А.В. Петровский говорит о том, что сотрудничество выражается не только в физическом общем труде, не только в выполнении ребенком посильных для него задач, но он открывает «еще один аспект сотрудничества родителей и детей - соучастие». «Эмоциональное действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сочувствие, сопереживание цементируют взаимосвязь поколений в семье, не оставляют места равнодушию, черствости, эгоизму. Отзывчивость при бедах и затруднениях, стремление немедленно откликнуться - форма проявление соучастия и свидетельство готовности к сотрудничеству и поддержке».
Отличие «сотрудничества» как типа взаимоотношений состоит в том, что у ребенка и взрослого есть общие цели и задачи, общий предмет деятельности и, как следствие, ребенок и взрослый имеют возможность строить отношения как «взаимно значимые» участники этих отношений.
Взаимно значимость определяется тем, что обе стороны, учитывают позицию другой стороны (как взрослый, так и ребенок).
Также «сотрудничество» по нашему определению отличается наличием структуры в отношениях (целей, задач, распределения обязанностей, наличие ясных и исполняемых всеми правил). Как «соучастие» можно распространять на взаимоотношения учителя и ученика, ведь эти люди не связаны родственными узами? Значит ли, что учитель должен любить ребенка так же, как любят его родители. Нет, мы хотим показать общий принцип построения отношений по типу сотрудничества: у учителя и ученика должна быть общая цель (совместное определение целей, задач и способов их достижения) деятельность, но немаловажной является так же эмоциональное участие учителя, его личная тактика поведения, способ работы с детьми.
То есть мы выделили две основные характеристики сотрудничества как типа отношений: общая деятельность (согласованные цели, задачи, пути достижения, способы работы, распределение обязанностей, их выполнение) и «соучастие» как эмоциональная заинтересованность, буквально участие в эмоциональной, а не только деятельностной стороне жизни человека.
1.3. Определение понятия «самооценка»
1.3.1 Самооценка как структурная составляющая самосознания
Одной из тем современной психологии, имеющий богатый теоретический и эмпирический материал, но находящейся тем не менее в стадии разработки, является тема «сознания», его структура, механизмы и логика развития.
Наша работа не связана с теоретической разработкой структуры сознания, мы будет использовать уже сложившийся в науке категориальный аппарат в рамках решаемой нами задачи.
В философско-психологической науке понятие «сознание» определяется как форма человеческого бытия в отличие от естественного бытия животного. Функционирование сознания обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. «Именно сознание составляет специфическое отличие человека, определяет его уникальное положение в мире, конституирует его особый онтологический статус, способ его бытия. Человеческое бытие – это осознанное бытие».
Сознание есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек, помимо этого, социальна сфера влияет на формирование сознания, на становление личности человека. Если обратиться к природе сознания, мы должны констатировать, что «сознание свое содержание черпает из социального бытия, точнее, социальное бытие представлено, «отпечатано» в сознании человека» [там же]. Философы, определяя, категорию сознания, непременно обращаются к категории бытия, потому что вне его сознание не имеет смысла, оно не существует само для себя, но только для бытия и в нем.
Рождаясь, человек еще не является личностью, он становится ею в процессе своей жизни. Например, А.В.Толстых предлагает следующее понимание личности – это «исторически ограниченная форма бытия человека, фиксирующая взаимопереходы родовых и индивидуальных определений деятельности человека в ходе его самоосуществления как субъекта культурной, общественной и исторической деятельности». [21, с.46]
Автор не определяет личность как нечто константное, но, напротив, подчеркивает ее становление, «взаимопереходы» (индивидуального и культурного), не предполагающие статичности, и второй важный момент, на наш взгляд заключается в том, что личность появляется только в обществе, в культуре, то есть в общении. Понятие личности было введено нами для того, чтобы показать взаимосвязь становления самосознания и личности, развитие и не врожденность сознания у человека. Л.С. Рубинштейн писал, что «самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента».
То есть сознание имеет свое развитие, которое не происходит само в себе, но связано с развитием личности и теми отношениями, которые складываются у человека с окружающими. Хотим дополнить, что сознание при «встраивании» в процесс развития личности начинает так же определять в некоторой степени направление развития личности (подтверждение этой мысли мы можем найти в практике патопсихологии, где есть примеры нарушения личностного развития вследствие нарушения адекватного «осознания» человеком себя и окружающей действительности).
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев пишут о том, что «сознание, понимаемое, как отношение человека к миру, представляет собой один из его уровней - уровень самосознания». Это значит, что сознание, с одной стороны, включает в себя самосознание, но, с другой стороны, не равно ему и не ограничивается им, как полагали некоторые исследователи.
Тем не менее, наша работа сфокусирована именно на исследовании феномена самосознания, как структурной единицы сознания.
Рассмотрим структуру самосознания, предложенную В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым.
«Самосознание, как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие».
Для нас важно выделить и определить понятие самооценки.
Самооценка – это тот компонент, который включает в себя и знание о собственной самости, о своем Я, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которых определяется эта оценка.
Самооценка это тот механизм самосознания, на основании «работы» которого строится самопринятие, самоуважение, самопонимание человека, его представление о значимости самого себя.
Самооценка позволяет понять, каково представление человека о себе, особенности его Я-концепции, также можно определить, что повлияло на становление самооценки, что, кто были значимыми при ответе человека себе на вопросы: кто я? какой я?
А.В. Петровский говорит о самооценке и механизме её формирования следующее: «Поведение человека во много зависит от тех оценок, которые дают ему другие люди. На основе этих оценок постепенно складывается самооценка личности». Артур Вадимович ещё раз подчеркивает в своей работе, что самооценка, как часть самосознания человека, как все высшие психические функции человека имеет культурные корни и появляется только в процессе отношений со взрослым человеком, несущим собой культуру. Основываясь на таких утверждениях, мы считаем, что тип отношений между взрослым и ребенком влияет на становление самооценки человека, особенно в подростковом возрасте (так как этот возраст во многом направлен именно на то, чтобы подросток понял, увидел, определил, оценил, кем он является).
Обращаясь к вопросу исследования самооценки, мы считаем необходимым отразить в работе понятие «уровень притязаний».
Разработкой этого понятия занималось множество исследователей: Ф. Хоппе. К. Левин, Дж. Френк и т.д.
Большинство из них придерживаются следующей точки зрения: «анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, то есть его самооценку».
Лидия Васильевна Бороздина отмечает тенденцию в психологических работах: «сами термины «самооценка» и «уровень притязаний» иногда употребляются синонимично, а тест на притязания часто рассматривается как прямой самооценочный индикатор, по параметрам которого проводится классификация видов самооценки».
В выборе диагностических методик мы руководствовались следующим аксиоматичным по выражению Л.В. Бороздиной положением: «Использование уровня притязаний для изучения самооценки базируется на предположении о том, что человек регулирует выбор целей оценкой себя по тому свойству, от которого зависит успешность выполнения им задачи в данном виде деятельности».
Для определения типа самооценки нами была выбрана моторная проба Шварцландера и составлен опросник, что так же является по мнению многих авторов достоверным методом исследования самооценки.
1.3.2 Структура самооценки
Вслед за Слободчиковым и Исаевым, мы считаем, что самооценка как структурный компонент сознания является базовым механизмом, в результате функционирования которого у человека развивается самопонимание, самоуважение.
Самооценка включает в себя «знание о собственной самости, о своём Я, оценку человеком самого себя и шкалу значимых ценностей, относительно которых определяется эта оценка.
В современных психологических исследованиях «установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной), неадекватной. В свою очередь неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижение намеченных целей. Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими».