Заключение
В результате изучения проблемы соотношения искусства и науки в психологии мы пришли к следующим выводам:
1. Психологию как науку определяют большинство словарей и энциклопедических изданий. Вместе с тем психологи и исследователи отмечают, что этой области знания присущи черты, как науки, так и искусства. Это обусловлено в частности происхождением психологии из философии, которая также не всегда признавалась исключительно наукой.
2. Психология как гуманитарная наука изучает человека, но такой же объект имеет и искусство, различие состоит в разных подходах к этому объекту.
3. Искусство отличается от науки тем, что пользуется не анализом и умозаключением, а воссоздает окружающую действительность второй раз, доступными ему средствами. Однако в психологии, в частности в психологической практике таким «воссоздающим» познанием отличаются личностные направления. Кроме того, в психологической практике чаще всего важны не реальности, которых нет в пространстве и времени, а символические переживания, метафоры, живущие в душевном опыте человека.
4. Категории, которыми оперирует и психологическая наука и искусство, - переживание, мысль, чувство. Только осмысляются они по-разному – искусство их передает, показывает, запечатлевает, психологическая наука – исследует, анализирует, выявляет. Но и в искусстве, и в психологической науке эти категории приобретают материальное воплощение и влияние на реальную жизнь.
Таким образом, общий вывод в нашей работе будет следующим: психология - специфическая область научного знания, которой присущи все категории данной области, но которая включает также в себя черты искусства, как необходимый компонент для своего функционирования и развития.
Литература
1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2005.
2. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. 3-е изд. М., 1998
3. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М., 1968
5. Каган М.С. Социальные функции искусства. М., 1978
6. Мэй Р. Новый взгляд на свободу и ответственность. / Пер. с англ. A. Лызлова. // Экзистенциальная традиция. 2005. №2.
7. Оганесян Н.Т. Психология как единство науки искусства. М., 2000.
8. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: Смысл, 2002.
9. Словарь психологии / Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. -М., 1990
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998
11. Столович Л.Н. Жизнь — творчество — человек. Функции художественной деятельности. М., 1985
12. Тростников В.Н. Апофатика – основной метод науки XXI века. М.: Православие, 2000.
13. Энциклопедия «Кругосвет» на сайте http://slovari.yandex.ru
[1] Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2005. С. 45.
[2] Тростников В.Н. Апофатика – основной метод науки XXI века. М.: Православие, 2000. С. 116.
[3]Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 26.
[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998. С. 68.
[5]Оганесян Н.Т. Психология как единство науки искусства. М., 2000. С. 30.
[6] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998. С. 28.
[7] Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. С. 40.
[8] Мэй Р. Новый взгляд на свободу и ответственность. / Пер. с англ. A. Лызлова. // Экзистенциальная традиция. 2005. №2. С.34
[9]Оганесян Н.Т. Психология как единство науки искусства. М., 2000. С. 34.