурным и социальным группам: «Кроме имплицитных теорий личности, ряд авторов сегодня предлагает ввести понятие «имплицитные социальные теории» - убеждения, формирующиеся в массовом сознании относительно того, как и каким образом соотносятся между собой черты какой-либо социальной среды или в каком-либо социальном явлении. Имплицитные социальные теории отличаются от имплицитных теорий личности по двум пунктам: прежде всего они охватывают гораздо больший спектр социальных явлений (то есть не только личности) и, далее, они часто не есть представления отдельного человека, могут быть представлением целой группы» (Андреева, 2006, стр. 136).


Глава 2. Семья как психологическая система

В современной психологии семьи можно выделить две возможные теоретические позиции в отношении анализа семьи. Согласно первой позиции семья представляет собой группу индивидуумов, имеющих общие интересы, а семейный контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такой подход характерен для трактовки семьи в рамках психоаналитического и поведенческого подхода, то есть для начального этапа становления семейной психологии, как отдельной науки.

Согласно второму подходу, семья рассматривается как целостная система, не сводимая к суммарной совокупности ее членов. Такая трактовка характерна для системного подхода, возникшего во второй половине 60-х годов ХХ века (см.: Варга, 2001; Лидерс, 2004; Черников, 2005).

Основными характеристиками семьи являются ее функции и структура. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выделяются следующие функции семьи: экономическая, репродуктивная, функция воспитания детей, сексуально-эротическая, функция духовного общения, функция эмоциональной поддержки и принятия, рекреативная (восстановительная), функция социальной регуляции, контроля и опеки, функция передачи социального статуса (эта функция практически утрачена в современном обществе), психотерапевтическая (Карабанова, 2006; Слепкова, 2006; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999).

Структура семьи — это состав семьи, число ее членов, а так же совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи делает возможным понимание распределения функций в семье. Функции и структура семьи меняются в зависимости от этапов жизненного цикла семьи (Эйдемиллер, Юстицкис 1999; Карабанова, 2006).


2.1 Системная семейная психология

Семья в рамках системного подхода рассматривается как социальная система, объединяющая людей и их взаимоотношения, то есть это комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система является первичной по отношению к своим составляющим. Часто то, что происходит в семье, не зависит от намерений и желаний людей, а подчиняется правилам функционирования семейной системы.

Семья — это открытая система, члены которой взаимодействуют друг с другом и с окружающим миром. Семья является постоянно развивающейся системой вследствие действия «обратных связей» с внешними биологическими и социальными системами. Внешние силы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на семью, семья же в свою очередь аналогичным образом воздействует на остальные системы. Таким образом, семейная система стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся связей, с другой — к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования. (Лидерс, 2004; Черников, 2005)

Семья включает в себя две основные подсистемы, между которыми существуют взаимосвязи и взаимообусловленность: подсистему супружеских отношений и подсистему детско-родительских отношений. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также подсистема сиблинговых отношений. Степень жесткости прозрачности границ определяет открытость (закрытость) семейной системы и каждый из подсистем. Жесткость границ меняется на протяжении жизненного цикла семьи, отвечая задачам развития и вновь возникающим функциям семьи. Подвижность и гибкость границ семейной системы является важной характеристикой, обеспечивающей возможность быстрой адаптивной перестройки семейного руководства, перераспределения семейных ролей и выработки новых стандартов ролевого поведения. Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи.