Смекни!
smekni.com

Личностный вызов как техника организации конструктивного конфликта (стр. 4 из 5)

Таким образом, круг лиц, вовлеченных в конфликт либо как активно действующих, либо по сопричастности может быть довольно велик.

Для реалистичного описания конфликта и действующих в нем участников чрезвычайно важно выяснение подлинных интересов и целей всех, связанных с данным конфликтом лиц. При этом наряду с прямыми и косвенными участниками следует отметить такую важную фигуру, которая привлекается к разрешению конфликта в силу профессиональных обязанностей (медиатор, посредник). Он является носителем стратегии, которая заключается в использовании конфликтной формы для удерживания противоречия в разрешаемом виде. То есть обеспечивает подростку возможность поиска и апробации адекватных для данного противоречия средств его разрешения.

Главной компетенцией медиатора является умение разобраться, насколько точно в оформляемом конфликте представлены именно те противоречия, которые в этом процессе могут и должны быть разрешимы. С этой точки зрения всякий эффективный конфликтный процесс – это совместная исследовательская работа его участников.

Исходя из высказывания Хасана, что «процесс учения-обучения имеет противоречивый характер», то следует обсуждать именно конфликтную компетентность как базовую характеристику эффективной учебной и, шире – образовательной – коммуникации. Здесь надо пояснить, что именно понимается под противоречивым характером образовательных процессов: это и оценивание – самооценивание, и показатели идентичности и принадлежности, и учебная, социальная успешность-неуспешность и т.п. Разумеется, такая противоречивость порождает множество конфликтов, разрешение которых и составляет собственно учебный и, в целом образовательный, процесс. Но в какую сторону будет направлен этот процесс и к каким результатам но приведет будет зависеть от того, насколько медиатор оснащен способами работы с конфликтом, как он его организует.


Событийность Этапы схемы Оценка ситуации участниками
Представлено задание: создать газету на свободную тему, с возможным ее последующим выпуском. Условие: от того, насколько удачной будет газета, будет зависеть и размер ее тиража. При этом, что подразумевается под «удачной» пояснено не было. Постановка задачи, которая требует нового вида деятельности. Ребята видят, что в школе имеются определенные ресурсы. С технологиями создания газеты они уже знакомы. Поставленная задача не представляет для них никакой трудности. Они начинают делать газету, как делали ее раньше, не привнося в свою деятельность ничего принципиально нового.
Отказ экспертом одной группе участников летней школы выпускать газету большим тиражом. При этом сначала отказ носил жесткий характер в личной форме. Возникновение внутреннего, субъектного конфликта. Содержание как такового еще нет, здесь превалируют желание все бросить, злость, досада. Возникает ядро затруднения, связанное со столкновением деятельностей. Главным чувством, по словам участников школы, было, непонимание чего от них хотят, почему не печатают большим тиражом их газету. Было впечатление, что просто они чем-то не понравились руководителю (эксперту) школы. Ну и, конечно, злость, раздражение, досада.
На общем собрании ребятам говорят о нормах и мерках, из-за которых не стали издавать их газету большим тиражом. Организация личностного вызова. Способ: указание на критерии. Здесь конфликт перестает быть субъективным, он трансформируется в объективный Когда сказали про критерии, им захотелось все «разложить по полочкам», разобраться, справедливы ли эти критерии, какую имеют под собой основу, а не просто принять их. При этом, как сказала одна участница личная обида уступила место осознанию того, что надо разделять профессиональное и личное.
Группа пытается понять, что это за критерии. На эту тему происходит активная дискуссия между всеми участниками и педагогами школы. На этом этапе уже представлен материал взаимодействия (обсуждение критериев, их конструктивная критика). Группа осознает дефициты в своей деятельности. «Теперь мы понимали, что наша газета – это не верх совершенства, что много в ней не достает, но такая ситуация случилась с нами впервые, поэтому мы еще не совсем конструктивно вели беседу, большее отстаивая нашу позицию, нежели прислушиваясь к тому, что говорят».
Группа активно отстаивает свое право на обсуждение этих критериев, когда они устанавливались, пытается разобраться в их основаниях. Здесь же зачитываются некоторые статьи из их газеты и обсуждаются относительно критериев. Производятся с материалом взаимодействия преобразования. Также происходит постановка учебной задачи и анализ сложившейся ситуации. Им очень помог тот факт, что их статья была зачитана на общем собрании, «теперь она предстала перед нами как чужая, и так как перед этим мы довольно долго обсуждали критерии, мы смогли действительно по-настоящему, сами увидеть слабые места. Когда тебе говорят об этих слабых местах, ты не так это воспринимаешь, нежели сам видишь их. Себя трудно обмануть!»
После предоставления материала газеты на всеобщее обозрение медиатор спрашивает у ребят, здесь же на общем собрании, какова цель их деятельности. Был получен такой ответ: выпустить газету большим тиражом, доказать, что она не хуже других газет. Далее следуют наводящие вопросы, которые задает медиатор, и ответы на них. (Например, меняла ли их газета что-нибудь в окружающем их мире, кому-нибудь реально помогала, что-нибудь улучшала?) Конфликт опредмечивается.В итоге происходит трансформация цели, ее ясное осознание, умение сказать о ней.1. Первая цель – выпустить газету.2. Новая цель – поднять людям настроение, донести что-то позитивное.При этом осознается, что начальная цель была всего лишь средством. В процессе диспута вопрос-ответ они смогли выделить для себя нечто важное путем сравнения ранее выпускаемых ими газет и тех разных эффектов, которые давали газеты. Так они поняли, что содержание газеты может непосредственно повлиять на окружающий мир, сделать его лучше.
Была выпушена новая газета, которая издалась большим тиражом. Меняется цель, и как следствие, меняются способы, средства ее реализации в действительность. Пересмотр действий, которые были совершены в начале и их преобразование. Здесь появляется новое содержание. Когда мы выпускали новую газету, мы уже делали совершенно другую деятельность, теперь мы понимали что такое конструктивная журналистика, очень тщательно продумывали тему статей, а не писали отсебятину, как раньше.

В конце нашей беседы, я спросила у участников летней школы, нужен ли был конфликт, помог ли он им? «Сейчас, когда прошло довольно много времени, мы понимаем, что он был тогда просто необходим! Если бы нам с самого начала в форме лекции или разъяснительной беседы рассказали о критериях, по которым выстраивается конструктивная журналистика, о содержании газеты в соответствии с ней, все бы было не так. А так получилось, что все это буквально пропустили через нас, как будто вставили кусочек чего- то нового в нашу голову. К тому же, когда еще все это носит характер вызова на личном уровне, когда ты либо доказываешь, что чего-то представляешь собой как профессионал, либо нет, начинаешь очень хорошо воспринимать тот материал, который тебе жизненно необходим для поддержания твоего статуса, самого себя как журналиста и личности».

Механизм понятен: сначала была спровоцирована ситуация незамечания всех определяющих фактов, а затем путем организации личностного вызова ребятам были представлены те рамки, в которых им предстоит работать, что бы достичь своей цели.

Здесь же мне бы хотелось реконструировать позицию эксперта. Для него было важно, что бы журналистика продвигала в общественные массы конструктивные ценности, что бы прочитав какую-нибудь статью, народ понял, что своими действиями можно влиять на мир. Но так как профессиональная журналистика не может нести эти ценности конструктивной журналистикой должна заниматься молодежь, у которой нет еще того цинизма, которым так «славятся» журналисты.

Таков был замысел выездной летней школы, такова была установка эксперта, и все другое в бескомпромиссной форме отрицалось. По сути, личностный вызов проистекает в нашем случае из того, что эксперт здесь заявил личную позицию.

Действие медиатора, помимо помощи ребятам в постановке верной цели, в выделении предмета конфликта и в установке учебной задачи сводилось еще и к переходу асимметричного конфликта к симметричному. В нашем случае это проявилось в диспуте, где все позиции участников были равны и в одинаковой степени значимы. В конце конфликтная ситуация была в какой-то степени реформирована за счет выхода эксперта на асимметричный уровень конфликта. (Было в жесткой форме сказано, что здесь главная позиция – экспертная, и если кто-то хочет выпускать газету, то следует выполнять то, что скажут. Причем что конкретно выполнять, пояснено не было). Кроме того, эксперт попытался совместить две позиции в одну, и это обстоятельство тоже деструктивно повлияло на ход разворачивания конфликта. Противоречие не удерживалось должным образом, иногда фокусируясь на чем-то постороннем, не имеющим прямого отношения к разворачиванию конфликта.

Следует заметить важный положительный эффект нашей конфликтной ситуации – помимо того, что, как уже говорилось ранее, изменилась деятельность ребят как одной из сторон участников конфликта, изменилась и деятельность эксперта, то есть произошло продуктивное взаимодействие в результате которого появились две новые взаимозависимые деятельности. (Ребятам удалось указать эксперту на его неправомерное поведение ближе к концу диспута, да так, что он изменил стратегию своего поведения).