Швейцарский психолог Ж. Пиаже [35] характеризует переходный возраст (12 - 15 лет) развитием способности абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. К этому периоду осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни [35].
Л.С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте, в том числе, и в изменениях, которые происходят в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии" [10]. По данным исследований Бернштейна (1980г.), развитие в этом возрасте когнитивной способности - абстрагирования основывает способность старших подростков реконструировать личностные качества [3].
Л.С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста - это развитие рефлексии и на ее основе - самосознания (социальное знание, перенесенное внутрь). СО-знание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления [10].
Несмотря на то, что в этом возрасте начинает развиваться самосознание, нельзя говорить о его сформированности. Образ "Я" в этом возрасте еще не определен, диффузен, расплывчат, неустойчив. Такой же будет и мотивация к самореализации, и содержание временной перспективы.
В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира. Актуальными становятся элементы социально-нравственного или личностного самоопределения. Психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование, итожащее раннюю юность. И.В. Дубровина, указывая на то, что самоопределение жизненное и личностное продолжается и в последующих возрастах, выделяет главное новообразование ранней юности - готовность к личностному и жизненному самоопределению [18].
Психологические исследования показали, что в старшем подростковом возрасте происходит изменение временной перспективы, "для юноши главным измерением становится будущее". "Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего отличаются тем, что они ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может живо, в деталях, представить свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим" [15].
Одним из центральных новообразований этого возраста является возникновение представления о себе не как "о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими [14].
Представления о центральном новообразовании в культурно-исторической концепции можно соотнести с представлениями Э. Эриксона об идентичности [45].
Понятие идентичности обозначает "усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильности владения личностью собственного "Я" независимо от его изменений и ситуаций, способность личности к полноценному решению задач". Идентичность является показателем зрелой личности, истоки которой скрыты в предшествующих стадиях онтогенеза. Основа схемы развития по Э. Эрискону - "эпигенетический принцип", который состоит в развитии организма как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований. Э. Эриксон включает взросление в биологический контекст, тем самым уходит от проблемы биологического и социального. Им было выделено 8 фаз развития идентичности. Переход на каждую последующую стадию протекает в форме "нормативного кризиса" и при условии разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе.
Пятая стадия, по Э. Эриксону (15-20 лет), юность, является ключевой для приобретения идентичности. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и у девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном - спутанная идентичность, сопряженная с сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы, особенно, если подросток имеет какие-либо проблемы с ближайшим окружением (семьей). Некоторые подростки выбирают такие формы поведения, которые помогают снизить чувство тревоги, порожденное неопределенной или незавершенной идентичностью. Юноша может заменить истинное самоопределение временной идентичностью (например, став членом какого-либо клуба, организации). Другие пытаются временно усилить свою идентичность (акты вандализма, спортивные соревнования или конкурсы). Распространенной уловкой является создание бессодержательной идентичности, которая проявляется в различных чудачествах.
В своих работах Э. Эриксон как одного из наиболее важных новообразований подчёркивал значение временной перспективы подросткового возраста [45]. Он утверждал, что формирующаяся в подростковом возрасте идентичность интегрирует все предшествовавшие детские идентификации. Применительно к подростковому возрасту последовательность предшествовавших детских идентификаций представляет собой психологическое прошлое. Собственно формирующаяся идентичность охватывает психологическое настоящее (включающее в себя психологическое прошлое в снятом виде) и психологическое будущее [45].
Новообразованием возраста, по Э. Эриксону, будет эго-идентичность: построение целостного образа "Я", соотнесение его с представлениями значимых других, согласование этих образов. В противном случае возникает кризис идентичности или ролевое смешение, который характеризуется ролевой и личностной неопределенностью, расплывчатым "Я" и приводит к неспособности выбрать профессию или продолжить образование. "Кризис идентичности состоит из серии: выборов в различных сферах, идентификаций и самоопределений" [45].
Помимо всего сказанного выше, некоторые исследователи период 14 - 16 лет рассматривают как переходный между подростковым и юношеским возрастом [9, 18, 22, 33]. В этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли обучение в школе или пойти в училище, а может быть и работать? При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области деятельности.
Это крайне сложная задача. Еще более она усложняется в наше время, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, представления о значимости образования и престижности той или иной профессии. "Далеко не все старшие подростки к концу 9-го класса могут выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора" [8].
Сложность современной социальной ситуации девятиклассников состоит в высокой степени неопределенности жизни, неясности перспектив развития общества. Также необходимо учитывать специфику психического развития девятиклассников, уровень которых отличается степенью зрелости от тех же одиннадцатиклассников. Такие условия ограничивают способность видеть перспективу своей будущей жизни, школьники с большой тревогой смотрят в завтрашний день. Многие подростки, ограждая себя от неудач, специально отказываются от планирования и проектирования событий собственной жизни.
"Периодом возникновения сознательного "я"", - пишет И.С. Кон, - "как бы постепенно не формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст" [21]. Развитие самосознания - центральный психический процесс переходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этот возраст "критическим периодом формирования сознания" [5,9,14,22].
Специфические моменты самосознания, формирование Я - концепции, включающей образ "Я - профессионала", зависит от степени согласованности идеального и реального "образа - Я" и идеального и реального образа профессии. Соотношение "Я - реального" и "Я - идеального" определяет требование человека к себе. Потребность в удовлетворении собственного "Я" (самоуважении, собственной значимости и компетентности) должна реализоваться в самоутверждении и в самовыражении человека, в его стремлении проявить себя. Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание человека, его "внутреннее Я", его мотивацию. Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности [21].
Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений. Авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период. Примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (14 - 16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции.