3) ошибки в воспитании в семье, школе, производственном и других коллективах, незнание личности воспитуемого и т.п. Психолого-педагогическая неподготовленность людей, призванных оказывать воспитательные влияния на подрастающее поколение;
4) противоречия воспитательных влияний в семье и школе, на производстве и в окружающей социальной среде и т.п. Понятие об асоциальной субкультуре. Под асоциальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу асоциальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы молодых преступников. В них в искаженном и извращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности несовершеннолетних.
Ее социальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной оппозиции в криминальную, именно потому и является механизмом «воспроизводства» преступности в молодежной среде. Асоциальная субкультура отличается от обычной подростково-юношеской субкультуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами (с «чужаками», представителями правоохранительных органов, общественности, взрослыми и т.п.). Она прямо, непосредственно и жестко регулирует криминальную деятельность несовершеннолетних и их преступный образ жизни, внося в них определенный «порядок». В ней отчетливо прослеживается: 1) резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и ее криминальное содержание; 2) внутренняя связь с уголовными традициями; 3) скрытность от непосвященных; 4) наличие целого набора (системы) строго регламентированных в групповом сознании атрибутов.
Криминальной субкультуре несовершеннолетних присущи следующие особенности:
1) попрание прав личности, выражающиеся в агрессивном, жестоком и циничном отношении, к «чужим», слабым и беззащитным;
2) отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим»;
3) нечестность и двуличие в отношении к «чужим»;
4) паразитизм, эксплуатация «низов», глумление над ними;
5) обесценивание результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме;
6) неуважение прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях;
7) поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;
8) поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.
Структура криминальной субкультуры и ее функции
Криминальная субкультура включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в групповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управления преступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты», предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим», лицам противоположного пола и т.п.), предметные результаты деятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений, материальные ценности, денежные средства и т.п.). Все это находит отражение, прежде всего, в особой «философии» уголовного мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающей вину и ответственность за содеянное, заменяющей низменные побуждения благородными и возвышенными мотивами: в насильственных преступлениях –чувством «коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и т.п.; в корыстных преступлениях – идеей перераспределения имеющейся у людей собственности и ее присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией. Переход к рыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрого обогащения, пренебрежения экономическими интересами других людей, что дало вспышку корыстной преступности со своими жесткими правилами игры. Беспределу вульгарной преступности противостоит тенденция демократизации жизни преступных сообществ с определенным учетом интересов между «верхами» преступного мира и «низами», что является в известной степени отражением процесса демократизации нашего общества. Указанные тенденции важно учесть в профилактической работе с несовершеннолетними. В криминальной среде сложились свои внешне броские извращенные эстетические вкусы (приоритеты), которые охотно усваиваются подростками и юношами. Эти, как правило, циничные вкусы и предпочтения проявляются не только в досуговой культуре и способах развлечения («красивая жизнь», порнография и секс, модная одежда и особая музыка), но и в способах совершения преступлений, во взаимоотношениях в преступной среде, наборе привилегий для «элиты», татуировках, кличках, во внешнем оформлении правил, «законов» и традиций уголовного мира. Функции криминальной субкультуры. Все структурные элементы криминальной субкультуры взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
Однако в зависимости от выполняемых функций их можно классифицировать на следующие группы:
1) стратификационные (нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии для «элиты»);
2) поведенческие «законы», «наказы», правила поведения для разных классификационных каст, традиции, клятвы, проклятия);
3) пополнения уголовного сообщества «кадрами» и работа с новичками «прописка», «приколы», определение сфер и зон преступного промысла);
4) опознания «своих» и «чужих» (татуировки, клички, уголовный жаргон);
5) поддержания порядка в уголовном мире, наказания провинившихся, избавления от неугодных «разборки», стигматизация, остракизм, «опускание»);
6) коммуникации (татуировки, клички, клятвы, уголовный жаргон, «ручной жаргон»);
7) сексуально-эротические (эротика как ценность, «вафлерство», «парафин», мужеложство как способы снижения статуса неугодным лицам и др.);
8) материально-финансовые (изготовление и хранение орудий совершения преступлений, создание «общей кассы» для взаимопомощи, аренда помещений под притоны и др.);
9) досуговые (извращенная культура отдыха и развлечений);
10) функция специфического отношения к своему здоровью от полного пренебрежения им: наркомания, пьянство, членовредительство – до культуризма, активных занятий спортом в интересах криминальной деятельности.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что многие элементы криминальной субкультуры, во-первых, полифункциональны (татуировки, например, этические и эстетические ценности, выполняющие одновременно функции стратификации, стигматизации и коммуникации, опознания «своих», а клички – этические и эстетические ценности, выполняющие те же функции); во-вторых, каждый элемент криминальной субкультуры обладает основной функцией (например, татуировки – функцией стратификации, а клички функцией коммуникации); в-третьих, каждый элемент криминальной субкультуры по-разному преломляется в психологии группы и интериоризируется индивидом (от удовлетворенности престижной кличкой или татуировкой, до стремления всеми способами избавиться от них). Знание приверженности группы и личности к определенным ценностям (например, увлеченность каратэ) позволяет с достаточной вероятностью прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры профилактики. Особенности поведения человека в группе. Преступные группы, члены которых чувствуют психологическую и моральную поддержку друг друга, чаще всего совершают дерзкие ограбления, разбойные нападения, кражи, групповые изнасилования, учиняют циничные хулиганские действия. Преступные группы, сложившиеся на антиобщественной основе и преследующие асоциальные цели деятельности возникают не столько на основе общих симпатий, сколько общности криминальных интересов, потребности в поддержке в совместной криминальной деятельности. Находясь в группе, индивид чувствует себя единым целым с данной группы, поэтому он зачастую утрачивает свою индивидуальность и начинает мыслить и действовать как все, повинуясь единому групповому порыву. Важными способами психологического влияния группы (коллектива) на личность считаются психическое заражение, внушение, подражание, конформизм, состязательность (соперничество). Субъективные факторы существования асоциальной субкультуры. Криминальная субкультура как и любая культура по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. Известно, что носителем культуры является язык. Возьмем наш «великий и могучий русский язык». На сегодняшний день он оказался весь пронизан терминологией уголовного жаргона, на котором охотно говорят как подростки, так и представители власти, депутаты государственной думы. А ведь утрата чистоты национального языка – серьезнейший симптом нарастания процесса глубокой криминализации общества. Носителями криминальной субкультуры являются криминальные группы, а персонально – рецидивисты. Они аккумулируют, пройдя через тюрьмы и колонии, устойчивый преступный опыт, «воровские законы», а затем передают его подрастающему поколению. И здесь можно говорить о трех психологических механизмах воспроизводства подростковой преступности. Первый – персонализированный, когда преступник рецидивист из числа взрослых берет «шефство», «наставничество» над конкретным подростком, знакомя его с «законами» преступного мира. Второй механизм – через криминализацию всего населения, приобщая его к уголовному языку, приучая мыслить криминальными категориями. Третий психологический механизм – через криминальную группу, которую цементирует криминальная субкультура своими нормами и ценностями, способствует длительному ее существованию. Эти группы становятся школами первоначальной подготовки молодых преступников, школами повышения криминального «мастерства» и самих рецидивистов, носителями традиций преступного образа жизни.