Смекни!
smekni.com

Различие Я-концепций подростков и юношей (стр. 4 из 11)

Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Социальная ситуация оценивается в соответствии с компонентами Я-концепции, затронутыми в этой ситуации.

Я-концепция как совокупность ожиданий.

Итак, Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти.

Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.


1.5Особенности Я-концепции в подростковом возрасте

В проанализированных мной источниках проблема формирования Я-концепции рассматривается с двух сторон. С одной стороны рассматриваются факторы, определяющие формирование Я-концепции. С другой – по отдельности рассматриваются процессы становления самосознания, самооценки, способность к рефлексии. Описания формирования Я-концепции как целостной структуры нет ни в одном источнике.

1. В социальной психологии личности выделяются следующие источники формирования Я-концепции:

· Представление о своем теле. Шибутани считает физические качества важной основой для формирования представлений о себе.

· Язык – как развивающаяся способность выражать словами и формулировать представления о себе и других людях.

· Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.

· Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов.

· Практика воспитания детей в семье.

Майерс также считает, что на нашу Я-концепцию оказывают определяющее значение роли, которые мы играем, социальная идентичность (Я-концепция включает персональную идентичность и социальную идентичность), социальное сравнение (себя с другими), наши успехи и неудачи, суждения о нас окружающих. Большое значение имеет культура, в которой воспитывается человек. Я-концепция является предпосылкой и следствием социального взаимодействия, определяется социальным опытом.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. На первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие.

2. С другой стороны процесс формирования Я-концепции описывается как результат развития самосознания человека, представлений о своем теле, субъективной интерпретации обратной связи от значимых других о себе [Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е.В., 2001]. Так же самосознание зависит от идентификации с приемлемой моделью половой роли и усвоения связанных с этой ролью стереотипов, языка, как развивающейся способности выражать словами и формировать представление о себе и других людях [Социальная психология личности под ред. Лабунской В.А., 1999]. Я-концепция представляется как совокупность всех представлений человека о различных сторонах его личности и организма. Самосознание, как и Я-концепция, выполняет функции отражения информации об окружающем и самом себе, и регулирует поведение человека. В психологическом словаре между понятиями самосознание и Я-концепция ставить знак равенства.

Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется. Человек меняет роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и для того, чтобы его самосознание было адекватным, ему надо постоянно корректировать свое представление о себе. Человек на протяжении всей своей жизни озабочен вопросом, кто я такой. В зависимости от того, как он на него отвечает, зависит формирование его Я-концепции.

Представители гуманитарной психологии, Оллпорт и Маслоу, Роджерс, рассматривают социализацию как процесс самоактуализации Я-концепции, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Я-концепция возникает в результате взаимодействия с социальной средой, а позитивное отношение к себе зависит от оценок других.

Большинство специалистов по детской психологии согласны, что у младенцев нет Я-концепции. Младенцы не способны провести грань между собой и окружающим миром [Крайг Г., 2000]. Лишь постепенно они начинают осознавать свое тело, телесное Я. Это происходит в возрасте около 11 месяцев. Мерлин [Кон И.С., 1978] назвал это осознанием тождественности, т.е. осознанием отличий ощущений от своего тела от ощущений от внешних предметов. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, родственниками, сверстниками, выделяют различия. В возрасте от двух до трех лет ребенок впервые начинает говорить о себе в первом лице, называет себя «Я». Он начинает демонстрировать свои способности, заявляет о своих предпочтениях и правах на личную собственность [Крайг Г., 2000]. В этом же возрасте появляются первые оценочные суждения о самом себе, когда ребенок начинает повторять за родителями их высказывания о нем. Эти высказывания, касающиеся его в данный момент, могут быть рассмотрены как предпосылки для формирования его реального и социального Я.

Многие авторы говорят о значении характера взаимодействия ребенка с близкими взрослыми в период раннего детства. Я-концепции в детстве определяется социальным окружением ребенка. В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев самоценности предельно сужены. Ребенок общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной самооценки. Если же со стороны родителей он видит лишь неприятие, отталкивание, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных с негативной самооценкой.

В кризисе трех лет ребенок отделяется от ближайших взрослых. За появившимся словом «Я» уже стоит некоторое представление о себе, отдельном от всего остального, то есть возникает некоторая система Я, которая включает знание о себе и отношение к себе. Появляется самооценка. Это, считает Поливанова К.Н., старт развития самосознания, хотя, относительно возникновения самооценки существуют достаточно расхожие мнения. Следующий шаг в формировании самооценки - это возраст младшей школы. А Выготский Л.С. считает, что самооценка реально появляется только в подростковом возрасте. Дальше знания о себе все расширяются и начинают включать целый ряд оценок собственных качеств [Крайг Г., 2000].

В работах ряда авторов (Ховлэнда, Ламсдейна и Шеффилда, Шерифа) убедительно показано, что легче всего формируются или изменяются те установки, которые являются наименее структурированными [Шильштейн Е.С., 2000]. Кроме того, однажды сложившаяся установка имеет свойство "самоподдержания". Поскольку в детстве Я-концепция является как раз наименее структурированной, она обладает в этот период наибольшей пластичностью. Общение родителей с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции.

Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно.

Изменить самооценку другого человека довольно сложно. Интерпретируя события из собственного опыта и представлений о себе, человек изменяет их значение для того, чтобы они соответствовали этим представлениям. Поэтому, чтобы впоследствии не пришлось вмешиваться и переделывать Я-концепцию, необходимо с раннего детства формировать ее положительной.

В игре дошкольников происходит усвоение ребенком важных деталей общей картины социального взаимодействия, опробование различных социальных ролей. Эльконин видел в игровой ролевой идентификации некоторую потенцию формирования Я человека [Кон И.С., 1978]. Постепенные изменения в форме и характере игры сопровождаются развитием образного мышления, речевой деятельности и соответственно формированием Я-концепции. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию. К 7 годам ребенок уже различает Я-реальное и Я-идеальное. Поливанова К.Н. говорит о появлении способности к обобщению переживаний и возникновении внутренней психической жизни.

Самоатрибуции шестиклассника в целом уже логически обоснованы и организованы в непротиворечивую в целом систему [Крайг Г., 2000].

Индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. Человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие; он утрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Я-концепция теснейшим образом связана с культурой и обществом, в котором живет человек. В этой культуре она и формируется, через установленные в ней нормы происходит оценка компонентов Я-концепции.