Дебатирование представляет собой множество вопросов, которые терапевт задает клиенту, чтобы помочь ему отказаться от своей иррациональной идеи. Терапевт требует от своих клиентов использовать разум, логику и факты при защите своих убеждений. Целью этого опроса является объяснение клиентам, почему их иррациональные убеждения не выдерживают критики. Нельсон-Джоунс перечисляет некоторые вопросы для обсуждения, которые терапевты должны задать клиентам, а клиенты — самим себе:
«Какое иррациональное убеждение я хочу обсудить и от какого иррационального убеждения я хочу отказаться?»
«Могу ли я рационально защищать это убеждение?»
«Какие существуют доказательства истинности этого убеждения?»
«Какие существуют доказательства ошибочности этого убеждения?»
«Почему это ужасно?»
«Почему я не могу этого вынести?»
«Каким образом это делает меня отвратительным (слабым) человеком?»
«Почему я должен всегда все делать плохо в будущем?»
«Каким эффективным новым убеждением (философией) я могу заменить мое иррациональное убеждение?»[33]
По мнению Нельсон-Джоунса, желательный когнитивный результат обсуждения определенных иррациональных убеждений и их производных — это составление оптимального набора предпочтительных убеждений или эффективных новых философий, связанных с каждым убеждением. Желательные эмоциональные и поведенческие результаты должны быть получены на базе эффективных новых философий, и эти результаты должны взаимодействовать с данными философиями.[34]
Дискриминация обозначает помощь терапевта клиенту в определении четких различий между неабсолютными ценностями и абсолютистскими. Формальная версия дискутирования, которая включает несколько главных компонентов, известна как ДИВ (Дискутирование Иррациональных Взглядов). ДИВ – это один из примеров когнитивной домашней работы, которая часто дается клиентам между сеансами после того, как их научили его проводить.
Клиенты могут пользоваться аудиокассетами, чтобы облегчить процесс дискутирования. Они могут прослушивать аудиозаписи терапевтических сеансов, и записывать собственные дискуссии по поводу своих иррациональных идей.
Существует три когнитивных метода, которые терапевты часто предлагают клиентам для закрепления новой рациональной философии:
– библиотерапия, когда клиентам рекомендуются материалы для чтения и книги по самопомощи;
– прослушивание аудиокассет с записью РЭТ – лекций на различные темы;
– проведение РЭТ с другими, когда клиент использует РЭТ, чтобы помочь своим друзьям и родным решить их проблемы.
Также применяется множество семантических методов. Иногда используются техники определения, цель которых – помочь клиенту использовать язык менее саморазрушительным образом. Например, вместо слов «Я не могу…» Эллис предлагает использовать выражение «Я еще не научился».[35] Достаточно часто используют техники «за» и «против». Здесь клиентов побуждают перечислить как негативное, так и позитивное, относящееся к конкретному понятию, например, «курение».
РЭТ-терапевты используют множество имажинативных техник. Часто прибегают к рационально-эмоциональному воображению и к методу временной проекции.
Эмоциональные техники.
РЭТ-терапевты предлагают своим клиентам эмоциональную установку на безусловное принятие, множество юмористических методов, рассказов, басен, стихов, афоризмов, девизов и острот.
РЭТ-терапевты полагают, что клиенты сами способны помочь себе перейти от интеллектуального инсайта к эмоциональному методу энергичного оспаривания своих иррациональных взглядов. Сила и энергия играют большую роль в широко распространённых РЭТ-упражнениях атаки стыда. Эллис так описывает эти упражнения: клиенты преднамеренно стремятся вести себя «неприлично» на публике, для того чтобы научиться принимать себя и переносить последующий дискомфорт. Поскольку клиенты не причиняют вреда ни себе, ни другим людям, небольшое нарушение социальных правил часто служит подходящим упражнением на преодоление стыда.[36]
Упражнение на принятие риска относиться к той же категории. Клиенты умышленно идут на просчитанный риск в тех областях, где они хотят что-либо изменить. Вместе с такими упражнениями часто используется повторение рациональных самоутверждений с чувством и силой.
Поведенческие техники.
РЭТ приветствует использование поведенческих техник (особенно домашнего задания) с самого своего зарождения в 1955 году, поскольку она признает, что когнитивные изменения зачастую облегчаются изменениями поведенческими.
Поведенческие методы, применяемые в РЭТ, включают в себя упражнение «оставайся там», которое предоставляет клиенту возможность вынести хронический дискомфорт, оставаясь в неприятной ситуации в течение длительного времени; упражнения, в которых клиента побуждают к тому, чтобы он заставлял себя приступать к делам сразу, не откладывая их на потом, в тоже время претерпевая дискомфорт от борьбы с привычкой откладывать все на завтра; использование наград и наказаний, чтобы побудить клиента взяться за неприятное задание, преследуя отсроченные цели; время от времени в РЭТ прибегают к терапии, принятой Келли, когда клиентов побуждают вести себя так, «как будто» они уже мыслят рационально, чтобы они могли на опыте понять, что изменения возможны.
Мы перечислили основные техники, применяемые в РЭТ. Кроме этого существуют техники, которых в РЭТ избегают. Приведём ниже названные А. Эллисом и У. Драйденом примеры таких техник. К ним относятся:
– техники, которые делают клиентов более зависимыми (излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание и анализ невроза замещения);
– техники, которые делают клиентов более легковерными и внушаемыми (восприятие мира через розовые очки);
– техники многоречивые и малоэффективные (психоаналитические методы свободные ассоциации);
– методы, которые в короткие сроки помогают клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантируют стабильного улучшения (эмпирические техники, техники гештальт – терапии);
– техники, которые отвлекают клиентов от работы над своим дисфункциональным мировоззрением (релаксация, йога и др.);
– методы, которые могут случайно подкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (постепенная десенсибилизация);
– техники, в которых присутствует античная философия (лечение внушением и мистицизм);
– техники, которые пытаются изменить активирующее событие «А» прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можно изменить свои иррациональные взгляды «В» (техники семейной терапии);
– техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (нейролингвистическое программирование, недирективная терапия, ребефинг).[37]
3. Уникальность и ограничения рационально-эмотивной терапии
По мнению Эллиса, любой из видов психотерапии, включая РЭТ, имеет свои ограничения. Он утверждает, что никого из клиентов, даже при эффективном использовании РЭТ, не удавалось излечить полностью (хотя состояние многих существенно улучшалось), потому что люди склонны создавать свои эмоциональные нарушения и от этой склонности никогда не удаётся полностью и безвозвратно избавиться.[38]
Эллис также перечисляет некоторые факторы, ограничивающие эффективность РЭТ. К ним относятся слишком ярко выраженные неадекватные чувства, которые люди ошибочно считают неизбежными, поэтому предпринимают лишь слабые попытки изменить их. Некоторые «вредные» чувства (чрезмерная тревога, ярость, чувство вины) иногда имеют положительный результат, люди начинают считать их всегда благоприятными и взращивать их в себе, вместо того, чтобы от них отказаться. Это также значительно снижает эффективность РЭТ. Некоторые техники РЭТ, например, принятие клиентом ответственности за неправильное поведение без обвинения себя, требуют от клиентов умения проводить весьма тонкие различия, но таким умением наделены не все. Ещё одним ограничением является критерий, определяющий возраст и интеллектуальные способности клиентов, а именно, им должно быть не меньше 8 лет и их интеллектуальный уровень должен быть не ниже среднего, для того, чтобы понять и научиться применять РЭТ.
Эллису принадлежит мысль о том, что у большинства людей от природы существует склонность с лёгкостью создавать свои проблемы, но с трудом их решать. Он выделяет различные механизмы сопротивления, помогающие людям противостоять благоприятным переменам. Перечислим некоторые из них:
1) привычка мыслить, чувствовать и вести себя дисфункционально, от которой трудно отказаться;
2) склонность к физической, эмоциональной и интеллектуальной инерции;
3) желание получить удовольствие прямо сейчас, любой ценой, не думая о будущем (“близорукий гедонизм”);
4) совершение некоторых действий и употребление некоторых веществ (таких, как игра на деньги или неумеренное потребление алкогольных напитков), несмотря на их очевидный вред;
5) чрезвычайно развитые внушаемость, доверчивость и конформизм;
6) тенденция поддаваться подозрительности и панике вместо того, чтобы быть внимательными и осторожными;
7) склонность к мании величия;
8) приверженность принципу “все или ничего”;
9) нереалистичное мышление;
10) желание тянуть время и избегать того, что не нравится;
11) часто проявляющееся нежелание быть настойчивым;
12) склонность к чрезмерным обобщениям и другим логическим ошибкам;