3. Как иерархическая структура, которая включает конгломерат частных самооценок, интегрированных по сферам личностных проявлений, составляющих в комплексе обобщенное «Я», находящееся наверху иерархии.
Одна из наиболее распространенных моделей такого рода принадлежит Р. Щавельзону, которым на основе анализа «номологической сети» переменных самооценки был выделен ряд сфер, наиболее важных для понимания обобщенного «Я». В соответствии со структурой этой модели общая самооценка, находящаяся на вершине иерархии, разделяется на академическую и неакадемическую (связанную или несвязанную с успехами в учебе). Неакадемическая, в свою очередь, подразделяется на социальные, физические, эмоциональные аспекты. Следовательно, Я-концепция и обобщенная самооценка – это просто одно и то же [78].
Несмотря на то, что подобные точки зрения кажутся вполне очевидными и, к тому же являются весьма распространенными, прямых доказательств их обоснованности до сих нор не получено [72; 74].
В отечественной психологии под глобальной самооценкой преимущественно понимается особое аффективное образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения [112] или общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения [83]. Необходимо отметить, что в отечественной психологии понятие целостной общей самооценки развития не получило: большее число исследований посвящено частным самооценкам, которые являются факторами саморегуляции личности, и не позволяют судить о самой сути отношения человека к себе.
В процессе формирования глобальной самооценки психологи обнаруживают такие механизмы, как проекция осознаваемых качеств на внутренний эталон [80; 88]; суждение индивида о самом себе, относящееся к степени, в которой он или какие-либо аспекты его «Я» соответствуют желаемым свойствам; сравнение реального «Я» с идеальным «Я» [23; 81; 84; 114]; отражение субъектом информации о себе с точки зрения определенной системы ценностей [18]; личностное суждение о собственной ценности, отражающее субъективную значимость «Я» [10; 13]; оценка своих характеристик как способствующих или препятствующих самореализации [75; 98; 100]; оценка личностью реализации своего « Я» [94]; своей успешности [52].
Анализ психологических механизмов формирования глобальной самооценки позволяет, вслед за И.С. Коном [47], утверждать, что в ее основании обнаруживаются такие процессы как усвоение субъектом внешних оценок (это может быть и непосредственное отражение чужих оценок, и равнение на генерализированного другого), социальное сравнение по признакам «лучше – хуже» или «похожий – непохожий» и самоатрибуция, когда индивид заключает о себе и о своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях.
В психологии самосознания имеют место расхождения относительно содержания глобальной самооценки. Она рассматривается как переживание, устойчивое чувство, пронизывающее «образ Я» [101]; как устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое содержит ряд различающихся как по эмоциональному тону переживания «Я» и по семантическому содержанию специфических модальностей [22; 74]; как система переживаний, включенных в процесс самосознания, отражающая внутренние ценности личности, принятые ею в отношении самой себя [112], как «накапливающийся аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатом реализации намеченных целей [29; 30], как чувство самодовольства-недовольства собой [25], как чувство собственного достоинства [81], как «аффективно-моторный эквивалент», сливающийся с общим витальным фоном организма [72], как эмоционально окрашенное состояние личности [52], «ощущение» собственной ценности, осознание того, за что мы ответственны, что мы должны делать, а что нет, если не хотим уронить или лишиться своего человеческого достоинства [119].
Несмотря на существенные различия в понимании содержания глобальной самооценки, она отражает такую сторону отношения человека к себе как его чувство «за» или «против» себя. Это чувство характеризуется относительной устойчивостью, амодальностью, недифференцируемостью и мало зависит от актуального самовосприятия. При этом чувство «за» или «против» себя традиционно рассматривается как устойчивая личностная черта (свойство), которая складывается постепенно и приобретает привычный характер.
Так, человек с высоким самоуважением верит в себя, считает, что может преодолеть свои недостатки. Развитое позитивное чувство в адрес «Я» как устойчивая личностная черта является центральным звеном внутреннего психического мира человека, оно лежит в основе единства и целостности его личности, согласовывает и упорядочивает внутренние ценности, завершает структуру характера [112]. Самоотношение как свойство личности теснейшим образом связано с целями ее жизни и деятельности, с ее ценностными ориентациями, выступает важнейшим фактором образования и стабилизации ее единства [4; 71]. Выступая устойчивой личностной чертой, самоотношение тесно связано с другими свойствами личности, особенно волей. Оно влияет на формирование содержания, структуры и формы проявления целой системы психологических особенностей личности [112].
Человек с низким самоуважением – это человек с устойчивым чувством неполноценности, ущербности [44], ранимостью, чувствительностью к внешним воздействиям, оторванностью от реального взаимодействия с другими людьми. В сфере деятельности такое отношение к себе может проявляться в непоследовательности и нерешительности. Личность с пониженным самоуважением отличается неустойчивым внутренним миром, не обладает твердой и последовательной линией поведения в общении, во взаимоотношениях с другими людьми [112].
В психологической литературе можно встретить такие специфические обозначения чувства человека в адрес самого себя как гордость или стыд [71; 119], высокомерие, тщеславие, самопочитание, заносчивость, чувство собственного достоинства, и противоположные им – скромность, смирение, сострадание, застенчивость, уничижение, сознание собственного позора [25], чувство неполноценности, недовольство собой [116]. Близким глобальной самооценке по своей содержательной нагрузке является разработанная в рамках аналитической психологии категория «чувство уверенности в себе» [119].
Термин «самоотношение» впервые в научный обиход ввел Н.И. Сарджвеладзе,рассматривая его как подкласс социальной установки.Самоотношение – это отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя. По мнению исследователя, отношение к себе наряду с социальным статусом и установкой личности к внешнему миру, составляет содержание системы «личность – социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности. Диспозиция по Н.И. Сарджвеладзе – это «предрасположение к определенному взаимодействию личности с социумом и самим собой, ... как некоторая готовность или фиксированная установка субъекта жизнедеятельности» [87, с. 192].
В рамках теории «отношений» А.Ф. Лазурского – В.Н. Мясищева была разработана категория «самоотношение», где данное понятие описывается как совокупность динамических и содержательных компонентов личности, степень осознанности и качество эмоционально-ценностного принятия себя как ответственного и инициативного человека в социуме [49; 68].
Самоотношение личности – это сложное когнитивно-аффективное образование, адекватность которого можно определить степенью согласованности его составляющих и качеством их взаимосвязей [49; 53]. Структура самоотношения описывается как состоящая из двух компонентов:
1) рациональное отношение к себе как субъекту, включенному в социальные связи («образ-Я» или категориальное «Я»)
2) эмоционально-ценностное отношение к себе – переживание и оценка собственной значимости как субъекта социальной активности, которые образуют рефлексивное «Я» [49]. Эти компоненты взаимодействуют с потребностно-мотивационной сферой личности, в результате чего самоотношение включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулируя развитие рефлексивности. Необходимо отметить, что в отношении именно регуляционного аспекта самоотношения психологи проявляют самый большой исследовательский интерес. Еще У. Джемс писал, что «самочувствие проявляется через «инстинктивные побуждения», которые направлены на заботу человека о себе, на его стремление к социальному и духовному самосохранению» [25, с. 14].
То, как человек относится к себе, оказывает непосредственное влияние на его социальную активность, обусловливает адекватную адаптацию. Самоотношение является мотивом саморегуляции поведения, включаясь во все этапы осуществления деятельности от возникновения мотивов до оценки результата этого поведения, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов [112].
В психологии представлено огромное количество исследований, выявляющих взаимосвязь между отношением человека к себе как к субъекту жизненных отношений и поведением [3; 6; 7; 9; 40; 50; 56; 58; 108]. В них отмечается, что высокое самоуважение личности является условием продуктивности в деятельности, максимальной активности, реализации потенциала [57], влияет на свободу самовыражения, спонтанности в общении [84]. Позитивное самоотношение позволяет человеку верить в свои возможности, проявлять энергичность, самостоятельность, оптимизм в ситуациях неопределенности [38]. Люди, относящиеся к себе позитивно, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами, так как не поглощены своими внутренними проблемами. Одним из мотивов, побуждающих человека соблюдать моральные нормы, является его стремление сохранить положительное самоотношение [120].