Итак, первый и наиболее важный принцип рационально-эмотивной теории состоит в том, что мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние человека. Проще говоря, как мы думаем, так и чувствуем. Не события и другие люди заставляют нас "чувствовать хорошо" или "чувствовать плохо", а наши собственные мыслительные процессы определяют самочувствие. Поэтому, хотя внешние события в прошлом или настоящем оказывают влияние на нас, но они не являются причиной наших эмоций. Наши внутренние качества, наше восприятие и оценка внешних событий и обстоятельств являются более прямым и мощным источником наших эмоциональных реакций.
Второй главный принцип рационально-эмотивной теории гласит, что в основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы, абсолютизация.[14] Для описания этих когнитивных ошибок Эллис использует термин "иррациональные суждения", который ниже мы рассмотрим более подробно.
1.2 Формула А-В-С в рационально-эмотивной терапии
РЭТ считает, что практически всё, что делает человек, он делает потому, что хочет жить и получать удовлетворение от жизни. Целью человека обычно является получение удовлетворения от общения с самим собой и другими людьми, получение удовлетворения в работе и финансах, а также в других видах деятельности. Когда на пути к осуществлению этих целей возникает препятствие, у человека появляется выбор между адекватной и неадекватной эмоциональной реакцией и между полезным и вредным для себя поведением.
Для иллюстрации этого процесса Эллис создал модель A-B-C. В этой модели А – activatingevent, возбуждающее событие, В – beliefsystem, система убеждений, C – emotionalconsequence, эмоциональное последствие.
Когда за важным возбуждающим событием «А» следует сильное эмоциональное последствие «С», может показаться, что именно А вызывает С, но на самом деле эмоциональное последствие возникает под влиянием В – системы убеждений человека.[15]
Рассмотрим подробнее каждый из трёх компонентов АВС-модели.
Пытаясь достичь своих целей, люди взаимодействуют с рядом активирующих событий «А», которые могут способствовать достижению этих целей или блокировать его. Чаще всего это события, происходящие в настоящем времени, или собственные мысли и чувства людей, возникающие в настоящий момент, но иногда активирующие события могут заключаться в воспоминаниях или мыслях о прошлом опыте. Эллис считает, что людям свойственно выискивать и реагировать на подобные «А» в силу биологической и генетической предрасположенности, конституциональной истории, предшествующего межличностного и социального опыта и обусловленных врожденной предрасположенностью и приобретенных привычек.
Эллис также подчёркивает, что «А» фактически никогда не находятся в чистом состоянии, они почти всегда взаимодействуют с «В» и «С» или частично включают их в себя.[16]
Согласно теории РЭТ, у людей имеется множество взглядов, мыслей или идей «В» по поводу активирующих событий «А», и эти «В» оказывают сильное влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие следствия «С». Как было уже сказано выше, часто кажется, что «А» напрямую вызывают «С» или играют в них важную роль. Эллис показывает, что это представление редко является верным, т.к. по его словам, обычно «В» служат главным медиатором между «А» и «С» и потому более непосредственным образом вызывают или определяют «С».
«В» может принимать различные формы, потому что существует множество видов когниций. В РЭТ внимание уделяется главным образом рациональным взглядам, которые, по мнению Эллиса, ведут к продуктивному поведению, и иррациональным взглядам, которые ведут, согласно его теории, к саморазрушительному и асоциальному поведению.
Основные виды «В», выделяемые в РЭТ: безоценочное наблюдение, безоценочное заключение, позитивные оценки-предпочтения, позитивные оценки-долженствования, негативные оценки-предпочтения, негативные оценки-долженствования.
«С» всегда порождается взаимодействием «А» и «В». Хотя «С» и не вызывается напрямую возбуждающим событием «А», оно всегда находится под значительным влиянием «А», потому что люди всегда в той или иной степени реагируют на стимулы окружающей среды.
Когда «С» представляет собой эмоциональное расстройство, «В» обычно является главной или самой непосредственной причиной «С». Однако в случаях, когда «А» очень сильно, его воздействие на «С» может быть весьма существенным. Примером таких сильных возбуждающих событий «А», вызывающих значительные эмоциональные нарушения, могут быть стихийные бедствия, такие как наводнение, землетрясение и т.п.
«С» обычно включают в себя чувства и поведение, но может включать мысли. Эллис приводит такой пример: если «А» - какое-то неприятное событие и «В» - рациональная или иррациональная идея, то «С», скорее всего, будет в первом случае представлять собой здоровое чувство фрустрации или разочарования, во втором – нездоровое чувство сильной тревоги, неадекватности, депрессии.[17]
Таким образом, в основе патологических эмоциональных реакций чаще всего лежат иррациональные убеждения.
В своём первом докладе по РЭТ, сделанном на конференции Американской психологической ассоциации, Эллис перечислил 12 выделенных им иррациональных убеждений. Продолжая разрабатывать РЭТ, он пришёл к выводу, что все иррациональные убеждения можно свести к трём основным. Все остальные являются как бы их подпунктами. Эллис сформулировал эти три убеждения следующим образом:
"Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых других, а если я не делаю того, что должен и обязан, значит, со мной что-то не в порядке. Это ужасно, и я ничтожество". Это иррациональное убеждение ведет к тому, что человек впадает в депрессию, испытывает тревогу и отчаяние, сомневается в самом себе. Это требование Эго. "Я должен добиваться успеха, иначе я – ничтожество".
Второе иррациональное убеждение таково: "Вы – люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и сотрудники – должны, обязаны относиться ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого не делаете!" Отсюда озлобленность, ярость, убийства, геноцид.
И, наконец, третье иррациональное убеждение: "Условия, в которых я живу – окружающая среда, общественные отношения, политическая обстановка, – должны быть устроены так, чтобы я с легкостью, не прилагая больших усилий, получал все, что мне необходимо. Разве не кошмар, что эти условия трудны и причиняют мне огорчения? Я не могу переносить этого! Я никак не могу быть счастливым; я или навсегда останусь несчастным, или убью себя!" Отсюда низкая устойчивость к фрустрации.[18]
Эллис убеждён, что эти ложные идеи, принимаемые и подкрепленные постоянным самовнушением, могут привести к эмоциональным нарушениям или неврозу, поскольку их невозможно осуществить.[19]
Эти основные иррациональные убеждения, в действительности являющиеся разнообразными комбинациями двенадцати идей и сведенные к трем, отражают еще один ключевой момент РЭТ: использование выражений типа «следовало бы», «надо» и «должен» в нашем мышлении. Согласно Эллису, именно такое категоричное мышление заводит людей в беду. Категоричные утверждения такого типа отражают иррациональность и могут вызывать или усугубить эмоциональное нарушение. Все эти «долженствования» являются отличительными особенностями иррациональных или алогичных убеждений в системе РЭТ.[20]
2. Терапевтический процесс в рационально-эмотивной терапии
2.1 Цель, задачи и этапы терапевтического процесса
Рационально-эмотивная терапия, согласно Эллису, представляет собой «лечение неразумности здравым смыслом».[21] Несмотря на существование других способов контролирования эмоций — за счет электрических и химических процессов, использования сенсомоторных техник или каких-либо действий, продиктованных любовью и уважением к другому человеку,— психотерапия делает все это за счет использования церебральных процессов. Люди, как существа мыслящие, способны избегать большинства эмоциональных нарушения или несчастий, научившись мыслить разумно.[22]
Основная цель РЭТ – помочь людям осознать, что они могут жить более рационально и продуктивно. По мнению Глэддинга, люди часто вызывают у себя расстройство, заменяя желания и стремления долженствованием, внутренними императивами.[23] Эллис указывает, что, когда человек использует слова типа «должен», «обязан», «вынужден», он превращает желания в требования и начинает думать иррационально. Многие считают, что желания должны осуществляться и что если желания остаются невыполненными, результат будет катастрофическим. РЭТ помогает клиентам прекратить формирование таких требований и превращение неудачи в «катастрофу». В РЭТ клиенты могут выражать некоторые отрицательные чувства, но главная цель состоит в том, чтобы помочь им избежать чрезмерной эмоциональной реакции на событие.
Одной из задач терапии является помощь клиентам в устранении или ослаблении иррациональных последствий, или эмоциональных нарушений. Второй задачей является уменьшение тревоги (самообвинения), враждебности и гнева (обвинения других или обстоятельств). Третья задача — снабдить клиентов методом разумного анализа их собственных нарушений, с помощью которого они смогут поддерживать состояние минимальной тревожности и враждебности.[24]