В коллективистских культурах человек чаще сам приспосабливается к ситуации, чем меняет ситуацию «под себя», а в индивидуалистических культурах – наоборот, стремится изменить ситуацию в «свою пользу». В коллективистских культурах людям свойственно знать (и рассказывать) больше о других, чем о себе, а в индивидуалистических культурах – наоборот, индивид больше склонен знать (и говорить) о себе, чем о других.
Таким образом, особенности индивидуалистических и коллективистских культур оцениваются различными авторами по следующим критериям:
Цель.
В индивидуалистической культуре индивидуальные цели ее членов не менее, если не более важны, чем групповые. Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными.
Признание уникальности личности.
В индивидуалистической культуре признается уникальность каждого индивида, есть условия для самореализации каждого человека. В коллективистской культуре неповторимость и уникальность человека – вторичный факт. Прежде всего, он (или она) – отдельный представитель народа.
Самоидентичность.
В индивидуалистических культурах личная, или Я-идентичность, превалирует над групповой, или МЫ-идентичностью, которая является определяющей для личностного поведения в коллективистских культурах.
Мотивация поведения.
В индивидуалистических культурах поведение личности определяется ее мотивацией к достижению, а в коллективистских – принадлежностью к группе.
Образование дружеских связей.
Члены индивидуалистических культур образуют собственные дружеские привязанности и отношения, в то время как члены коллективистских культур образуют дружеские отношения на основании тех, которые были сформированы в начале жизни, при участии родителей или других старших членов семьи или наставников.
Когда отношения по вертикали (родители – дети) входят в конфликт с отношениями по горизонтали (между супругами), люди из коллективистских культур отдадут предпочтение отношениям по вертикали, а из индивидуалистических – по горизонтали.
Нормы.
В коллективистских культурах поведение людей трактуется с позиции норм, принятых в данной культуре, а в индивидуалистических – объясняется личностными установками и особенностями самого индивида.
Адаптация.
В коллективистских культурах человек чаще сам приспосабливается к ситуации, чем меняет ситуацию «под себя», а в индивидуалистических культурах – наоборот, стремится изменить ситуацию в «свою пользу».
Преимущества и недостатки индивидуализма и коллективизма
Преимущества коллективизма. В традиционных культурах обычно ниже уровень преступности, что связано с типом социализации – забота о детях, поощрение взаимной зависимости позволяет в большей степени избежать проблем, связанных с преступностью, алкоголизмом и наркоманией. Развитие экономики и резкая вестернизация общества способствует росту индивидуализма в его жестких и неприглядных формах, и так называемая «волчья» философия (угнетение слабых, неспособных конкурировать и выталкивание их на тропу криминала) воспринимается как неизбежная плата за успех тех, кто способен к конкуренции [20].
Исследования Р. Неррола показали, что если у подростка есть хотя бы пять домов, где он может «без спросу» залезть в холодильник (показатель степени его принятия в этих домах), то вероятность того, что он станет на тропу преступления, равна нулю [20].
Недостатки коллективизма. Авторитаризм и давление на личность в коллективистских культурах выше – детей часто заставляют выбирать не то, что нравится им самим, а то, что нравится родителям. В масштабе общества выше вероятность автократических режимов, в которых имеют место преследования инакомыслящих. Ценность отдельной человеческой личности и даже человеческой жизни очень низкая. Для такого типа культур характерна высокая конкуренция между отдельными группами за власть, в результате которой никто не думает о народе в целом.
Преимущества индивидуализма. Акцент на правах отдельной личности, демократия, мультикультурализм. Наказывается один человек и только за свои проступки в соответствии с законом. Личность может развивать свои таланты, и это выгодно всему обществу, т.к. экономика развивается в результате энергии отдельных людей.
Недостатки индивидуализма. Одиночество, семейные конфликты, разводы, нарциссизм. Свобода приводит к отчуждению, детской преступности, ранним беременностям, наркотикам, самоубийствам. Моральные авторитеты отсутствуют, и все держится на законах. Возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний.
Исследования показали, что высокая ценность и ожидание богатства негативно коррелируют с успехом и благосостоянием, если деньги – основной мотив поведения личности. Оказалось, что поведенческие нарушения и преступления выше среди материалистов. Также высокий уровень дистрессов связан с высоким стремлением к власти, с желанием контролировать, подавлять других – комплексом мотивов, свойственных индивидуалистическим культурам.
Необходим синтез полезного из этих двух культурных тенденций, или синдромов. Следует отметить, что в мировом масштабе пересиливает психология охотника (первичная основа индивидуализма) над психологией земледельца (основа коллективизма). Это неизбежно приводит к кризису хищнического отношения к Земле, что мы уже и наблюдаем.
Подобное измерение культур – по направлению индивидуализм – коллективизм проводится в культурной антропологии, кросс-культурной психологии, социологии и философии.
1.1.2 Особенности ценностных ориентаций членов коллективистских и индивидуалистических культур
В конце 80-х гг. по инициативе и под руководством д-ра С. Шварца, профессора факультета психологии Иерусалимского университета, была организована Международная программа сравнительного (кросс-культурного) изучения ценностей [20]. Шварц утверждает, что главный содержательный аспект, отделяющий ценности друг от друга, это – тип мотивации, в которой они отражаются. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в блоки ценностей, разделяющих общую цель. Он исходил из того, что основные человеческие ценности, которые должны быть во всех культурах, те, которые представляют универсальные человеческие потребности (биологические нужды, потребности согласованного социального взаимодействия, требования групповой жизни) как осознанные цели. Основываясь на ценностях, выделенных предшествующими исследователями, найденных в религиозных и философских трудах в разных культурах, он сгруппировал ценности в десять различных видов мотивации, которые он понимал как основные типы или блоки ценностей. Он дал этим типам ценностей определения, основанные на их главной цели: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, заботливость, традиционность, конформизм, безопасность.
Результаты более поздних исследований подтвердили эту структуру, выявив, что десять типов ценностей располагаются на двух биполярных осях: Открытость к изменениям (ценности самостоятельности и стимуляции) – Консерватизм (безопасность, конформность и традиции), Акцент на себе (власть и достижение) – Акцент на других (универсализм и заботливость). В дальнейшем Шварц постулировал, что типы ценностей как единая система связаны с другими переменными (установками, поведением, групповым членством и т.д.).
В своем исследовании Шварц выделил шесть культурных ареалов: Западноевропейский, Англоязычный, Восточно-европейский, Исламский, Восточно-азиатский и Латиноамериканский. Япония выделилась как отдельный ареал.
Вслед за Шварцем мы выделяем следующие ценностные ориентации членов индивидуалистических и коллективистских культур:
Ценности индивидуалистической культуры:
1. Стремление к риску
2. Независимость
3. Выбор собственных целей
4. Разнообразие жизни
5. Яркость впечатлений
6. Наслаждение
7. Амбиции
8. Способности (компетентность)
9. Авторитет, влиятельность
10. Влияние
11. Значимое социальное положение
12. Благосостояние
Ценности коллективистской культуры:
1. Социальный порядок
2. Семейная безопасность
3. Чувство сопричастности, совместности
4. Самодисциплина
5. Гордость родителями и старшими
6. Уважение традиций
7. Принятие своего места в жизни
8. Помощь другому
9. Лояльность
10. Истинная дружба
11. Равенство
12. Защита окружающей среды
1.1.3 Российский тип культуры
В каждой культуре люди имеют как индивидуалистические, так и коллективистские тенденции сознания и поведения, однако относительно большой крен в сторону индивидуализма характерен для запада, а в сторону коллективизма – для Востока и Юга (Африка).
Согласно измерениям Г. Хостфеда, культурами индивидуалистического типа являются культуры США, Австралии, Великобритании, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Швеции, Бельгии, Дании, Франции, Италии, Ирландии, Германии и др. [20].
Коллективистскими культурами, согласно этим же измерениям, можно считать культуры Кореи, Пакистана, Перу, Тайваня, Колумбии, Венесуэлы, Коста-Рики, Гватемалы, Эквадора, Индонезии, Португалии, Японии, Китая и др.
Русскую культуру также причисляют к культурам коллективистского типа [19, 10, 38]. Проведенные в 1994 – 1995 гг. исследования русских диаспор в странах так называемого ближнего зарубежья показали, что при контакте с культурами коллективистского типа (в таких странах как Казахстан, Узбекистан, Азербайджан) русские отмечают у себя (как наиболее типичные) черты, свойственные представителям индивидуалистического типа культур: сдержанность, холодность, разобщенность и др. При контакте же с культурами индивидуалистического типа (страны Балтии) они, напротив, отмечают у себя (как наиболее типичные) черты коллективизма: гостеприимство, общительность, жертвенность и др. (Лебедева Н.М., 1995, 1997).