Смекни!
smekni.com

Различие Я-концепций подростков и юношей (стр. 5 из 11)

Я-концепция формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением. Вокруг Я-концепции организуется все субъективное восприятие человека, которое начинает регулировать поведение в целом.

Потребность в положительном отношении к себе от других людей является одной из основных потребностей человека в его отношениях с окружающими. Она является мотивационным побуждением человека и возникает параллельно с формированием Я-концепции. Потребность в положительном отношении к себе самому возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими. Стремление к самоактуализации, поддержанию и повышению ценности своей Я-концепции определяет то, как человек будет действовать в отношении других и самого себя [Социальная психология личности под ред. Лабунской В.А., 1999].

На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а так же в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я-концепции, которые актуализированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации [Социальная психология личности под ред. Лабунской В.А., 1999].

Часто в отечественной психологии формирование Я-концепции отождествляется с процессом социализации. Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование [Руднева Ю.И.].

Ряд авторов связывают формирование Я-концепции с процессом приобретения идентичности. В социологическом словаре идентичность определяется как смысл и непрерывность Я, которое развивается по мере того, как ребенок отделяется от родителей и семьи, и занимает место в обществе [Большой толковый социологический словарь, 1999]. Сухов в своей книге, вместе с другими авторами, предлагает при анализе процесса социализации учитывать не только объективные показатели (изменение социального статуса индивида, освоение им новых ролей), но и субъективные, в том числе и идентичность. Эриксон, на которого он ссылается, определяет ее как субъективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности (постоянства). Эриксон рассматривает идентичность в двух аспектах: во-первых, как состоящую из двух компонентов: органического и индивидуального, т.е. как непреложную данность физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности индивидуального бытия; во-вторых, в социальном аспекте, и выделяет групповую и психосоциальную идентичность. Групповую идентичность он рассматривает как субъективное ощущение внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением, осознание своей принадлежности к разным группам (на основании пола, возраста, расы и т.д.), а психосоциальную – как ощущение человеком значимости своего бытия для общества, осознание собственной неповторимости.

Каждый аспект идентичности имеет два полюса: положительный (или идеальная Я-концепция), то каким человек должен быть с точки зрения социального окружения, и отрицательный, то, каким он не должен быть. Формирование идентичности всегда сопровождается противоборством этих двух сторон. В кризисные моменты борьба обостряется. В своей теории Эриксон описывает становление личности как поэтапное приобретение положительной или отрицательной идентичности.

Часто отождествляют Я-концепцию и идентичность зарубежные авторы. Р.Ризонер считает, что она практически не отличается от самовосприятия, образа Я. Он считает, идентичность есть то, что люди говорят о себе. Сформированная идентичность подразумевает реалистическое представление о себе, содержащее в себе знание своих сил, недостатков и того, каким я представляюсь другим. Идентичность развивается как результат личного опыта и обратной связи, получаемой от других. С помощью обратной связи человек приобретает различные образы Я, суммарное целое которых и составляет идентичность. Таким образом, формирование Я-концепции, по мнению этих авторов, сводится к процессу приобретения идентичности [Бузовкина О.В.].

-концепция подростков.

Подростковый возраст характеризуется крупными изменениями во всех сферах жизни человека: изменяется его внешний облик, меняются отношения с окружающими, появляются новые способности, меняется его отношение к себе, самосознание. Формирование нового уровня самосознания происходит вследствие пубертатного, когнитивного и социального развития. Через пересмотрение своего телесного Я (пубертатное развитие), подросток изменяет самооценку и самоотношение. Когнитивное развитие приводит к возможности неограниченного самонаблюдения. Формируется новая способность к рефлексии, мышление выходит на уровень формальных операций (по теории развития интеллекта Пиаже). В подростковом возрасте человек выходит на уровень абстрактных умозаключений, что может стать основанием для возникновения склонности к самоанализу и чрезмерной самокритичности. Это также приводит к перестройке представлений о своем Я. Значимость группы сверстников приводит к пересмотру Я в соответствии с нормами референтной группы (группы сверстников). Появляется конформность [Степанов С., 2003].

Многие исследователи отмечают ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям самооценки в младшем подростковом возрасте, и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. В процессе развития самосознания центр внимания подростков мало-помалу переноситься от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отдельных черт к характеру в целом. С этим связано осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным масштабам самооценки. Происходит переход от недостаточно четкого, фрагментарного к относительно полному, всеобъемлющему видению себя [Психология подростка под ред. Реана А.А., 2003]. Задача подросткового возраста – формирование целостной идентичности, самотождественности, независимости в восприятии себя от ситуации [Поливанова К.Н., 2000]. Самооценка складывается из знания человека о себе, приобретенного через общение с другими людьми, и отношения к этому знанию, т.е. из значимости для личности полученной информации. Поэтому самооценка подростка определяется уровнем его когнитивного и эмоционального развития.

Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в следующем. Оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них. Наибольшее влияние на самооценку подростка оказывают поддержка родителей и отношение одноклассников.

У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу [Психология подростка под ред. Реана А.А., 2003].

Между 11 и 15 годами жизни в когнитивной области происходят существенные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению по Пиаже [Обухова Л.Ф., 2004]. Интеллектуализация познавательных процессов (появление устойчивой рефлексии, возникновение формального интеллекта) по мнению Л.С.Выгодского проявляется в формировании личности двояко: с одной стороны как универсальное средство произвольной регуляции поведения, с другой – как возможность неограниченного самопознания. Важная приобретаемая в подростковом возрасте черта – способность к интроспекции. В круг предметов мысленного рассмотрения включаются собственное мышление, чувства и поступки. Подросток может видеть себя как относительно сторонний наблюдатель.

С развитием формального мышления приобретает новый смысл нравственное развитие [Кле М., 1991].

Социальное развитие идет по двум основным линиям – освобождение от родительской опеки и установление новых отношений со сверстниками. Подросток стремиться показать себя в новом качестве перед другими, т.е. ему необходимо самоутверждение в обществе. Новое представление подростка о себе и стремление войти в мир взрослых есть стержневая особенность, являющаяся структурным центром личности в этот период развития [Драгунова Т.В.,1972].

Появляется способность к интроспекции, но подростку сложно разобраться в своем изменяющемся Я.

На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремиться сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события нашей жизни заставляют нас пересматривать отношение к себе. Изменения Я-концепции, самосознания происходят в кризисные моменты, когда внешние обстоятельства приводят к невозможности существования прежних представлений.

Переход от одного возраста в другой обусловлен изменениями в социальной ситуации, в которой находиться человек на определенном возрастном этапе.

В юношеском возрасте уже не происходит таких крупных революционных изменений в когнитивной и эмоциональной сфере как в подростковом. Юноши активно пользуются имеющимися возможностями, появившимися в предыдущем возрасте. Пик физиологических изменений также приходиться на подростковый возраст. Различия Я-концепций в подростковом и юношеском возрастах определяются социальными ситуациями, в которых находятся те и другие.

Социальная ситуация подростков отличается от социальной ситуации юношей тем, что подростковый возраст – возраст эмансипации от семьи. Эмансипация проявляется в стремлении подростка быть независимым от родителей. Значимыми теперь являются не только родители, но и другие люди, появляются новые категории отношений: дружба, любовь. Подростки стремятся к эмоциональной независимости от родителей. У них, часто под влиянием референтной группы, формируется своя система норм и ценностей, отличающаяся от той, которой придерживаются их родители. Подростки стремятся освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивают права на принятие собственных решений без внешнего руководства. Большое значение в жизни подростка начинает играть группа сверстников, которая диктует способы поведения, нормы общения, внешний вид и увлечения. Для подростка становится важным деление на своих и чужих. В этом возрасте принадлежность к группе и активное участие ее жизнедеятельности является значимым фактором самоопределения человека. В это время формируются навыки межличностного общения, умения занять определенное место в группе.