Рис.1
В результате проведения данного опросника было выявлено, что у современных старшеклассников преобладает высокий и очень высокий уровень креативности.
Таблица 2. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена "Истории с завершением"
№ п/п | Имя | Возраст | Баллы | Оценка по тесту |
1 | Алёна Б. | 15 | 6 | понижена |
2 | Евгения К. | 16 | 8 | понижена |
3 | Светлана Б. | 16 | 9 | понижена |
4 | Максим Б. | 16 | 7 | понижена |
5 | Артём М. | 16 | 12 | средневыборочная норма |
6 | Ирина М. | 16 | 4 | чрезвычайно низкая |
7 | Ирина А. | 15 | 13 | повышена |
8 | Александра Д. | 15 | 14 | высокая |
9 | Елена З. | 15 | 13 | повышена |
10 | Юлия К. | 15 | 14 | высокая |
Рис.2
В ходе проведения данной методики было выявленно, что показатели социального интеллекта значительно сниженны и только небольшой процент старшеклассников имеет показатели выше норма или в ее пределах.
Таблица 3. Творческий тест Торренса (вербальный)
№ п/п | Имя | Возраст | Баллы |
1 | Алёна Б. | 15 | 102,8 |
2 | Евгения К. | 16 | 112,3 |
3 | Светлана Б. | 16 | 123,5 |
4 | Максим Б. | 16 | 132,5 |
5 | Артём М. | 16 | 126,3 |
6 | Ирина М. | 16 | 94,2 |
7 | Ирина А. | 15 | 93,4 |
8 | Александра Д. | 15 | 138,6 |
9 | Елена З. | 15 | 93,7 |
10 | Юлия К. | 15 | 173,1 |
Рис.3
Проведя тест, было выявлено, что основной процент детей имеют весьма высокие показатели творческой одаренности. Способны креативно мыслить и решать поставленные задачи в короткие сроки и нестандартными способами.
Но все-таки есть учащиеся, имеющие средний показатель уровня креативности, которым следует развивать умение творчески мыслить, импровизировать, проявлять инициативу и стремление к достижению наилучших результатов. Отсюда следует, чтобы воспитать гармоничную личность необходимо развивать творческие способности и умение нестандартно подходить к решению любой проблемы.
Данная программа рассчитана на пять дней. Основными целями являются развитие креативности, сосредоточенности, мышления и воображения.
Цель программы: развитие у старших школьников творческих способностей
Задачи программы:
1. Разработать комплекс игр и упражнений направленный на развитие креативности старших школьников.
Формы и методы проведения:
Название занятия (номер занятия) | Цель занятия | Игры, упражнения, этюды входящие в занятия | Время отведенное на каждое занятие |
"Знакомство" | развитие творческого мышления и умения сосредоточиться, а так же креативности | Упражнение "Сочинитель"; Упражнение "Творческое озарение"; Упражнение "Рифмуем имена" | 30 минут |
"Выявление креативности" | развитие креативности. мышления | Упражнение "Творческое озарение"; Упражнение "Завяжи шнурок"; Упражнение "Прочти текст" | 30 минут |
"Немного поговорим" | развитие креативности, мышления, развитие воображения и творческих способностей. | Упражнение "Рассказ"; Упражнение "Придумай"; Упражнение "Заголовки" | 30 минут |
"Капелька творчества" | развитие креативности | Игра "К счастью. К сожалению. "; Упражнение "Превращения"; Упражнение "Заглавная буква" | 30 минут |
"Заключение" | Стимулировать появление творческих идей, проба оригинальности мышления | Упражнение "Поставь точку"; Упражнение-активатор "Апельсин"; Игра "Поиск общих свойств" | 30 минут |
Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.
Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество, а предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.
Необходимость учитывать в воспитании поколений креативности очевидна, ведь универсальный потенциал креативности может быть реализован как на путях созидания, так и на путях разрушения. Среди современных технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие, и разрабатывались, казалось, лишь для его блага.
Пути и судьбы творческого потенциала определяются, прежде всего, тем, как личность обращается со своим творческим потенциалом. Особенности личности могут стать непреодолимой преградой для реализации даже самого грандиозного творческого потенциала, но сильная и внутренне богатая личность может и в какой-то мере компенсировать недостаток одаренности. Так, в американских исследованиях креативности встречается такая характеристика знаменитого писателя первой половины ХХ века Томаса Вулфа "гений без таланта".
Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но при определённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И в целом трудно не согласиться с Богоявленской, которая писала: "когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях". Поэтому не стоит разделять эти три понятия (личность, креативность, творчество), а необходимо найти их взаимодействие, гармонию, как в воспитании наследуемых поколений, так и в воспитании самих себя.
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - № 1. - 2003.
2. Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М.: Прогресс, 2005.
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2002.
4. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии, 2003.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2003.
6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. - М.: Мир, 2005
7. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М.: Искусство, 2003.
8. Григоренко Е.А., Кочубей Б.И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез близнецами // Новые исследования в психологии. - 2002.
9. Грузенберг СО. Психология творчества. - Минск, 2005.
10. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросре¬ды на креативность 2005
11. Психологический журнал. - 2004. - № 4.
12. Л.Д. Столяренко "Основы психологии" издание третье, переработанное и дополненное. "Феникс" Ростов-на-Дону, 2000 г.
13. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - СПб., 2004
14. Лук А.Н. Проблемы научного творчества / Сер. Науковедение за рубежом. - М., ИПИОН АН СССР, 2004.
15. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом.Р.Ж. Сер. Науковедение. - 2004
16. Парандовский Я. Алхимия слова. - М.: Правда, 2003.
17. Перна И.Я. Ритмы жизни и творчества. - Л., 2001.
18. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 2005.
19. Психологическая диагностика. Учебник для вузов.3-е издание переработанное и дополненное. Под редакцией М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. Издательство: "Питер", 2003 г.
20. "Практическая психодиагностика. Методики и тесты" Учебное пособие. Редактор-составитель - Д.Я. Райгородский. Издательский дом "БАХРАХ-М" Самара 2001 г.
21. Развитие и диагностика способностей // Под ред.В.Н. Дружинина и В.В. Шадрикова. - М.: Наука, 2005.
22. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологи¬ческие проблемы самореализации личности. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2004.
23. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Москва; Томск, 2004.
24. Хоровитц Ф.Д., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследо¬ваний // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Серия Науковедение, 2005.
25. Эллиот П.К. Префронтальная область коры больших полушарий головного мозга как организатор воле¬вых действий и ее роль в высвобождении творческого потенциала человека // Общественные науки за рубежом.Р.Ж. Сер. Науковедение. - 2004
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
26. http://www.twirpx.com/files/
27. http://nkozlov.ru/tests_fan/d2725/
28. http://goleva. ucoz.ru/publ/8-1-0-59
Приложение №1
Опросник креативности Джонсона.
Возможные оценочные баллы:
1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно.
Текст опросника
Контрольный список характеристик креативности
Творческая личность способна:
1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).