Смекни!
smekni.com

Эмоционально-волевая регуляция (стр. 5 из 7)

Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов. Показано, что одним из источников стресса является необходимость выполнения одним и тем же человеком двух и более функциональных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Ролевой конфликт конкретизируется по отношению к деятельности руководителя, прежде всего, в маргинальном ролевом конфликте. Так, субъект выступает в роли руководителя в отношении управляемой им группы (организации), что налагает на него одну систему обязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновременно является подчиненным по отношению к вышестоящим инстанциям и должен выполнять предписываемые ими роли. «Требования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются в поведении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощным стрессором управленческой деятельности.

Руководитель самой своей позицией ставится в условия, когда он должен «удерживать в поле зрения» множество проблем, «разрываться между делами». В результате этого возникает известный в психологии феномен интерференции (наложения и отрицательного влияния) задач и функций друг на друга, также являющийся одним из сильных источников высокой напряженности деятельности.

Внешняя среда организаций является источником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут превосходить внутри организационные, деятельностные факторы. В этом плане, прежде всего, необходимо отметить следующие факторы. Во-первых, факторы конкуренции, связанные с «борьбой за существование» в условиях нестабильной социальной и профессиональной среды. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды на деятельность организаций. В-третьих, факторы нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики; их практически невозможная прогнозируемость на перспективу.

В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором.

Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса — мобилизации, расстройства и деформации. Они по-разному влияют на деятельность.

Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоустойчивости личности. Это — способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса — фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи — вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва»

Другим важным условием стрессустойчивости является общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация — либо личностно-карьеровая («на себя»), либо социально-профессиональная («на дело»). Показано, что доминирование личных, в том числе и карьерных мотивов, снижает стрессустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связанных с профессиональной направленностью, повышает ее. В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса — так называемые контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает» конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случае дольше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной безопасности строится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это — и устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя — вообще единственно приемлем.

Существуют также и наиболее общие — личностные различия в предрасположенности к стрессу. Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на управленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления существует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один — наиболее типичный из таких вариантов:

· рационализировать свой рабочий день;

· планировать работу по своим возможностям;

· чередовать тактики выполнения работы;

· разгружать себя, делегируя полномочия;

· никогда не брать работу на дом;

· не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;

· всегда быть готовым к неожиданностям;

· бросить курить;

· уделять внимание спорту и физкультуре;

· находить новые увлечения;

· ходить на работу пешком;

· чаще покидать свой кабинет;

· делать паузы в работе;

2.7 Приемы поведенческой антистрессорной защиты человека

Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является его жизненная стратегия, в частности, система ценностей.

Мудрость долгожителей состоит в том, что они довольны своей жизнью: "Все, чем я обладаю, прекрасно, а, если у меня чего-то нет, это не имеет значения".

Д. Карнеги (1980) приводит меткое высказывание А. Шопенгауэра: "Мы редко думаем о том, что у нас есть, зато всегда - о том, чего нет".

Только разумом человек может взвесить истинную цену того или иного события дня для его собственной жизни. Однако для того, чтобы сформировать антистрессорную стратегию жизни, человеку нужен не только разум.

В глубокой древности на Востоке люди говорили: "Господи, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить, дай мне мужество, чтобы бороться с тем, что я должен изменить, и дай мне мудрость, чтобы суметь отличить одно от другого". Селье (1979) советует избегать стрессов сознанием "собственного потолка достижений", сосредоточением на светлом в жизни, воспоминаниями о своих успехах и радостях.

Формирование оптимизма и психологической устойчивости способствует развитие "смеховой культуры". Видимо, следует пересмотреть отношение к юмору, иронии, остроумию, балагурству как к чему-то второстепенному: это защита человека от самого себя, своего уныния и отчаяния. Недаром говорится: "Веселье от всех бед спасенье", "Шутка - минутка заряжает на час", "Веселого болезнь боится", "Улыбка дарит нам продленье века, злоба старит человека". Было отмечено, что юмористические стимулы повышают, а плач угнетает иммунитет. Так или иначе, стрессы развиваются у каждого человека, даже устойчивого к ним. Тем не менее уже возникший стресс можно ограничить определенными методами.

Внезапное и сильное эмоциональное возбуждение (аффект) можно снизить плотным сжатием губ и медленными дугообразными движениями языка по небу.

Велико успокаивающее действие редкого дыхания, которого можно добиться, удлиняя выдох и делая паузы между выдохами и вдохами.

Практически каждый человек может при желании научиться управлять своим организмом. Так, слюноотделение можно повысить, представив ломтик лимона во рту. Вызвать учащение дыхания и сокращений сердца можно увеличением напряжения мышц рук, ног, спины. Несколько сложнее, но тем не менее доступно большинству людей мышечное расслабление и сосредоточение внимания на ощущениях тепла, тяжести в конечностях, покоя и отдыха, создающих состояние самогипноза.

Такие упражнения являются основой аутотренинга — учения, которое развито немецким психотерапевтом Шульцем (1932) и в настоящее время широко используется для снятия волнения и тревоги, усталости и неуверенности, развития воли, интеллекта и памяти. Методики аутотренинга, медитации и ряда других традиционных способов воздействия на психическое состояние человека подробно изложены в соответствующих руководствах.

При возникновении стресса и, особенно, его большой продолжительности хороши и такие средства, как музыка. Автор "музыкальной фармакопеи" П.Г. Шеффлер, рекомендует слушать при меланхолическом настроении оду "К радости" Л. Бетховена, при депрессии - "Короля гномов" Ф. Шуберта, шум прибоя, леса, дождя, птичьи голоса. Около 14% всех записей классической музыки, продающихся в Европе, принадлежит В. Моцарту.Тихая и плавная музыка успокаивает, а громкая и радостная - тонизирует. Вокальное исполнение, перенося человека в другой образ, помогает ему познать себя и - за счет бессловесного контакта с внешним миром - ощутить себя его частью, идентифицировать себя в нем.

Женщинам, возвращающимся расстроенными с работы домой, специалисты советуют лечь в теплую ванну с ароматной пеной. Мир покажется лучше, "смоются" стрессы дня. Механизмы такого воздействия включают психологический эффект имитации защищенности периода внутриутробной жизни и, конечно, влияния перераспределения кровотока: за счет увеличения кровотока кожи, снижается кровоток в мозгу, что ограничивает эмоциональное напряжение и способствует засыпанию.