Девиантное поведение подростков издавна являлось одной из серьезных и трудно разрешаемых проблем, как на предметном, так и на гносеологическом уровне. Любое общество на всем пути развития человеческой цивилизации пыталось ввести правовое регулирование агрессии и насилия. Но все попытки вооружить людей способами борьбы с этими явлениями не увенчались успехом. Наоборот, в последнее время увеличивается число девиантных подростков, совершающих агрессивные действия. Подобные социально опасные проявления, которые обычно связывают с понятиями «девиации» и «девиантное поведение», уже давно стали предметом споров среди тех, кто занимается изучением этого феномена, и его профилактика и коррекция до сих пор является одной из серьезных и трудноразрешаемых проблем (Ю.М. Антонян, А. Бандура, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, В.Ф. Пирожков, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Ф.С. Сафунов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.). [13]
Исследования последних лет показали, что девиантные проявления у подростков, в подавляющем числе случаев связанные с отклонениями в развитии личности, чаще всего обусловлены не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов. В связи с этим в генезе отклоняющегося поведения исследователями анализируются закономерности соотношения фенотипических, индивидуальных и личностных факторов. Роль индивидуальных и фенотипических факторов на ранних стадиях развития личности доминирует, но на более поздних стадиях, начиная с подросткового возраста, вступают в силу те уровни регуляции поведения, в которых одну из важнейших ролей играют психологические характеристики личности, в том числе гендерные. Проблеме гендерных различий в последнее время уделяется большое внимание. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в психике мужчин и женщин.
Наличие отчетливых нарушений образа Я в возрасте около одиннадцати лет, выявленное в исследовании R. Simmons et al. (1975), согласуется с данными D. Offer (1974), который изучал подростков более старшего возраста (четырнадцать - восемнадцать лет), но отмечал, что, по свидетельству как самих молодых людей, так и их родителей, пик «смятения» приходится на период от одиннадцати до четырнадцати лет. R.M. Osenberg (1965), S. Coopersmith (1967), J.G. Bachman (1970) ставили развитие образа Я в тесную взаимосвязь с социальными взаимодействиями индивида.
Новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка, прежде всего - это повышенные требования к нему со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется уже не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди сверстников, - все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и сравнению себя с другими (Л.И. Божович, 1995). При этом часто возникают агрессивные реакции, особенно выраженные у девиантных подростков, которые нередко приводят к криминализации их личности и поведения. В настоящее время наблюдается тенденция к возрастанию противоправного поведения среди несовершеннолетних и тенденция «омоложения» преступников. В целом переходный возраст, как считает К. Нильсон (1982), является наиболее благоприятным для преступности. Но как показывают результаты исследований авторитетных ученых, причинами девиантного поведения подростков - мальчиков и девочек - являются не только возрастные изменения. При этом девиантное поведение подростков выглядит неодинаковой у мальчиков и девочек. Это дает нам возможность рассматривать девиантное поведение подростков в своей совокупности в качестве их индивидуальной характеристики, своеобразной гаммы вариантов развития учащихся этого возраста: от конфликтного с ярко выраженными трудностями в поведении у девиантных асоциальных подростков, через целый ряд промежуточных форм, до относительно спокойного протекания у «нормативных» школьников.
Гендерный подход предоставляет возможность использовать те схемы анализа и механизмы коррекции деформаций социализации девиантного поведения подростков, в основе которых лежат сформированные в результате биологических и социальных воздействий индивидуально-психологические различия, дифференцированные по полу, учет которых необходим в профилактической и реабилитационной работе с девиантными, десоциализированными подростками.
Все вышесказанное делает тему данного исследования актуальной.
Целью исследования является выявление гендерных особенностей девиаций поведения у подростков.
Объектом исследования является девиантное поведение подростков.
Предмет исследования - гендерные особенности проявлений девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования: в подростковом возрасте девиантное поведение характеризуется гендерными различиями: в уровнях и формах проявления агрессивности, в типах склонности к девиантному поведению, в особенностях невротизации и психопатизации поведения.
В соответствии с поставленной целью и сформулированными гипотезами решались следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить гендерные различия в проявлении девиантного поведения у подростков;
3. Сравнить полученные результаты, сформулировать выводы.
Методологическая основа исследования базировалась на системном методологическом подходе (Б.Ф. Ломов, В.Е. Клочко) в рамках «социальной психологии гендера», теоретически обоснованной в работах А.Г. Ананьева, относящего фактор полового диморфизма к постоянной характеристике онтогенеза; частично в работах В.Н. Мясищева, призывающего изучать типические психологические особенности отдельных общественных групп, а также на концепции антропогенеза Б.Ф.Поршнева, в которой находится место тендерным различиям. В работе использован классификационный характерологический подход А.Е. Личко и концепция Ш. Берн (1994), дающие уникальный теоретический материал об источниках тендерной социализации, включающих состояния агрессии.
Методы исследования включали психодиагностические методики: УНП, опросник Басса-Дарки, диагностика склонности к девиантному поведению, наблюдение.
Выборка исследования: экспериментальные исследования проводились на базе школы № 144 и школы № 138 г. Уфы. В состав экспериментальной группы вошли 30 учащихся подростков в возрасте 13-16 лет. Из них 15 мальчиков, 15 девочек.
Научная новизна представленной работы состоит в социально-психологической интерпретации проблемы гендерных особенностей социализации личности с междисциплинарных позиций.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических представлений о гендерных особенностях проявлений девиантного поведения у подростков.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования принципов, методов и технологии исследовательской модели в диагностике и коррекции проявлений девиантного поведения.
Современная психологическая наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомофизиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. [17]
Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера, которые предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.
Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями называют те исследования, где это понятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовой роли. Такая ситуация складывается в том случае, когда авторы/исследователи осознанно или неосознанно стоят на биодетерминистских позициях, т. е. считают, что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферы занятий и прочее, а слово гендер используют как "более современное". Содержательно ситуация не меняется даже тогда, когда пол как биологический факт и гендер как социальная конструкция авторами все же различаются, но наличие двух противоположных "гендеров" (мужского и женского) принимается как отражение двух биологически разных полов. Типичным примером социополового, а не гендерного подхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: "Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?" или пресловутые опросы на тему "Может ли женщина быть политиком?" Такого рода социологам просто невдомек, что результаты их исследований уже предрешены самой методологией. Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание "мужских и женских" профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. С позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда. Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. [17]