ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема психической субъектной регуляции является одной из глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Ее исследование открывает большие, во многом специфические, нетрадиционные возможности для понимания и содержательного объяснения общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности (деятельности, поведения, общения), для определения условий успешного психического развития субъекта, для понимания феномена общего уровня субъектного развития человека.
В последние годы исследованию субъектной регуляции уделяют достаточно большое внимание отечественные исследователи (Г.С. Прыгин, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова и др.) [24; 30; 40].
Для эффективного управления процессами целенаправленного психического развития личности требуется знание особенностей механизмов субъектной регуляции, закономерностей проявления ее личностно-типологических особенностей в деятельности человека.
Несмотря на большое количество самостоятельных исследований структуры личности и закономерностей регуляции поведения, все ещё отсутствуют ясные, убедительные и однозначные представления об их влиянии друг на друга. Существует достаточно много подходов в понимании личности, как в зарубежной (Р. Кеттелл, Г. Олпорт, А. Маслоу и др.) [53.], так и в отечественной (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) психологии. Между тем изучение особенностей личностных характеристик в контексте субъектной регуляции может раскрыть новую грань того, чем определяются индивидуальные различия людей.
Каждый человек обладает уникальным набором черт личности. Согласно Кеттеллу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени [53].
Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. Таким образом, и черты личности и особенности субъектной регуляции являются достаточно устойчивыми структурами личности.
Мы можем предположить, что у людей с различным типом субъектной регуляции возможно различное проявление тех или иных черт личности. Наша научная работа является поисковым пилотажным исследованием, т.к. вопрос субъективного шкалирования личностных качеств еще не решался подобным образом.
Цель исследования: выявить особенности субъективной оценки вариативности личностных качеств у лиц с различными типами субъектной регуляции и разными типами мышления.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ проблемы субъектной регуляции, раскрыть особенности появлений личностных качеств у субъектов с различными типами субъектной регуляциииразными типами мышления;
2. Эмпирически исследовать субъективную оценку вариативности личностных качеств субъектов с различными типами субъектной регуляциии разными типами мышления;
3. Провести психологический анализ особенностей субъективного шкалирования личностных качеств субъектов с различными типами субъектной регуляциии разными типами мышления
Объект исследования: студенты с различными типами субъектной регуляции и различными типами мышления от 17 – до 24 лет.
Предмет исследования: особенности субъектной регуляции, личностные качества и типы мышления.
Гипотезы: Существуют различия в субъективной оценке вариативности личностных качеств лицами с различными типами субъектной регуляции и разными типами мышления, в частности:
- диапазон субъективной оценки вариативности качеств личности будет связан с типом субъектной регуляции, и не связан с типом мышления;
- субъективная оценка вариативности личностных качеств не связана с типом мышления, кроме того, у «автономных» лиц, по сравнению с «зависимыми», она смещена к более высоким показателям, по качествам личности, входящих в СККЛ;
- «автономные» субъекты вне зависимости от типа мышления, в сравнении с «зависимыми», будут в большей мере рефлексировать качества, входящие в комплекс эффективной самостоятельности.
Методики исследования: были использованы следующие методики для изучения качеств личности, мы использовали «16-ти факторный личностный опросник», разработанный Р. Кеттеллом, опросник «Автономности – зависимости», разработанный Г.С. Прыгиным, шкала «Я-реальное» личностного опросника Т. Лири.
Методологическую основа: теория о функциональной структуре системы саморегуляции в произвольной активности человека О.А. Конопкина; концепция типологии субъектной регуляции произвольной деятельности человека Г.С. Прыгина; закономерности и механизмы регулирования типов и видов активности (П.К. Анохин, Н.А. Бёрнштейн) основные положения о чертах личности Р. Кеттелла.
Статистическая обработка данных была проведена с помощью программы Excel. Математическую обработку данных осуществили с помощью t – критерия Стьюдента.
Научная новизна исследования: представленное в работе научно-методическое понятие эффективной субъектной регуляции является дополнением теоретической основы функциональной модели структуры саморегуляции (включает в себя личностные качества, систему субъектной регуляции).
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы практическими психологами, менеджерами по персоналу для решения своих профессиональных задач. Все это подтверждает актуальность изучения личностно-типологических особенностей субъектной регуляции деятельности.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на 59 страницах машинописного текста, содержит 12 таблиц, 14 приложений, список литературы состоит из 53 наименований.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ВХОДЯЩИХ В ЕЁ СТРУКТУРУ
1.1. Типология субъектной регуляции личности
Интерес к проблеме психической субъектной регуляции возрос за последние годы, о чем свидетельствует тот факт, что к феномену и понятию субъектной регуляции обращаются в своих исследованиях представители самых разных психологических дисциплин. Особую роль в становлении современных представлений о субъектной регуляции сыграл системный подход, в рамках которого подчеркивается необходимость ее изучения как процесса, имеющего многоуровневую детерминацию.
Индивидуальная система субъектной регуляции, с одной стороны, интегрирует личностные переменные различного уровня, связывая инструментальное и содержательное, осознанное и малоосознаваемое в личностной сфере. С другой стороны, индивидуальная субъектная регуляция опосредствует влияние на деятельность личностных переменных, которые выполняют разные функциональные роли в целостном процессе регуляции произвольной активности человека [31].
Осознанная субъективная регуляция произвольной активности человека – это целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью. Системы психической субъективной регуляции имеют универсальную структуру для разных видов активности человека [43].
Развитие научных представлений о субъективной регуляции в отечественной психологии шло таким образом: первоначально принцип единства сознания и деятельности толковался в том смысле, что человек как субъект реализуется в форме «действия», т.е. различных видов активности (практическая деятельность, общение, познание, поведение и т.д.), которые регулируются «сознанием». Представления о форме такой регуляции складывались в 60 – 70-е годы, с одной стороны, под влиянием кибернетических и физиологических моделей управления в контексте информационного подхода, популярного в период становления инженерной психологии. А с другой – в контексте деятельностного подхода с его увлечением структурным анализом деятельности (психологическая структура деятельности, системный анализ деятельности, единицы анализа деятельности и т.д.). Такое выделение двух сторон единого процесса психической активности человека в форме двух специфических способов его существования послужило методологической предпосылкой и предопределило развитие психологических представлений о возможности относительно независимого выделения процессов активности и ее регуляции на каждом из уровней организации психики [34].
В русле структурного подхода к изучению деятельности были созданы структурно-функциональные модели регуляции и деятельности. На их основе рассматривались общие закономерности регуляции деятельности, сначала применительно к сенсомоторному реагированию, затем на моделях и в условиях операторской, а также некоторых других видов профессиональной деятельности. Наиболее полно исследования такого рода проводились в 80-х годах в научной школе О.А. Конопкина, который создал структурно-функциональную модель осознанного саморегулирования деятельности человека [29].
Им и его учениками по результатам изучения саморегуляции широкого круга профессиональной и учебной деятельности в 90-х годах была развита концепция осознанного саморегулирования произвольной активности человека, в которой обобщены данные исследований саморегуляции осознаваемой активности субъекта в достижении поставленных целей в разных видах деятельности. Ядром этой концепции является представление о целостной системе осознанной саморегуляции произвольной активности, позволяющей реализоваться субъектной целостности; понимание того, что при содержательном анализе субъектных характеристик внимание уделяется той или иной осознаваемой целенаправленной активности, которая имеет определенный личностный смысл и относительно которой человек выступает как ее инициатор и творец [18].