В конце можно сделать вывод: когда я сравнивала наш символ с глубинной психологией Юнга, мы сопоставили Реагирующую Самость Личной Бессознательности, а Разделенную Самость – Коллективной Бессознательности. За всем этим, Юнг постулирует самость, которая, по его словам, является не более чем психологической концепцией, поскольку мы не можем ничего о ней знать. По мнению Юнга, самость является, как целью Индивидуализации, так и источником существования Эго. Он также утверждает, что самость первична и стоит в стороне от изменений, происходящих с человеком. Все это вполне соответствует идеи о том, что Истинная Самость является оплотом Творческой Энергии, которой, в отличие от животных, был наделен человек.
самость психоанализ личность
2. Формулы самости человека и ее значимость
В свое время американский психолог и социолог Дж. Келли (1895-1967) одним из первых обратил внимание на ментальные процессы (мышление, осознание, суждение и др.), обусловливающие функционирование социального человека. Можно согласиться с ним в том, что суждение Homo о своем поведении основано на системах понятий или моделей, которые он создает (осознанно или неосознанно) и затем приспосабливает к реальной действительности. Такие системы или модели именуются им как «конструкты».
По его мнению, КЧ осуществляет прогноз своего будущего и, тем самым, своего поведения на основе этих моделей. Исходя из этого, американский ученый рассматривал человека как свободное существо, зависящее от своего поведения. Для выбора того или иного вида поведения Homo использует внушительный набор конструктов. По Дж. Келли, люди осознанно действуют лишь в контексте конструктов, которые они усвоили или развили в себе. Американский исследователь считал, что люди находятся в постоянном интеллектуальном поиске, стараясь понять окружающий их мир и самих себя. [11]
Я полагаю, что взгляды известного ученого на роль и место ментальных систем и моделей (конструктов) весьма полезны для осмысления самости человека, обусловливающей его поведение. Здесь укажу на то, что интеллектуальный поиск обусловлен воздействием нравственных или безнравственных архетипов духовной сферы символической личности.
Обратимся теперь к наследию Г. Олпорта (1897-1967), который трактовал социальную личность как динамическую организацию тех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерное для него мышление и поведение. Американский философ и психолог вышел на раскрытие составляющих самости человека. По его мнению, в нее входят семь таких субъективных характеристик, как: ощущение своего тела, самоидентичность, самоуважение, саморазвитие, самооценка и рациональное управление собой. Изучение этих характеристик показывает, что американский ученый, изучая КЧ, характеристики его тела, а также одну из раскрытых нами ранее особенностей РЧ, не учитывал другой его особенности: соединения личного и общественного, земного и космического. Это позволяет утверждать, что самоидентичность, самоуважение и самооценка как однопорядковые единицы вытекают из
· особенностей РЧ и нравственных и безнравственных характеристик символической личности;
· потенциала и особенностей менталитета символической личности;
· осознания тела как интегральной информационной динамичной системы, направленной на
– -определение как своих состояний, так и состояний других людей;
– порождение движений и действий;
· познания особенностей своего структурированного (особым образом организованного) субстрата /соматики и независимых субстанций/;
· понимания системы становления, формирования КЧ своего поведения, прогнозирования его развития, а также принятия и реализации им решений.
Как мы знаем, состав РЧ и символической личности формируют программы, языки и коды, которые образуют ядро личности, ее самость. Особо отмечу, что системное управление собой задано социальному человеку в виде сверхсознания. [12]
Изложенное выводит нас на две концепции самости.
Дж. Мид, раскрывая социальную природу «Я», в основу структуры личности положил формулу:
SELF = I + ME, (1)
где SELF – самость; I означает ярко выраженный автономный характер индивида, символизирует изначальное единство личности и одновременно вычленяет ее «бессознательную часть», которая является источником спонтанного и даже непредсказуемого поведения; ME отображает совокупность оценок поведения человека со стороны других людей, групп и общества в целом.
По мысли американского социолога, субъективное «Я» представляет собой нечто, которое человека сохраняет в себе и для себя, оставаясь (даже в условиях его многосторонней зависимости от социальной реальности) автономной и суверенной единицей, своего рода «вещью в себе» для остальных людей и общества. "ME" Дж. Мида жестко контролирует поступки индивида как внутренний общественный цензор.
Данная формула, представляя собой самость социального человека, не раскрывает его сложность, многогранность, глубокую внутреннюю интеграцию, дифференциацию и специализацию. На мой взгляд, ядро символической личности или самость полнее представляет основанная на идеях метафизической антропологической семиотики формула:
САМОСТЬ = Я [высшие нравственные принципы и архетипы ––>
М (СВС + БС + Р) ––> СС ––> СФП и ПРР] + МЫ (2),
где Я – символическая личность, М – менталитет; СВС – сверхсознание как система взаимодействия с бессознательным и рассудком; БС – бессознательное; Р– рассудок; СС – структурированный субстрат (соматика человека + независимые субстанции), СФП и ПРР – система формирования поведения, принятия и реализации решений; МЫ – семья, этнос, малая родина, большая родина, планета, космос.
Данная формула отображает систему программ, языков и кодов, на основе которых формируется самость социальной личности. Согласно метасемиотике, индивидуальность, если хочет стать поистине самостью или, иными словами, развиться в уникальную, суверенную социальную личность, должна следовать своей заданности, отождествление которой с внешне-историческими условиями (А.Ф. Лосев) приведет к «чуду»: становлению и функционированию творческого социального существа.[13] В связи с этим особую значимость приобретает сверхсознание, которое, направляя развертывание заданности, мягко управляет деятельностью рассудка и бессознательного. Рассудок, представленный механизмами левого полушария и ниже лежащих слоев мозга, и бессознательное, представленное правым полушарием и ниже лежащими слоями мозга, обладая по причине глубокой специализации РЧ различными функциями, образуют соответственно оперативную и консервативную системы, которые прошли длительную эволюцию в филогенезе. Обе эти системы имеют в своем распоряжении избыточное количество априорно заданных программ для взаимодействия с окружающей средой в онтогенезе. Нелишне сказать, что они (системы) обладают своими цензорами, которые имеют только им присущие функции, отвечающие назначению этих систем. Подчеркну, что в задачу сверхсознания входит уменьшение значимости цензора оперативной системы и увеличение роли цензора бессознательного с целью достижения относительного равновесия между сознанием и бессознательным. Если консервативная система следит за поддержанием всего ценного, что есть в генотипе человека, то в задачу оперативной системы входит взаимодействие с окружающей средой, налаживание контактов с различными ее агентами, содействие адаптации социального существа к условиям внешнего мира. Рассмотрим теперь взаимодействие сверхсознания со структурированным субстратом (СС). Мною была установлена полифункциональность последнего, механизмы которого воздействуют не только на физиологические процессы, но и на процессы, протекающие на уровне интеллекта человека. В свете этого в задачу сверхсознания входит тонкое понимание специфики деятельности СС, мягкое управление не только сексуальными инстинктами и другими низшими психическими функциями, но и физиологическими процессами, тесно связанными с процессами творческими, интеллектуальными.
Как мы знаем, СС плотно контактирует с интеллектом с помощью разнообразных программ, языков и кодов и является одним из основных компонентов формирования ФО как механизмов или комплексов, необходимых в деятельности социального существа.
Основное отличие моей формулы от формулы Дж. Мида состоит во взаимодействии Я с МЫ, олицетворяющим самоактуализацию во имя спонтанности или всеединства, что было основным лейтмотивом человеческой эволюции, который был отброшен на обочину культуры в Позднее Новое время. Это привело к абсолютизации индивидуализма. Уместно сказать, что идеология советской системы была основана на гиперболизации коллективного сознания. [14]
В течение последнего десятилетия в России наблюдается распространение индивидуалистского мышления под воздействием «дикого» капитализма. Необходимо возрождение на новом витке развития страны динамичного взаимодействия Я с МЫ, что явится мощным внутренним стимулом к развертыванию активности населения и, тем самым, к ее возрождению. Это обусловлено тем, что данная диада пробуждает у человека его разнообразные свойства и особенности. Среди последних особую значимость приобретают способность к самоизменению, самообновлению, самоактуализации и спонтанность как способность выхода за пределы самого себя, соединения личного и общественного, земного и космического. Они отвечают этнической заданности россиян. Можно утверждать, что эти особенности и связанные с ними метафизические сущности не только следует стимулировать при воспитании, обучении и социализации подрастающего поколения, но и создавать социальные, экономические и общественные условия для их проявления в трудовом периоде возрастного развития.