Оценивание
Проводится по трем показателям:
1) Беглость - число адекватных задаче рисунков.
Один рисунок - 1 балл.
Б = n
n - число рисунков (изменяется от 0 до 20).
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал - круг.
2) Гибкость - число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.
Одна категория - 3 балла.
Г = 3m.
m - число категорий.
Категории ответов
1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).
2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
5. Игрушки, игры (любые).
6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
7. Лицо (любое человеческое лицо).
8. Люди (человек).
9. Машины. Механизмы.
10. Посуда.
11. Предметы домашнего обихода.
12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
13. Растения (любые - деревья, травы, цветы).
14. Спортивные снаряды.
15. Съедобные продукты (еда).
16. Узоры, орнаменты.
17. Украшения (бусы, серьги, браслет).
Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.
3) Оригинальность
Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30-40 человек).
Один оригинальный рисунок - 5 баллов.
Ор = 5 k.
Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных рисунков.
T 6 = n + 3 m + 5 k.
Т 6 - суммарный показатель шестого субтеста.
При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.
У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5-7 лет.
Субтест 7. Спрятанная форма
Задача
Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.
Инструкция для испытуемого
Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? Время выполнения субтеста - 3 минуты.
Тестовые стимульные: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:
1) Беглость - суммарное число ответов (n).
Один ответ - 1 балл.
Б = n.
2) Оригинальность - число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30-40 человек.
Один оригинальный ответ - 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор - оригинальность, k - число оригинальных, редких ответов.
T 7 = n + 5 k.
Т 7 - суммарный показатель седьмого субтеста.
Приложение 4 (коррекционная программа)
Упражнение "Творческое озарение"
Цель: развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.
На протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.
Упражнение "Сочинитель"
Цель: развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.
Ход проведения: Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.
Упражнение "Рифмуем имена"
Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: "Меня зовут…"
- Меня зовут Никита, меня любят москиты!
- Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
- Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
- Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
- Меня зовут Рита, в огороде все полито!
Упражнение "Творческое озарение"
Цель: развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.
На протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.
Упражнение "Завяжи шнурок"
Цель: развитие креативности.
За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.
Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку. и т.д.
Время проведения и обсуждения результатов - 10 минут.
Упражнение "Прочти текст"
Предлагается читать связный текст с пропусками букв. Вначале в тексте пропадает по одной букве, потом по две, далее по три.
Чем сообразительнее человек, тем дольше он сможет читать этот текст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.
Упражнение "Рассказ"
Цель: развитие креативности, мышления.
Участникам предлагается составить рассказ из названий кино или видеофильмов.
Упражнение "Придумай"
Возраст: младший школьный, подростковый.
Ребятам предлагают придумать новое применение предметам:
- пустой консервной банке,
- дырявому носку,
- лопнувшему воздушному шарику,
- перегоревшей лампочке,
- пустому стержню от ручки.
Упражнение "Заголовки"
Возраст: младший школьный, подростковый.
Ребятам предлагается составить рассказ из вырезанных газетных заголовков на время.
Игра "К счастью. К сожалению. "
Цель: развитие воображения и творческих способностей.
Время проведения: 30 минут.
Материалы: маленький мячик.
Игрокам предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумывает свое предложение, которое обязательно должно начинаться словами "К счастью" или "К сожалению" (попеременно).
Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение, он передает мяч другому участнику, и история продолжается.
Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принять решение закончить ее, если сочтет это нужным.
Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее или дать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. Если Вы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться, есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачивать историю.
- Группа затерялась на необитаемом острове.
- Одиссей попадает на Красную площадь.
- Вася и Маша открывают магазин игрушек.
- Мальчик влюбился в девочку.
- Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.
Упражнение "Превращения"
Цель: развитие креативности.
Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора - просто придумайте его!
1. Представьте себе, что вы - это лист бумаги, вот-вот готовый отправиться в копировальный аппарат. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.
2. Представьте, что вы - бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.
3. Представьте, что вы - сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране.
4. Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.
Упражнение "Заглавная буква"
Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.
Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!
Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.
Время проведения: 10-15 минут.
Упражнение "Поставь точку"
Цель: проба на оригинальность мышления.
Задание: Вот вам лист бумаги с нарисованном на нем кругом. Поставьте точку, где хотите! (и никаких дополнительных комментариев).
Оценка: По степени возрастания оригинальности мышления точка располагается так: в центре круга, на этой же стороне листа, но в центре круга, на другой стороне листа, на срезе листа (на его грани).
Упражнение-активатор "Апельсин"
Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину.
Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.
Игра "Поиск общих свойств"
Ребятам предлагаются два слова, мало связанные между собой.
Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т.д.
За 10 минут ребята должны написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.
Ответы могут быть стандартными: в примере "блюдо и лодка" могут быть названы такие общие свойства, как "сделаны человеком", "имеют глубину", но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.
При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. - второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.